Главная / Инвестиционная привлекательность региона / Статьи

В круге первых

Автор: Владимир Ельников, газета «Деловое Поволжье», №15 от 27.04.09

По мнению заместителя губернатора Волгоградской области А.Бровко, эти усилия не только смягчат социальные последствия кризиса, но и станут стимулом для поддержания экономики региона. О том, какие шаги делает администрация области в этих направлениях, Анатолий БРОВКО рассказал «ДП».

— Анатолий Григорьевич, Волгоградская область оказалась в числе трёх первых регионов, которым Минэкономразвития РФ приняло решение выделить в 2009 году крупную субсидию для поддержки субъектов малого бизнеса. Благодаря чему регион смог оказаться в лидерах?

— Мы стали третьими после Москвы и Петербурга. Думаю, что на решение министерства смогли по­влиять несколько факторов: уровень развития малого и среднего предпринимательства, их значимость для экономики региона, степень поддержки этого сектора региональной властью. Всего нашей области на государственную поддержку малого и среднего бизнеса на условиях софинансирования выделяется 489 млн. рублей или 80%. Остальные 20% добавит областной бюджет. В итоге общая сумма составит 611 млн рублей. Считаю, что это отличный показатель, потому что в предыдущие годы на эти цели региону выделялось не более чем 35-37 млн рублей. В марте мы подали заявку на первые 73 миллиона рублей. По условиям Мин­экономразвития, нам необходимо эффективно использовать свои 20%, и только после этого мы получим деньги из федерального бюджета — оставшиеся 55 млн. Одновременно проводилась работа по отбору субъектов малого бизнеса, которые могли бы претендовать на оказание господдержки. Кроме того, в этом году сформирован венчурный фонд в объёме 280 млн рублей.

— Как производится отбор кандидатов на получение господдержки?

— Создана комиссия, куда предприниматели подают заявки. Она курируется начальником управления развития предпринимательства Владимиром Алексеевичем Демидовым. Эта комиссия рассматривает проекты и принимает окончательное решение. Приоритетом пользуются предприятия, которые занимаются производством, строительством, оказанием услуг населению, учитывается социальная значимость бизнеса.

 

— На что потрачены выделяемые средства?

— Существуют три формы поддержки малого и среднего бизнеса: получение кредитов через Региональный гарантийный фонд, субсидирование процентной ставки по кредитам в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России и выделение грантов на развитие предпринимательской деятельности. Например, гарантийный фонд работает через банки, получившие право работать с ним по конкурсу. По его условиям, банк обязан предоставлять кредиты субъектам малого и среднего бизнеса на сумму, которая в три раза превышает сумму, полученную им от фонда. Если предприниматель нуждается в деньгах, но у него не хватает залогового обеспечения, он может обратиться в фонд — т.е. в управление развития предпринимательства — и получить поручительство на 50% недостающих залогов. Мы жёстко контролируем финансово-хозяйственную деятельность тех, кто получил поддержку гарантийного фонда, и убедились в том, что механизм работает очень эффективно: банкротств и невозвратов кредитов пока не было.

Второе направление — субсидирование двух третей процентной ставки рефинансирования Банка России. Этот механизм работает не только в рамках малого и среднего предпринимательства, но и по другим направлениям. Сейчас ставка рефинансирования 13%. А две трети, которые будут компенсированы предпринимателям, составляют более 8%. На мой взгляд, выйдет достаточно существенная сумма.

 

И третье, совершенно новое направление, которое реализуется в рамках антикризисных мероприятий, - выделение грантов. Сумма гранта может составлять до 300 тыс. рублей, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.

 

— Кто может претендовать на получение этих денег?

— Из-за кризиса с крупных промышленных предприятий было уволено немало работников. И для того, чтобы были созданы новые рабочие места, мы предлагаем им заняться предпринимательской деятельностью. Приоритетным направлением мы считаем развитие услуг, которые когда-то, в советские времена, выполняли дома быта, — это ремонт и пошив одежды, ремонт обуви, бытовой техники, парикмахерские услуги. В кризис спрос на них резко вырос. Но деньги прямо в руки тому, кто принял решение заняться предпринимательской деятельностью, мы не даём. Сначала нужно арендовать помещение, и на основании договора соискателю до конца года будет оплачена аренда. Затем предприниматель, если он, например, решил заняться ремонтом обуви, покупает инструмент, оборудование, и на основании счёта из магазина получает компенсацию.

 

— В последнее время сложилась благоприятная экономическая конъюнктура для развития лёгкой промышленности. Будет ли оказана поддержка этой отрасли?

— Есть чёткие критерии для определения микро- и малого бизнеса. Большинство же предприятий лёгкой промышленности Волгоградской области под них не попадают, и помощь по линии поддержки малого бизнеса им не полагается. Что касается складывающейся на этом рынке конъюнктуры, то здесь наметилась положительная тенденция. В первом квартале в области на предприятиях отрасли наблюдался рост объёмов производства. В значительной степени это связано с ростом курса доллара. Анализируя себестоимость продукции лёгкой промышленности, которая складывается в России, мы предполагаем, что, например, Камышинский ХБК уже с мая начнёт получать прибыль. Другое дело, есть серьёзные ограничения в развитии, модернизации, реконструкции предприятия, поскольку оно находится в процессе банкротства.

 

— То есть это скорее проблемы эффективности управления со стороны собственников, а не давление со стороны импорта?

  Безусловно, есть как объективные, так и субъективные причины. Но надо отметить, что ещё 20 июня прошлого года на заседании президиума Госсовета поднимался вопрос о поддержке лёгкой, в частности текстильной промышленности РФ, и президентом России были приняты решения о том, что эту отрасль необходимо поддерживать. Наш регион включили в пятёрку регионов, где будут создаваться текстильные кластеры. В свою очередь, по указанию губернатора, мы сформировали свой масштабный инвестиционный проект, предполагающий софинансирование из средств инвестфонда. Этот проект получил поддержку фактически на всех уровнях и в Минэкономразвития, и в Министерстве промышленности и торговли.

 

— Как процедура банкротства ХБК повлияет на реализацию этого проекта?

— Положение непростое, но во время моей недавней поездки в Камышин были приняты совместные решения, вселяющие оптимизм. В переговорах участвовали и профсоюзы, и руководство в лице арбитражного управляющего, и главный федеральный инспектор, и администрация области. Главный итог: производство не будет остановлено, на торги выставят весь бизнес, оборудование не распродадут по частям, сохранится трудовой коллектив. Тем более, что рынок складывается очень благоприятно для дальнейшего роста производства.

 

—Как правило, в условиях кризиса вместе с падением доходов населения падают и цены, а у нас они растут. Что происходит?

— С начала 2009 года в среднем в Волгоградской области цены выросли на 5,3%. Однако есть товары, которые являются биржевыми, и именно по ним отмечен резкий скачок цен. Например, сахар в Волгоградской области подорожал более чем на 40%. Объясняется это тем, что с августа и до конца  прошлого года сахар производился из отечественной сахарной свёклы. Но она закончилась, и сахарные заводы вынуждены были перейти на импортный сахар-сырец. А это биржевой товар, цена на него зависит от курса доллара, который по отношению к рублю значительно вырос. Но если сравнить Волгоградскую область с соседями, то у нас средняя цена на сахар минимальная. Например, в Астраханской области он стоит 29,7 руб., в Краснодарском крае — 29,2 руб., в Самарской области — 31,2 руб., в Ростовской — 29 руб. А у нас — 28,7 руб. И это при том, что в Волгоградской области сахар-песок не производится. Дешевеют у нас молоко, яблоки, подсолнечное масло и яйца.

 

- За счет чего удалось получить такие результаты?

- Начну с того, что губернатор лично контролирует ситуацию. Каждый понедельник свой доклад ему я начинаю с цен. Раз в две недели провожу выездные совещания на каком-либо из предприятий сетевой торговли, куда приглашаются местные товаропроизводители, которые не могут войти в эту сеть и разместить на её полках свою продукцию. И очень конкретно, индивидуально с каждым предприятием решаются вот эти все вопросы. По результатам принятых решений мы составляем протокол и контролируем выполнение принятых договорённостей. Сейчас мы разослали торговым сетям проекты соглашений с администрацией области. И если мы проанализируем ситуацию за год, то можно проследить положительную динамику замещения местными товарами продуктов, которые ранее завозились в Волгоградскую область.

 

  Насколько допустимым вы считаете протекционизм по отношению к местным товаропроизводителям? Нет ли в нём опасности нарушения единого экономического пространства страны, функционирования свободного рынка?

— Цель администрации области — обеспечение продуктами питания её населения. Поэтому мы рекомендуем торговым сетям в первую очередь обращать внимание на наших местных товаропроизводителей, более того, мы рекомендуем размещать их продукцию на самых лучших полках. Ведь это выгодно всем: за счёт уменьшения расходов на транспорт и логистику снижаются цены, растёт спрос и товарооборот, поступления налогов в региональную казну. Но у сетевых магазинов достаточно жёсткие условия, выдержать которые под силу не каждому местному товаропроизводителю. И вполне понятно, когда сети закупают продукцию именно у тех поставщиков, которые могут и знают, как выдержать эти требования. На самом деле жёсткого протекционизма нет, всё в рамках разумного. Ведь если какая-нибудь замечательная волгоградская фабрика производит вкуснейшие пельмени, но не может сделать достойную рекламу, не может организовать бесперебойную доставку этой продукции, то торговая сеть имеет полное право отказаться от неё. Какие-то инструменты жёсткого давления на торговлю не применяются. Мы организуем встречи местных товаропроизводителей и сетевиков, и за счёт этого добиваемся, на мой взгляд, максимально эффективных результатов.

 

— А помогает ли администрация области в продвижении местных товаропроизводителей за пределы региона?

  Недавно губернатор провёл совещание с генеральным директором крупной торговой сети «Копейка». Она представлена 550 магазинами в 26 регионах. Так вот в рамках работы по созданию условий для развития местных товаропроизводителей было подписано соглашение, на основании чего был составлен список из 13 наиболее достойных волгоградских предприятий, которые могут продавать свою продукцию в магазинах этой сети.

Возврат к списку