Приветствия телемитов. Алистер Кроули: "Делай, что хочешь - таков Закон" "Делай, что хочешь - таков весь Закон"

Билл Хайдрик IX°

"Делай что изволишь – таков весь Закон." -- Liber AL, I:40
"Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей." -- Liber AL, I:57

Так телемит приветствует телемита. Этими словами они начинают и заканчивают свои письма, так они приветствуют друг друга и прощаются. Многие размышляли об их значении; но, некоторые, вопреки призыву "Книгу Закона" ("не изменяй даже написания букв"), находили для себя возможным изменять их. Дальше следует частное мнение на этот счет. Авторитетов в этом вопросе не существует, и никто не может настаивать на своей исключительной правоте. "Каждый мужчина и каждая женщина - звезда".

Халифат О.Т.О. постановил, что в текст "Книги Закона" нельзя вносить никаких изменений. Каждый инициируемый в Орден должен подтвердить, что принимает на себя эти обстоятельства. Другое дело, принимать Книгу Закона полностью или частично. Однако же как ты можешь принять ее или отвергнуть, если у тебя перед глазами нет аутентичного текста. Для того чтобы сохранить нашу Священную книгу, мы должны уберечь ее от искажений.

В последнее время этим немало злоупотребляли, особенно в отношении принятых приветствий. В частности, близкие к нам виккане также внесли свои изменения: "Если это не вредит никому, делай то, что ты изволишь - таков весь Закон". Для обывателя это звучит нормально. Но сохранился ли смысл? Очевидно, нет, поскольку изначально телемитское приветствие: "Привет, береги себя и расслабься".

Каждый звук в нашем приветствии столь же важен, как во фразе, которой встречают друг друга христианские монахи: "Помни, брат, что Ты должен умереть!" - но звучит оно гораздо оптимистичнее. Это "что" (во фразе "Делай, что ты желаешь, вот весь Закон") и есть смысл твоей жизни, зачем ты живешь. Даже если это "что", продиктованное твоей Истинной Волей, угрожает целой нации - все равно делай это. И бояться здесь нечего. Когда ты делаешь то, ради чего ты получил эту инкарнацию, значит, именно такие твои действия необходимы для Великого Делания.

Часто встречается и другая подмена: "Делай, как тебе хочется..." Кроули сам возражал против такой интерпретации. Но это чересчур вольный вариант. Жить в свое удовольствие - это не Телема. Такая философия ни к чему не ведет. В этом нет никакого практического смысла. "Что" подразумевает здесь вполне определенную вещь. Она может быть действием, жизненную позицию, творчество, работа в искусстве или любое другое реальное воплощение. Это может изменяться время от времени, но суть останется неизменной. Это есть Закон, порядок жизни в Эон Гора. Таков весь Закон; без каких-либо исключений и искажений.

И что мы делаем дальше? Заявляем, что наши задачи приоритетны по отношению к другим? Нет. Для начала поймите, что представляет собой ваше Истинное Желание. В оригинале написано не "...таков есть весь Закон", а - "таков будет весь Закон". Эти слова нельзя использовать, пока вы не будете знать, что представляет собой ваше Истинное Желание в данной ситуации. Как только вы осознали смысл вашего Желания, все произойдет мгновенно.

"Это - моя Воля", говорит прожигатель жизни. "Это было сделано быстро и молча" - так говорит тот, кто видит действие Телемы. Что вы делаете, пока не появляется Ангел? "Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей". Следуйте велению вашего сердца; Агапэ и Телема вместе составляют 93.

Слишком много псевдо-телемитов, которые во главу угла ставят свои Желания. Все же лучше полжизни быть простым любящим смертным, чем наполовину божественным королем и одновременно задницей. Если вы не знаете, что делать, всегда выбирайте путь любви. Любовь - это нежный сон Телема, тогда как Великое Деланье есть неусыпный труд.

Чаще всего в Книге Закона меняют заглавные буквы на прописные. Изменения в пунктуации также часто встречаются. Отчасти это понятно. Многие части рукописи неоднозначны. Почерк Кроули далек от совершенства. Однако, то, что касается приветствий не вызывает сомнений. Здесь все относительно ясно.

Там, где предложение начинается с заглавных букв, это можно рассматривать как просто грамматику (другими словами, вся тайна кроется в правилах правописания). А где заглавная буква появляется в необычном месте, здесь следует искать специальный смысл. Слово "Закон" написано заглавными буквами в первом стихе приветствия, а во втором нет. Активно в первом и пассивно во втором, или решительно в первом, и утонченно во втором - суть подобной интерпретации очевидна.

Разбрасывать заглавные буквы наугад - значит мутить воду. Иногда виной всему простые опечатки в использовании этих приветствий. Такие ошибки можно игнорировать, но их можно и заметить. Приветствие первого выпуска этого бюллетеня было из ряда вон выходящим: "Do what thou will ..." Может, кто-то поправил это с точки зрения простой грамматики? Может быть, но я могу рассказать о собственных опечатках. Когда у меня в доме есть человек, которого я люблю, то, помимо воли, я могу напечатать: "Love is the law, lover under will". Несомненно, мне хотелось бы выдать желаемое за действительное, но это не имеет никакого отношения к Телеме.

"Так что же, если имеется небольшой изъян в уже напечатанной книге?". В какой-то степени это не имеет значения, но книги изнашиваются и их перепечатывают. Членам ОТО не свойственно пускать дело на самотек, и они серьезно относятся к Книге Закона. Однако некоторые Телемиты не слишком озабочены этим. Они находятся во власти своих Желаний, да и Книгу Закона не особо читают.

Те, кто приобщается к Телеме через OТО Алистера Кроули, понимают, насколько важно бережно относиться к "Книге Закона". А некоторые телемиты не останавливаются ни перед чем, лишь бы опубликовать Книгу Закона, пусть даже с опечатками.

Некоторые переписали или дополнили "Книгу Закона" своими собственными добавлениями. Такие вещи хороши для этих людей и их последователей; но у нас есть оригинал Кроули, и нам важно сохранить его для Эона Гора. Это просто. Написание этой статьи как раз и есть часть такой работы. Привлекать внимание к опискам, пропускам, опечаткам также является частью этой работы.

Из-за небрежности в использовании приветствий их смысл иногда теряется. Те, кто подменяет "Делай, что ты изволишь" на "Делай как ты изволишь" обычно думают, что смысл этой фразы - свобода от всех ограничений. Это правда, но к подлинному смыслу телемитского приветствия не имеет ни малейшего отношения.

Когда вы сознательно связываете себя со своей Истинной Волей, то действительно полностью свободны в реализации своего Желания. Но то, как вы будете делать это, не значит, что вы свободны от всего. Если вы хотите руководить страной как президент, вы можете застрелить ныне действующего лидера и занять его место. Но если вы думаете, что у вас есть такое право, вы сумасшедший. Такие действия могут быть оправданы обстоятельствами, но крайне редко.

Время от времени может показаться, что существует несколько способов реализовать ваше Желание. Однако на самом деле есть только один такой способ - тот, который приносит успех. Если же вас постигла неудача, значит, вы выбрали не тот способ. В теории - это всегда сложно, но на практике - все понятно.

Наихудшее использование этих приветствий пребывает в опасной близости к наилучшему их внешнему применению. Многие из нас учителя. Часто у нас есть сила и власть, чтобы руководить другими. Когда эта власть используется для того, чтобы подавить чью-то Волю, это есть Ограничение и Слово Греха. Когда эта власть используется по отношению к тем, кто ждет от тебя руководства к действию, это - норма. Если они послушают тебя - отлично. А если нет - значит, это не соответствует их Воле. Все это может создать сложности для тех, кто пытается работать вместе.

В этом случае, есть смысл периодически устраивать своего рода испытания, чтобы понять, кто - дурак и бездельник, а кто - Телемит, который не пойдет тем же путем, что и другие. Можно обойтись без крика и шума, просто предложив человеку сделать что-то любопытное, но явно глупое. Если он откажется - отлично. Если предложение принято, то имеет смысл задуматься, а что делает этот человек в Телеме? По этому поводу проконсультируйтесь с "Liber Jugorum," Глава I, параграф 2.

Второе испытание может состоять в том, чтобы предостеречь человека от совершения поступков, внешне приятных, но по сути - вредных. Если он не смог удержаться от соблазна сделать это, то, очевидно, этот человек пока далек от понимания своей истиной Воли.

Впрочем, такими испытаниями злоупотреблять не следует. Если учитель прибегает к ним слишком часто, то можно заподозрить его в несколько садистском чувстве юмора.

Телемические приветствия имеют любопытные параллели в других традициях. Рассмотрим четыре правила Сфинкса.

Делай ---- знать
что ты изволишь ----желать
(вот весь Закон)

Любовь ---- осмеливаться
(есть закон)
любовь в соответствии с волей ---- хранить молчание

Если вы осознали свою Волю, это и есть, по существу, знание о том, что надо делать. Речь не идет о неопределенной склонности, которая бы не предполагала активной реализации. Речь не идет об ощущении присутствия Ангела. Это так же ясно и просто, как знание механика, какой ему надо использовать гаечный ключ, чтобы затянуть тот или иной болт. Так и маг обладает практическим знанием, какая энергия или предметы необходимы в определенных случаях. Ваша Активная Воля - это не желание само по себе, которое может реализоваться, а может - нет. Это - таинственная энергия, которая движет силами по воле мага.

Воля обладает давлением и направлением - подобно концепции единичного вектора, как это используется в физике. Единственная разница - это то, что сила происходит не от дискретной причины, а от энергетического поля, которым является ваш Гений. Присутствие этого Гения не есть активная Воля сама по себе, но это есть сущность, предшествующая проявлению Воли.

Любовь всегда требует, как минимум, смелости. Любовь не может быть действенной, если она направлена только на себя. Она должна быть направлена на другого. Неактивная любовь, подобно присутствию Гения, предшествует любви, направленной вовне. Пока вы не полюбите себя, вы никоим образом не можете полюбить другого. Эта активная форма любви - представляет собой отдачу энергии без страха того, что вы что-то потеряете, или кто-то злоупотребит вашей любовью. Вы просто бескорыстно добавляете ее к жизненной силе другого, таким способом, чтобы это работало. Это не насилие. Передача жизненной энергии должен происходить в соответствии с Истинной Волей другого, которая, в конечном счете, должна прийти в гармонию с вашей собственной. Секс может участвовать во всем этом, а может и не участвовать.

Совет хранить молчание подразумевает очень многое. Без сомнения, в первую очередь, речь идет о сохранении чьей-то тайны. Эта тишина - изначальное уважение к Правде. Если что-то произносится или пишется, это уже наполовину ложь. Не пытайся объяснить каждое действие тем, что ты совершил его в соответствии с Истинной Волей. Время от времени каждый Телемит сталкивался с вопросом: "Если ты такой умный, почему ты такой бедный?". Если такой вопрос или его производные задевает вас, то медитируйте некоторое время на приветствиях. Если вы вершите свою Волю и ваша Любовь направляема Волей, вы богаты. Только тот, кто способен жить так, понимает, в чем заключается смысл этих слов.

Ни один Телемит несовершенен. В лучшем случае - это компромисс, чтобы защититься от общественного мнения. В худшем - это та ваша часть, с которой у вас есть проблемы. Пусть те, кто намерен принять Присягу Пропасти, остерегаются, ибо, достигнув необходимого уровня знания, человек не может остаться живым в нижнем мире. Добившись полного совпадения с Волей, человек полностью завершает свое делание, - в его жизни не остается ничего незавершенного.

Contents Copyright (C) 1978, 1997 Bill Heidrick

Найти это место не так просто: в путеводителях и на картах оно не обозначено, а местные жители о Телемском аббатстве ничего слыхом не слыхивали. И однако это настоящая Мекка для туристов: лет сто назад сюда стремились попасть поклонники магии и оккультизма со всего мира.

«ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

Аббатство находится в 20-30 минутах ходьбы от исторического центра средневекового итальянского города Чефалу, что в часе езды от Палермо, столицы Сицилии. Сейчас здесь можно увидеть лишь старый дом с полуразрушенной черепичной крышей, заколоченными дверями и окнами, на стенах – остатки фресок, частично закрашенных краской. Кругом грязь, запустение, осыпающаяся штукатурка... Трудно представить, что этот дом был настоящим эзотерическим центром, основанным в 1920 году, когда в аббатство приехал Алистер Кроули – незаурядная и весьма известная в свое время личность.

Получив образование в Кембридже, Кроули увлекался живописью и астрологией, писал стихи, занимался альпинизмом, изучал масонство, практиковал белую и черную магию. Название аббатства Алистер Кроули позаимствовал у французского писателя Франсуа Рабле, который описал Телемскую обитель («телема» от греческого слова – «воля», «желание») в книге «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле назвал аббатством свою обитель скорее в издевку: она бросала дерзкий вызов монастырским порядкам. Здесь с неприязнью относились к канонической религиозной атрибутике и ханжам-святошам, зато воспевали благородство человеческой природы, союз достойных, хорошо воспитанных и образованных людей. «Послушники» же современной Телемской обители жили, придерживаясь единственного правила: «Правил не существует», девизом аббатства стало изречение Кроули: «Do what thou wilt» (Делай что пожелаешь). Аббатство стало своего рода коммуной свободной любви, пристанищем людей, отвергающих моральные и религиозные устои. Последователи Кроули под его руководством изучали черную магию, проводили службы в честь сил тьмы и демонов, а также орфические мистерии. Практики для телемитов были как индивидуальными, так и обязательными для всех, в зависимости от степени посвященности.

СТЕЛА ОТКРОВЕНИЯ И КОМНАТА КОШМАРОВ

Итак, 14 апреля 1920 года в Телемском аббатстве Алистер Кроули и его последователи, среди которых были преимущественно женщины и дети, провели первую церемонию посвящения. В тот день Кроули писал: «Мы высоко, на перешейке полуострова, на западе – Палермо, на востоке – море, огромные камни Чефалодиума на севере, и за нами на юге поднимаются холмы, зеленые от деревьев и травы. В моем саду полно цветов и обещают быть фрукты». Другими словами, это место было настоящей находкой для Кроули и его «послушников»-телемитов. Свои впечатления после посещения аббатства подробно записала некая Бетти Мэй: «От деревни Чефалу нужно было долго идти вверх по узкой извилистой тропинке. На вершине холма – ферма безо всяких санитарных удобств: одноэтажный каменный дом с черепичной крышей и оштукатуренными стенами в 18 дюймов толщиной...» Далее она рассказывает, что из центральной залы дома – как раз там проводились телемические мистерии – двери вели в пять комнат. На полу, покрытом красной плиткой, был нарисован магический круг с наложенной на него пентаграммой, лучами касающейся окружности. В центре круга стоял шестигранный алтарь с копией Стелы Откровения (погребального памятника древнеегипетскому жрецу Монту Анхефенхонсу, жившему около 680 года дон. э.), экземпляром «Книги закона» (главного священного текста телемитов, написанного самим Кроули), свечами и другим магическим инвентарем: колокольчиком, резцом, печатью, мечом, чашей и книгой записей аббатства... На восточной части окружности стоял трон Зверя с горящими свечами, расположенный лицом к алтарю. Между троном и алтарем на ритуальных кинжалах висела горящая угольная жаровня. На западе стоял трон Багряной Жены, а вдоль внутренней стороны окружности были начертаны древнееврейские имена Бога, Стены аббатства Кроули расписал магическими фресками. Замкнутость проживания, присутствие женщин, а также экстравагантность одеяний, которые носил Кроули, порождали среди местного населения самые невероятные слухи. Так, говорили, что новичков здесь накачивали наркотиками и заставляли провести ночь в Комнате Кошмаров, а женщин заставляли заниматься проституцией на улицах Палермо, когда в аббатстве не хватало денег. Рассказывали также, что нередко здесь приносили в жертву людей. Однако

достоверных подтверждений всем этим мрачным россказням не обнаружили...

КОНЕЦ ТЕЛЕМЫ

Но аббатство все же закрыли. Причиной стал скандал, связанный со смертью известного английского денди Рауля Лавдея, ученика Кроули. Умер он то ли из-за брюшного тифа, то ли от передозировки наркотиков, но самая экзотическая версия – из-за отравления кошачьей кровью, чашу с которой якобы поднес ему неистовый Алистер. Жена Лавдея развернула в прессе кампанию против Кроули. В итоге 13 апреля 1923 года, после не столь уж длительного полицейского расследования, итальянские власти закрыли аббатство и выдворили «хулигана» за пределы Италии «за непристойное поведение и сексуальные извращения». Женщины, оставшиеся в обители, были вынуждены продать жителям города весь свой скарб для уплаты долгов, оставленных Кроули, и потихоньку разъехаться по домам. Но неутомимый их предводитель вовсе не собирался уходить в тень: он развернул бурную деятельность в Германии, где стал идейным вдохновителем многих магов, которые впоследствии верой и правдой служили Третьему рейху...

Словом, история аббатства была очень увлекательной, настолько, что в 1954 году американский режиссер Кеннет Энгер снял фильм о Телеме, назвав его весьма интригующе – «Торжественное открытие храма наслаждений». Картина, правда, в прокате провалилась: кинокритика дружно признала ее «неким проклятым ритуалом», а не художественным произведением. По словам писателя Роберта Ирвина, посетившего премьеру, «...фильм напоминает своеобразный психоделический мюзикл, который сняли в старьевщицкой лавке, где все предварительно отполировали до блеска». Справедливости ради заметим: эта картина и сегодня частенько скачивается из Интернета и широко известна в узких кругах эзотерической элиты. А это значит, что Телемское аббатство Алистера Кроули с его девизом «Делай что изволишь» до сих пор остается привлекательной, хотя и утопической, моделью духовного братства.

Т елема (названная так по греческому слову Θελημα , означающему «воля») – это философская школа и религиозная система, которая была создана в 1904 году, когда британский маг (1875–1947) получил от таинственной «сущности» по имени Айвасс основополагающий документ . Первоначально эта книга была названа Liber L, а позднее переименована в Liber AL, также ее часто называют Liber Legis, или Книга Закона.

Кроули верил, что Айвасс – не кто иной, как его . Это таинственное существо предрекло, что на смену нынешнему Эону, времени умирающих и воскресающих Богов, (названного по имени египетского Бога Осириса), грядет новый Эон, который олицетворяет сын Осириса – Коронованный Ребенок – Победитель Гор. Себя Кроули считал Пророком нового Эона, который призван возвестить о нем людям.

Основную концепцию Закона нового Эона можно сформулировать двумя цитатами из Книги Закона:

1. « Твори свою волю: таков да будет весь Закон » (AL I:40)

2. «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей» (AL I:57)

Для того, чтобы разъяснить себе и другим Книгу Закона, Кроули написал многочисленные комментарии. Предполагается, что телемиты (последователи Учения Телемы) должны истолковать эту книгу сами, каждый для себя, основываясь на комментариях Кроули и других работах; но не ограничиваться лишь собственными интерпретациями и, тем более, не навязывать их другим.

Главной целью Телемы является раскрытие Истинной Воли, которая лежит в основе сокровенных глубин Природы и жизненных устремлений каждого человека. Методы достижения этой цели являются стержнем Магии Телемы.

Телема имеет различные философские, политические и культурные аспекты. Строгой «телемитской доктрины» не существует, но Алистер Кроули написал немало статей и эссе об идеальной личности и идеальном обществе. Его последователи продолжают развивать эти идеи и сегодня. В основе всего лежит личная свобода и осознание того, что каждый мужчина и каждая женщина имеют Божественную природу, а сутью и смыслом Великой Работы является Любовь.

Теология Телемы

Согласно Телемитской доктрине, выражение Божественного Закона в Эоне Гора – «Твори свою волю: таков да будет весь Закон» . Этот «Закон Телемы», как его называют, не должен интерпретироваться как разрешение потворствовать любой своей прихоти, а скорее как Божественный мандат на то, чтобы обнаружить Истинную Волю или истинную цель в жизни, и исполнить ее; а также предоставить другим делать то же самое на их собственном уникальном пути.

"Принятие" Закона Телемы – то, что определяет Телемита; если вы называете себя Телемитом, то главным делом вашей жизни становится познание и реализация вашей Истинной Воли. Достижение "Знания и Собеседования со Святым Ангелом-Хранителем" рассматривается как неотъемлемая часть этого процесса. Методы и практики, которые нужно использовать в этом процессе, многочисленны и разнообразны, вместе они сгруппированы под обобщенным термином "Магика" (Magick).

Телема не имеет никакой собственной концепции дьявола или Сатаны, аналогичной иудо-христианской, однако, псевдо-персонификация беспорядка, безумия, иллюзии и эгоцентричного невежества упомянута под именем "Хоронзона" .

Основные теологические концепции и символы Телемы содержатся в «Книге Закона» , три главы которой представляют три изначальных Божественных формы.

1. Нюит (Ну) – является в первой главе Книги. Она бесконечно расширяющаяся Богиня египетского пантеона, олицетворяющая ночное небо, Королева Пространства и Всеобщая Высшая Мать. Нюит дополняется Хадит.

2. Хадит (Хад) – представлен во второй части Книги. Это крылатый солнечный диск, бесконечная точка пространства, космический источник жизни. Хадит дополнен Нуит.

3. Ра-Хор-Хуиту (Гор) посвящена третья глава Книги Закона. Он представлен как соколиноглавый повелитель наступающего Эона, его называют также Коронованным и Побеждающим Ребенком. (Ра – египетский бог Солнца).

Другие персонажи, упомянутые в «Книге Закона».

Этот человек был известен своими причудливыми увлечениями и пугающими идеями. Он был черным магом и сатанистом, называл себя «самым грешным человеком в мире» и присвоил себе титул Зверя 666. Его имя - Алистер Кроули.

Будущий поэт и оккультист родился в 1875 году в городе Лемингтон, Англия. Доподлинно неизвестно, правда это или вымысел, но, по его собственному описанию, при рождении у него на груди были обнаружены четыре сплетенных волоска, которые образовывали свастику. Впрочем, детство Алистера нельзя назвать неординарным: он был любим и опекаем своими родителями, у него была няня, летом он катался на лошадях во время семейных поездок на запад Англии, и, как любой любознательный мальчишка, познавал мир вокруг себя.

Его семья принадлежала к Плимутскому братству, и ребенка воспитывали в традициях этой религиозной общины. Тем не менее, нельзя назвать удивительным тот факт, что Кроули в более взрослом возрасте стал антихристианином: семейные религиозные практики обратным образом повлияли на его мировоззрение – Алистер был в большей степени впечатлен ужасами ада и грехов, описываемых в Библии, нежели пророчествами грядущего спасения. Свое влияние также оказала школа Чемпни, где учился будущий черный маг и которую он описывал как «гнездо разложения и упадка,… [где] лицемерие и доносительство считались единственными добродетелями».

Смерть отца в 1887 году стала ударом для Алистера, и в то же время позволила ему ощутить небывалую до этого момента свободу. Он освободился от религиозного влияния главы семьи, стал сомневаться в истинности Библии, начал ценить те «идеалы», которые предлагала его школа и одновременно увлекся написанием непристойных стихов. Он обвинил Плимутское братство в смерти своего отца – как он считал, члены братства были фанатиками, непоследовательными и лицемерными, проповедующими ложные истины. Это время становится определяющим для Кроули в его последующей жизни: он встает на путь противостояния Богу.

В 1895 году Кроули поступает в Тринити-колледж в Кембридже. В это время он получает наследство своего отца, после чего вокруг него начинают роиться слухи о его огромном богатстве. Впрочем, его образ жизни вполне подтверждает их: он тратит огромные суммы на одежду, книги, автомобиль. В колледже Алистер высказывает желание изучать английскую литературу, он много читает, его кумиром в этот период становится Ричард Френсис Бертон, писатель-востоковед, который открывает Кроули таинственный мир Востока. Через два года Алистер отправляется в Санкт-Петербург изучать русский язык, однако впоследствии признает это занятие «скучным» и возвращается в Кембридж.

Спустя год Кроули переживает важный момент в своей жизни, о чем свидетельствует следующая цитата: «Я осознал, что обладаю магическими силами, присутствие которых могу почувствовать и удовлетворить ту часть своего существа, которая до сего момента была скрыта от меня. Это был момент ужаса и боли, а в определённой степени и духовного насилия, и в то же время это был ключ к самому чистому и самому благочестивому духовному экстазу, который только может существовать» . Через некоторое время он серьезно заболевает, и, находясь практически при смерти, осознает, что ему обязательно необходимо оставить след в истории. По его мнению, единственным способом достичь славы являлся непосредственный контакт с дьяволом и увлечение миром магии.

Закончив колледж, оккультист всецело посвящает себя трем своим увлечениям: магии, альпинизму, и поэзии, отдавая при этом предпочтение магическим практикам. Однако его первые попытки на этом поприще не увенчаются успехом: известен случай, когда он, намереваясь вызвать духов воды, направился к озеру, где соорудил алтарь и воскурил ладан, однако привлек только полицейского, который был удивлен видом человека, скачущего вокруг костра. Тем не менее, наставник Кроули видел талант своего ученика и предложил ему вступить в магическое общество «Герметический орден Золотой Зари», которое было одним из наиболее влиятельных оккультных обществ в Англии того времени. Будучи членом ордена, Алистер начал экспериментировать с наркотическими веществами – он любыми способами пытался достигнуть состояния расширенного сознания. В 1900 году в «Золотой Заре» происходит раскол, и Кроули приходится покинуть общество.

Следующим этапом в жизни мага становится его переезд в Мексику, где он работает над созданием собственного магического ордена. Однако его занятия магией этого времени описывает лишь один забавный случай: Кроули озаботился идеей, как отвлечь комаров от укусов человеческого тела. Он вообразил, что к ним необходимо относиться с любовью, признав право на жизнь. Способ заключался в достижении такой мысленной концентрации, при которой подавлялось желание убить москита.

Когда Кроули возвращается в Англию, он знакомится со своей будущей женой Роуз. Ей были посвящены четыре самых значимых стихотворных произведения, созданные Алистером, включая стихотворение «Роза мира» (“Rosa Mundi”). Позднее он напишет: «Я пою для неё, вспоминаю об обстоятельствах, при которых родилась наша любовь, намекаю на ожидаемый плод этой любви и сплетаю всё это в яркую ткань восторга». Тем не менее, Кроули не был образчиком морали в этих отношениях – его увлечение другими женщинами никуда не исчезло. Он считал себя «слишком разносторонним мужчиной, чтобы ограничиваться одной женщиной» . Роуз родила мужу двоих девочек, более того, она сыграла судьбоносную роль в его магических занятиях: во время их путешествия в Египет, она впала в состояние «духовного пробуждения», вступила в контакт с неведомыми силами и сообщила мужу, что ему суждено стать «звеном между солнечно-духовной силой и человечеством» .

В это же время Кроули пишет свое наиболее известное произведение «Книга Закона». Его создание также окутано мистицизмом: Алистер посетил музей, где общался с духом по имени Айвасс, который и надиктовал ему книгу. «Книга Закона» - это поэма в прозе, которая возвещает пришествие на земле новой эры, связанной с богом Гором. Оккультисту предстояло стать проповедником новой религии. В книге описан Закон Телемы, который характеризуется словами: «Твори свою волю, таков и будет весь Закон», «Любовь – это Закон, Любовь по доброй воле».

В 1908 году Кроули приступил к созданию нового ордена, который получил название «Серебряная звезда». Члены ордена занимались магическими практиками в «храме», располагавшемся в специально арендованном помещении. Как впоследствии напишет Кроули, помещение приобрело настолько сильную магическую ауру, что будущий съемщик при осмотре не выдержал и в ужасе выбежал из здания. Орден также выпускал журнал «Равноденствие» (The Equinox), где печатались произведения Кроули и других членов ордена.

С началом Первой Мировой войны Алистер Кроули переезжает в Америку, где живет в крайне затруднительном финансовом положении. Тем не менее, он продолжает занятия магией, которые заключаются в работе над «эликсиром жизни», и все больше погружается в пучину наркотических экспериментов. Его основной целью в этот период времени стало создание «Аббатства Телемы» - общины, где Кроули пытался воплотить в жизнь свою новую религию. Спустя некоторое время он написал книгу «Дневник наркомана», которая вызвала значительный резонанс в обществе. Книгу описывали как «греховную, но притягательную». Однако после публикации на него обрушилась волна критики со стороны общества: ему приписывали самые чудовищные преступления, включая каннибализм.

Вторая Мировая война для Кроули была ознаменована работой над «Книгой Тота», которая представляла собой его интерпретацию учения о картах Таро. Особую важность он приписывал так называемым «старшим арканам», или козырным картам. «Я убедился, — писал он, - что эти двадцать две карты представляют собой цельную систему иероглифов, символизирующих собой все энергии Вселенной». Колоду карт он создал с помощью художницы Фриды Харрис.

Летом 1947 года здоровье Кроули резко ухудшилось. Он умер 1 декабря от хронического бронхита, осложненного сердечной недостаточностью. Его последними словами стала фраза «Я запутался» . Урна с прахом оккультиста захоронена в Хэмптоне, штат Нью-Джерси.

Екатерина Постная

Поступайте согласно своей воле, таков да будет весь закон!

Богословско-магическая концепция, изложенная в работах Алистера Кроули, – Телема – только на первый взгляд кажется его собственным изобретением. Телема в переводе с греческого дословно означает воля – всем известный моральный аспект, одна из величайших способностей человека, и предмет спора всех религий и философских течений мира.

Что есть свободная воля? В какой мере мы имеем право поступать в соответствии с ней? Насколько помогло бы или наоборот, повредило человечеству, если бы каждый поступал, как хочет? Именно этими вопросами задавались все – от древнегреческих философов до средневековых схоластов, от простых верующих до папы римского, и с каждым столетием люди позволяли себе все чаще поступать согласно собственной воле.

Краткий экскурс в историю

Долгое время, когда Библия и работы отцов церкви были мерилом всему, ответ на вопрос, можно ли поступать, как хочется, давался однозначно отрицательный. Нет, мы не могли поступать, как нам вздумается, ведь был внешний порядок, изложенный в учении, и там давались достаточно строгие предписания, как поступать в каждой жизненной ситуации. «Да будет воля не моя, а Твоя», – говорил Иисус, обращаясь к Отцу, и всякий верующий в глубине души мечтает исполнять божью волю, заглушив собственные желания. Идея, в общем-то, замечательная, только в христианской парадигме, почти невыполнимая: разве что монахами-отшельниками. Ведь между «Его волей» и человеком стоял закон, изложенный в Библии, который до невозможности строг, и будто бы специально направлен против человеческой природы. Но, тем не менее, человек не мог выполнять волю бога, не выполнив перед этим закон, который невозможно выполнить. Оставалось пребывать в постоянном осознании собственной грешности (а ведь кто из нас когда-либо был праведником?) – а это невероятно тяжело. Конечно, суть такого учения – страдание, ведь достичь идеала практически невозможно. Так и происходит – христианство повсеместно либо постигается через мучения, через осознание собственной никчемности, изгнание, принятие на себя образа Христа, либо примитивно изображается обыкновенными мещанами, будучи ложным и навязанным.

Как человечество дошло до христианства: ведь были у него предшественники в виде языческих религий, совершенно с другими предписаниями? Собственно, ситуация была не лучше, ведь строгостью тех правил жизнь древнего человека была пронизана еще больше. Он еще в меньшей степени был отделен от коллектива, в силу сложностей выживания в окружающей среде и невозможности получить еду и кров где-либо, кроме как в коллективе. Просто однажды одни правила заменили другие – языческие – христианскими или мусульманскими. Это только кажется тяжелым и длительным процессом, но как показывает практика, запретить что-либо гораздо проще, и это еще раз демонстрируется тем, с каким энтузиазмом в некоторых странах взялись исполнять недавно принятые законы.

Реформация, просвещение, а затем стремительное развитие науки поставили под сомнение богоданность священного писания, пошатнув самые основы веры, после чего христианство, да и прочие мировые религии, начали стремительно терять своих единомышленников, и вот, каждый второй европеец, если не атеист, то, в общем-то, все равно не относит себя ни к какой религии. Появилась прослойка людей, которая часто задавала себе вопрос: «Почему, обладая собственной волей, я не могу ее исполнять?» И, разумеется, были те, кто пришел к единственному ответу: «могу, обязательно могу, и мало того – так только и буду теперь поступать».

Нет бога, кроме человека

Подумайте, если нет внешнего свода правил, кто является мерилом всему? Только человек, ведь какой-то внешний бог почти ни к кому не приходит и не говорит: делай так, а не так. Только собственное субъективное состояние души может помочь понять, правильно вы поступаете, или нет. И вот индивид, вчера еще пугавшийся собственных желаний, начинает их исполнять с нарастающим энтузиазмом. Конечно же, он встречается с препятствиями, которые поставило перед ним общество: за долгие века установления собственных правил, оно перекрыло все лазейки, чтобы не допустить появления инакомыслия. Наш проснувшийся гений начинает постигать себя через выполнение желаний, через изучение себя и того, как его желания совпадают или наоборот, противостоят общественным и богословским правилам. Некоторые, пустившись в путешествие без опоры, отбросив костыли церкви, приходят к тому, что «Бог умер» и «Бога нет, все дозволено». Некоторые проникают в самую суть, говоря: «Не ищи Будду в словах» и «Нет бога, кроме человека».

Обладая достаточно развитым умом (а собственно, только развитый человек мог дойти до размышлений такого уровня), вы, скорее всего, убедитесь, что, только действуя из принципов «не навреди», «не вмешивайся» и «приноси пользу», можно жить в гармонии с собой и вселенной. Потому что все мы связаны единой нитью. Об этом, кстати, твердят все религии, и хоть правила жизни в них различаются, в своей философской сути они совпадают. Просто теперь у вас нет больше правил, на которые следует оборачиваться – только на свои собственные, приобретенные на опыте или путем размышлений.

Есть некий вселенский закон, который нельзя передать словами. Всякие слова будут догмами, всякое откровение из журчащего ручья истины превратится в сухую потрескавшуюся землю, если будет записано в виде правил. Поэтому достаточно одного правила, о котором говорил персонаж по имени Нюит в Книге Закона Алистера Кроули. «Поступай согласно своей воле, и никто не скажет нет». Только сами для себя мы можем определить, как жить гармонично, будучи при этом полезными для других. Возможно, та жизнь, которой вы будете жить через десять лет, будет сильно отличаться от той, что общество называет успешной или правильной, но главное, чтобы вы сами в этом во всем были счастливы. А человек счастлив тогда, когда чувствует себя на своем месте и не только выполняет свои эгоистические желания, но и как-то воздействует на общество (а возможно, это и есть самое эгоистическое желание человека).

Как быть счастливым? Ответ в нас

Так или иначе, мы все ищем возвышенного чувства, называемого счастьем, где нас окружали бы единомышленники и те, кто нас любят, и мы в созерцательном спокойствии, дарили миру любовь и свет истины. Людские правила зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Оглянитесь вокруг – те, кто им следует, не всегда счастливы, не всегда развиваются. Старость же приносит им маразм и болезни. Разве достойны они того, чтобы следовать по их стопам? Попробуйте пойти иным путем – найти среди этого многообразия себя, свое место, свой образ жизни, который принес бы вам возвышенное чувство счастья. И тогда Бог, наконец, ответит на молитву и покажет алмазную дорогу истинного предназначения. Когда умолкнут голоса правил, писаний, общественных догм и личных желаний, вы пробудитесь в новой реальности, которую дальневосточные традиции называют Пустотой. И в этой пустоте, как всякий уважающий себя западный мистик, обретете «видение и голос» – видение порядка вещей и голос Бога. Будет ли этот Бог таким же, как Христос, или таким же, как Иегова, или таким, как Род, а может быть ваш личный, ни на кого не похожий Бог, – не столь важно, главное именно тогда вы вкусите настоящего вина и хлеба, которые ваш дух превращает в тело божье.

Эволюция эго свершилась. Ура!

Если нет внешнего свода правил, кроме как «Поступай согласно своей воле», нет необходимости в прослойке в виде церкви и священнослужителей для обретения истины. Они могут существовать как проекции ваших внутренних архетипов, но их мнение, как личностей, не должно вас волновать. Вы можете переживать мистерию, как с ними, так и без них, потому что вы сами исполняете главную роль этой мистерии. Если нет внешних 10 заповедей, разве можно кого-то осуждать или наоборот хвалить? Есть один закон – «Делай, что изволишь», следовательно, нет больше той якобы необходимой последовательности в жизни, которую успели придумать иудеохристиане за пару тысячелетий своего владычества.

Телема и ее закон – это не изобретение Кроули. Ч еловечество пришло к этому само, и к началу двадцатого века уже вполне сформировало свой либертарианский вектор : отказ от классических форм искусства, появление сюрреализма, отход от средневековых форм одежды, раскрепощение женщин, сексуальная революция, андерграунд, который к сегодняшнему дню стал мейнстримом. Все человечество идет к реальному освобождению от уклада прошлых столетий. Конечно, есть перегибы, есть видимые откаты назад, как в Иране и Северной Корее, но даже в Саудовской Аравии женщинам разрешили голосовать, а во Франции глава радикального движения Femen получила гражданство. Мода становится все более откровенной, сексуальность вернулась в порядок вещей (и постепенно человечество найдет способ, как вписать ее в свой образ жизни).

Исследователи глубинной психологии нашли ответ на вопрос, почему так происходит, почему человечеству требуется это освобождение. Эрих Нойманн в своей книге «Эволюция и развитие сознания» вполне однозначно утверждает, что история, каковой мы ее знаем – это история укрепления в нас и развития нашего эго, личности, того что есть в нас индивидуальным, а не коллективным. И действительно, если вспомнить, именно в нынешнее время человек в своей урбанистической культуре стал по-настоящему одинок. Он уже не является неотъемлемой частью своего городка или поселка, он может путешествовать по миру, как тень, проносясь по касательной мимо судеб других. То, что раньше могли иметь один-два человека на страну, теперь – достояние масс. И каждый из этой массы считает, что он личность и его права должны быть соблюдены так же, как и права всего народа.

Коллективное через индивидуальное

Есть много недовольных таким порядком вещей. Они говорят, что с индивидуализацией мы теряем связь с коллективом, а якобы именно коллектив является тем, что приведет нас к духу, богу и прочим красивым словам. Они кивают в сторону древних обществ, где каждый считал своим долгом поститься и ходить на богослужбы и считают, что это было хорошо, а то, что происходит сейчас, не иначе, как плохо. Собственно, в мире не существует вселенского плохо и хорошо, есть только самоощущение каждого. Однако традиционалисты все еще пытаются доказать, что это самоощущение для всех и достижимо коллективно.

Развитое эго современного человека само по себе индивидуально, и замыкание себя в некие внешние коллективные рамки не принесет ему счастья – это показывают судьбы многих. Оборачиваться назад в поисках счастья, искать духовную крупицу в средневековых городах или древнерусском селе – это сознательно отказывать себе в чем-то новом, малоизвестном человечеству, лишь опосредованно, через процесс собственного взросления. В какой-то момент жизни человеку уже не нужна мать для выживания. Точно также человечеству в целом в какой-то момент перестает быть нужна всеобщая нянька, мерило правильного и неправильного.


Да, конечно, есть некий общественный договор, выраженный законами государства, но если вас эти законы не устраивают, вы всегда можете переехать в другую страну или же стать политиком и изменить законы этой. Те же законы, которые есть во всех государствах (например, относительно убийств или воровства), необходимо понимать как естественные рамки для человека на данном этапе его развития. Пройдет время, и возможно даже они не понадобятся, потому что за долгую свою эволюцию человек разовьется настолько, что ему и в голову не придет мысль об убийстве. Все возможно! Ведь какова природа большинства преступлений такого рода? Желание накопить, забрать себе, приумножить. А если вам не нужно много, если вы перестали хотеть несвойственных вам навязанных вещей, ваш инстинкт будет преодолен с помощью сознания.

С каждым тысячелетием своего развития мы уходим все дальше от животного, инстинктивного в нас, и приближаемся к разуму, эго, личности. Возможно, когда люди постигнут собственную личность, перед ними откроются следующие врата познания, в которых свободы будет еще больше, и еще больше понимания!

И придя к выводу, что единственное, что важно - это не нарушить связи, оставить после себя в равновесии порядок вещей во вселенной, или же вывести человечество на новый уровень понимания - это все, что мы можем желать, человек из индивидуума, который лишь существует благодаря обществу, становится проводником духовной энергии в общество. Такой коллектив, в котором много познавших и многое понявших людей, может полностью изменить свое нынешнее лицо.

Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей!