Интерпретация и операционализация основных понятий и переменных. Операционализация трудовых понятий Чем различаются структурная и факторная операционализация

Факторная операционализация.

Отношение к совмещению преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях: с удовольствием и профессиональным интересом; вынужденные неудобства в связи со сложившимся обстоятельствам.

Профессиональный интерес: чтение прикладных курсов и работа на выпускающих кафедрах; соображения престижности; желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг.

Обстоятельства: низкая заработная плата; слабая материально-техническая база ВУЗа; потребность в ведении научно-исследовательской работы.

Престиж преподавательской деятельности: высокий, средний, приемлемый, низкий, очень низкий,.

Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности: более 40000 руб; от 25000 до 40000; от 15000 до 25000; менее 15000.

Напряженность преподавательского труда: очень высокая; высокая; средняя; низкая; очень низкая.

Обратимся к интерпретированному понятию "заработная плата" и проведем вычленение в нем основных структурных элементов. Их два:

1. Денежное вознаграждение;

Это первый уровень структурной операционализации . Чтобы получить полную структуру ключевого понятия надо расписать второй уровень.

Согласно Современному Экономическому Словарю денежное вознаграждение - это денежная оплата труда работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда.

В элементе первого уровня «денежное вознаграждение» можно выделить несколько его составляющих:

1. Величина заработной платы;

2. Премиальный выплаты;

3. Количество часов труда.

В рамках этого исследования рассмотрим величину заработной платы в зависимости от ее формы (форм зарплаты труда гораздо больше, но в контексте преподавательской деятельности имеет смысл рассматривать только эти три):

1. Должностной оклад;

2. Тарифная сетка (ставка);

3. Установленная контрактом.

Должностной оклад - месячная заработная плата, тариф оплаты труда, предусмотренный для лиц, занимающих данную должность.

Единая тарифная сетка - система дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации работника и характера выполняемых работ; обязательна для всех организаций РФ, находящихся на бюджетном финансировании.

Трудовой контракт - договор, заключаемый между нанимателем и наемным работником в письменной форме на определенный срок или на время выполнения конкретной работы (подряд). Права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты и организация труда устанавливаются самостоятельно сторонами соглашения. В контракте могут быть предусмотрены разнообразные льготы для создания дополнительных стимулов к труду. При истечении срока действия контракта он автоматически продлевается на неопределенный срок, если ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений.

Теперь можно перейти к заключительной стадии логического анализа ключевого понятия - к факторной операционализации.

Величина заработной платы согласно законодательству имеет четко установленный минимум (МРОТ=2300 руб) и практически не имеет предела роста. От себя замечу, что не в случае преподавателя государственного ВУЗа, где существуют пределы заработной платы и относительно низкие.

Премиальные выплаты представляют собой доплаты и надбавки стимулирующего характера. Их существует очень много.

Определяющий фактор, лежащий в основе одной из групп отражает возраст преподавателя и сферы деятельности после получение высшего педагогического образования. Доплаты молодым специалистам в целях укрепления кадрового состава педагогических работников: в течение первых 3 лет работы; имеющим диплом с отличием, в течение первых 3 лет работы.

Количество часов аудиторной, учебно-методической и научной работы напрямую зависит от ученой степени, ученого звания преподавателя, занимаемой должности, наличия работы по совместительству.

Ученая степень: кандидат наук и доктор наук.

Ученое звание: доцент и профессор.

Должность: декан факультета, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент.

Согласно Соверменному Экономическому Словарю труд - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов производства.

В целях этого исследования понятие «труд преподавателя» будет максимально сужено. Первый уровень структурной операционализации состоит из:

1. тарифный разряд;

3. круг исполняемых обязанностей;

4. качество труда.

Второй уровень операционализации по первым трем элементам данного понятия выявлять нецелесообразно, так как имеет смысл сразу перейти к факторной операционализации.

Существует так называемая единая тарифная сетка - ЕТС, которая делится на 18 разрядов в зависимости от квалификации и стажа работника. Каждому разряду соответствует свой коэффициент. Он умножается на ставку первого разряда, которую утверждает Правительство РФ.

Два оставшихся элемента - категория получателя и круг исполняемых обязанностей аналогичен факторной операционализции по элементу «количества труда», в данном случае на ряду с определением количества рабочих часов, размера доплат, надбавок, коэффициентов, позволяет определить сферу приложения усилий. Больше это преподавательская нагрузка или научная работа.

Нельзя выделить факторы, напрямую влияющие на качество труда преподавателя, можно провести только косвенные аналогии.

Уровень обеспеченности: ниже прожиточного минимума; прожиточный минимум; среднеобеспеченные; высокообеспеченные.

Причины работы преподавателем: личная заинтересованность; педагогическое образование; нет возможности найти другую работу.

Задачи и цели исследования. Гипотеза

Задачи:

1. Раскрыть зависимость качества образования от наличия работы по совместительству у профессорско-преподавательского состава: позитивные и негативные аспекты.

2. Определить приемлемый уровень заработной платы преподавателя для того, чтобы существование института совместительства не оказывало негативного влияния на качество образования.

3. Установить, причисляются ли преподаватели к «работающим бедным» и какое это значение имеет при решении преподавателей работать на нескольких местах работы.

4. Проанализировать структурные изменения профессорско-преподавательского состава в отношении наличия работы по совместительству.

5. Изучить степень заинтересованности преподавателя в своей работе и определить факторы, оказывающие влияние на заинтересованность преподавателя в своей работе.

Цель : определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.

Гипотезы:

1. Существует прямая зависимость между качеством образования, получаемым студентом, на занятиях с преподавателем, имеющим работу по совместительству, и нет. Если преподаватель вынужден работать по совместительству, то он по объективным причинам будет пренебрегать основной работой. К тому же у него будет накапливаться хроническая усталость, нет возможности осуществлять научную работу. Неудовлетворенный своим статусом, размером заработной платой и условиями труда работник по определению не может выполнять свою работу качественно.

Если преподаватель работает по совместительству в связи с профессиональным интересом, то в данном случае преобладают положительные аспекты, в некоторых местах присущие и вынужденной работе по совместительству по специализации. В первую очередь это накопление практического опыта, то есть повышение профессионализма преподавателя, соответствия преподаваемого материала действительности, его актуальность и значимость при практическом применение.

2. Уровень оплаты труда преподавателей должен соответствовать уровню зарплат высокооплачиваемых профессий. В таком случае для преподавателя будет престижно хорошо выполнять свою работу, качество образования встанет на первом место в интересах работника. Работа по совместительству, отнимающая силы и время и не дающая результата для основного места работы, потеряет свою актуальность. Конечно, останется проблема оснащенность ВУЗа материально-технической базы, но все же это менее острый вопрос, чем материальное благополучие.

3. На сегодняшний день особенно в отдаленных регионах преподаватели относятся к категории «работающих бедных». Не только из-за низкого среднемесячного заработка, но и из-за того, что они сами склонны себя причислять к этой категории. В некоторых случаях существование проблем с удовлетворением первичных потребностей побуждает преподавателя искать дополнительные приработки, переходя на меньшую долю ставки, освобождая время для дополнительной деятельности (в данном случае чаще всего не связанной с основной специальностью).

4. Общая численность профессорско-преподавательского состава увеличивается, но это происходит за счет увеличения числа преподавателей, работающих на пол, одну четвертую ставки, количество же работников на полную ставку увеличивается незначительно. Число совместителей в российских ВУЗах достигает 48% от общего числа преподавателей.

5. Заинтересованность преподавателя в своей работе определяется удовлетворенностью заработной платой, перспективами карьерного роста, материально-технической базой ВУЗа, то есть возможностью вести научно-исследовательские работы, соображениями престижности. Престижность преподавательской работы на данных момент средняя, для многих даже - низкая.

На 2006/2007гг. численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек www.gks.ru:

Места опроса : научно-практические конференции в Москве, ВУЗы Москвы.

Количество опрашиваемых : 1500 преподавателей из государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Распределение по возрасту : 20-30 лет - 19,5%; 31-40 лет - 22%; 41-50лет - 14,5%; 51-60 лет - 34%; старше 60 лет - 10%.

Распределение по стажу преподавательской работы : менее 5 лет стажа - 15,5%; от 5 до 10 лет стажа - 31%; от 11 до 15 лет - 14,5%; от 15 до 20 лет - 5%; от 20 до 30 лет - 19%; более 30 лет стажа - 15%.

Распределение по наличию ученой степени : доктора наук - 5%; кандидаты наук - 41%, нет ученой степени - 54%, из них аспиранты и соискатели - 17%.

Распределение по месту работы : государственные образовательные учреждения - 51,2%; негосударственные ВУЗы - 44%; не из образовательных структур, но ведут преподавательскую деятельность в ВУЗах - 4,8%.

Распределение по наличию совместительства : является совместителем - 47%, не является совместителем - 53%.

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ»

Выполнила:

Петрова Е.А., У3-1

Москва 2007г.

Совместительство и его влияние на качество образования

Заказчик социологического исследования: Баранов А.С.

Исполнитель социологического исследования:

Место и год проведения исследования: Москва, декабрь, 2007г.

Метод сбора информации: анкетирование.

Количество вопросов: 25

Типы вопросов: основные, косвенные, открытые, закрытые, полузакрытые, вопрос-ловушка, вопросы-фильтры.

Уважаемый преподаватель!

Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, нацеленном на изучение влияния института совместительства на качество образования в московских ВУЗах.

Цель исследования - определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.

Заполнение анкеты: ответ, совпадающий с Вашим мнением, отметьте любым понятным способом.

Опрос анонимный.

Спасибо за участие в опросе.

Прежде чем ответить на основные вопросы анкеты сообщите, пожалуйста, некот о рые данные личного характера.

1. Ваш пол: а) мужской б) женский

2. Ваш возраст:

а) от 20 до 30 б) от 31 до 40 в) от 41 до 50 г) от 51 до 60 д) старше 60 лет

3. Уровень обеспеченности:

а) ниже прожиточного минимума

б) прожиточный минимум

в) среднеобеспеченные

г) высокообеспеченные

4. Среднемесячный уровень дохода:

а) меньше 10 тыс. руб.

б) от 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб.

в) от 25 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

г) от 40 тыс. руб. до 80 тыс. руб.

д) свыше 80 тыс. руб.

Основная часть анкеты.

5. Ваш педагогический стаж :

а) менее 5 лет

б) от 5 до 10 лет

в) от 11 до 15 лет

г) от 15до 20 лет

д) от 20 до 30 лет

е) более 30 лет

6. Наличие ученой степени:

а) доктор наук

б) кандидаты наук

в) отсутствует

6.1. При отсутствии научной степени являетесь ли вы аспирантом или соискателем?

7. Занимаемая должность:

б) завкафедрой

в) профессор

г) доцент

д) старший преподаватель

е) преподаватель

ж) ассистент

8. Ваше основное место работы:

а) государственное образовательное учреждение;

б) негосударственный ВУЗ

в) не из образовательных структур, но ведут преподавательскую деятельность в ВУЗах

9. Являетесь ли Вы совместителем: а) да б) нет

Если вы ответили на 9 вопрос «НЕТ», пропустите вопросы с 10 по 14.

10. Вы совместитель: а) внутренний б) внешний

11. Степень совместительства: а) полставки б) четверть ставки в) почасовая

12. Совместительство:

а) связано со специальностью

б) не связано со специальностью

13. Количество работ по совместительству:

а) 1 б) 2 в) 3 г) более трех

13.1. Из них в ВУЗах: а) все б) 1 в) 2 г) более 2

14. Причины совместительства (возможны несколько вариантов ответа):

а) соображения престижности - 1

б) чтение прикладных курсов и работы на выпускающих кафедрах - 1

в) желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг - 1

г) низкая заработная плата - 2

д) слабая материально-техническая база ВУЗа - 2

е) потребность в ведении научно-исследовательской работы - 2

ж) другое _____________________________________________

15. Как Вы оцениваете престижность работы преподавателем:

а) высокий - 1

б) средний - 2

в) приемлемый - 3

г) низкий - 4

д) очень низкий - 5

Ранговая пятибалльная шкала.

16. Как Вы оцениваете напряженность Вашего труда как преподавателя исходя из числа аудиторных часов работы в неделю:

а) очень высокая (свыше 20ч)

б) высокая (от 16ч до 20ч)

в) средняя (от 12ч до 16ч)

г) низкая (ниже 12ч)

17. Считаете ли вы, что наличие работы по совместительству у преподавателя негативно сказывается на качестве образования?

Если вы выбрали ответ «НЕТ» на 17 вопрос, то пропустите 18 и 19 вопросы.

18. В чем выражается негативное влияние наличия работ по совместительству на качество образования? (расставьте по нарастающей в порядке значимости от 1 балла до 6 баллов)

а) хроническая усталость

б) нет возможности осуществлять научную работу

в) раздражительность, агрессивность, невнимательность

г) опоздания, пропуски

д) отсутствие возможности и/или желания проверять письменные домашние работы, сокращение времени подготовки к занятиям

е) отсутствие возможности знакомится с периодикой, с новыми разработками в преподаваемой сфере

18.1. В чем выражается положительное влияние наличия работы по совместительству на качество образования?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

19. Какие методы вы считаете приемлемыми для снижения негативного влияния совместительства на качество образовательных услуг? (возможны несколько вариантов ответа)

а) обеспечение достойной заработной платы

б) наличие хорошей материальной базы в ВУЗе

в) перестройка системы высшего образования

г) новые образовательные методики

д) обеспечить престиж преподавательской работы

е) отменить совместительство

ж) другое ___________________________________________________

20. Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности:

а) более 40000 руб; - 1

б) от 25000 до 40000; - 1

в) от 15000 до 25000; - 1

г) менее 15000. - 1

Номинальная шкала.

21. Причины работы преподавателем:

а) личная заинтересованность

б) педагогическое образование

в) нет возможности найти другую работу

г) другое ____________________________________________________

22. При установлении должного уровня оплаты труда по основному месту работы (образовательному учреждению) имеет ли смысл продолжать работать по совместительству?

___________________________________________________________

Спасибо за участие в опросе! Мы ценим Ваше мнение!

Это необходимый, принципиальный этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить следующие задачи:

1. Выявить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.

2. Вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов и рекомендаций.

3. Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Интерпретация (толкование) осуществляется через ряд последовательных этапов:

1. Теоретическая интерпретация. Формулировка проблемы исследования и его предмета использует ряд понятий, служащих ключом к теоретическому осмыслению процессов. Дело в том, что многие термины, используемые в исследованиях, мы применяем и в обыденной речи: “потребность”, “интерес”, “удовлетворенность”, где они могут иметь несколько иной смысл (толкование), – следовательно, нуждаются в научной трактовке . Здесь на помощь исследователю приходят либо общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в справочниках, энциклопедиях, толковых словарях, учебниках или специальной (научной) литературе, либо – в случае отсутствия таковых – логика, научная позиция, жизненный и профессиональный опыт самого исследователя.

2. Структурная интерпретация. “Опорные” понятия, которые “задают ход” самого исследования, имеют разный уровень абстракции . Так, если понятие “политическая информированность” довольно легко интерпретировать, то намного сложнее интерпретировать термины “социальная активность”, “девиация”, “уровень культуры”, “образ жизни” и прочие. Следует отметить, что более общие, абстрактные понятия распадаются на ряд частных понятий. Каждое понятие должно быть разложено на ряд составляющих.

Например, термин “социальная активность” включает:

· общественно – политическую активность;

· трудовую активность;

· познавательную активность;

· активность в области культуры.

“Удовлетворенность трудом” включает:

· удовлетворенность специальностью;

· удовлетворенность содержанием и характером выполняемой работы;

· удовлетворенность моральным и материальным стимулированием;

· удовлетворенность отношениями в коллективе;

· удовлетворенность отношениями с руководством;

· целостное эмоциональное состояние, отношения и т.д.

3. Структурную интерпретацию продолжает факторная интерпретация , т.е. необходимо определить систему факторов, влияющих на описываемое явление, процесс, а значит, – вычленить систему связей изучаемого объекта с внешними объектами и его субъективными характеристиками.

Факторами называют совокупность социальных условий и обстоятельств, которые благодаря их сочетанию или взаимодействию образуют существенную причину того или иного изменения. (Иногда выделение факторов уместно уже на стадии предварительного описания объекта).

Факторы бывают:

1. По характеру влияния на явление:

1.1. Прямые – непосредственно влияют на отношение к труду.

1.2. Косвенные – опосредованно влияют на отношение к труду.

2.1. Объективные – в случае отношения к труду – это стимулы, место расположения предприятия.

2.2. Субъективные – связаны с переживанием внешних условий, например труда.

Общие факторы отношение к труду Специфические

(общественно-экономические (профессия,

условия, образ жизни, отрасль,

уровень жизни) содержание труда)

Таким образом, предварительный систематизированный анализ – моделирование исследуемой проблемы (т.е. мы уже на предварительном этапе анализа должны выяснить, от чего зависит явление или процесс, и описать это в гипотезах!!!).

Цель непосредственного социального исследования – только проверить гипотезы исследования: подтверждаются ли на практике теоретические выводы и разработки, - может быть, выяснить силу влияния различных факторов на процесс, их устойчивость и т.п.

Пример: инвестиционное поведение (структурная операционализация) включает:

· установки на инвестирование (потенциальное поведение) – ожидание, мотивация;

· реальное поведение – структура инвестиций (объекты инвестирования – финансовые компании, пенсионные фонды; характер инвестирования – по срокам, частоте, объемам).

Инвестиционное поведение (факторная операционализация) включает:

1) Личностные (субъективные) факторы:

· социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение);

· уровень информированности (источники информации, интерес к ней);

· правовая культура;

· отношение к объектам инвестирования (имидж фондов и финансовых коллективов).

2) Объективные факторы:

· рыночная конъюнктура;

· деятельность объектов инвестирования;

· государственно-правовые факторы (инвестиционное законодательство, защита интересов инвесторов и прочее).

Конечная цель – максимально полно описать изучаемый предмет в понятиях и индикаторах.

4. Следующей стадией логического анализа является эмпирическая интерпретация и операционализация понятий.

Главное здесь, чтобы понятия, входящие в состав гипотез, были связаны с явлениями, доступными наблюдению, измерению, регистрации и анализу.

На этой стадии происходит перевод качественных понятий в количественные . Эта процедура связана с поиском фактов, которые могли бы служить числовой (количественной) характеристикой явления, процесса. К ним относятся: различные предметы, события, акты, поступки (реальные, потенциальные, опредмеченные), оценки и суждения людей. Такие факты и называют индикаторами .

Следует отметить, что существуют операциональные понятия, которые сами играют роль индикаторов (пол, возраст, национальная, профессиональная принадлежность и др.), но имеются и такие операциональные понятия, которые требуют не одного, а нескольких индикаторов. Например:

Отношение к труду


Процесс операционализации связан со шкалированием – построением шкал измерения.

Например: уровень удовлетворенности:

Шкалы бывают номинальными, порядковыми (ранговыми), интервальными. Существуют их модификации (см. самостоятельно!!!).

Логическая структура анкеты обычно описывается в такой таблице:

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методы сбора и обработки социологической

И маркетинговой информации.. содержание понятие социологического и маркетингового исследования виды исследования этапы социологического исследования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

процедура установления связи концептуальной схемы с ее методическим инструментарием, заключающаяся в поиске средств фиксации в наблюдении референтов (денотатов) концептуальной схемы и обосновании их валидности. В процессе О. фиксируются доступные наблюдению и измерению признаки (характеристики) объектов - индикаторы, которые также подлежат обоснованию в качестве таковых. О. противоположна по направленности концептуализации: если последняя задает вектор движения "вверх" в уровнях организации знания и суть движение в сторону абстрактного, то О. есть движение "вниз" - в сторону конкретизации. Работа в режиме О. обеспечивает онтологическое подтверждение концептуальной схемы. О. трактуется как эмпирическая интерпретация понятий, т.е. экспликация их содержаний. "Обратное" движение от уровня "наблюдаемости" к концептам обозначается как первичное концептуальное объяснение.

О. - сложно организованная процедура, включающая в себя минимум четыре уровня разнокачественной работы. Это уровень перевода концептов в операциональные определения и показатели, т.е. в конечном итоге указания эмпирических значений теоретических смыслов (логическая процедура); уровень измерений по сконструированным определениям и показателям (предполагает выход в эмпирическую процедуру); "вычисление" (статистическая процедура), допускающее возможность построения математической модели, состоящей из переменных; уровень вывода ненаблюдаемого (концептуального) из наблюдаемого (упорядоченные данные, прошедшие, если это предусмотрено, статистическую обработку: интерпретационная процедура, первичное концептуальное объяснение). Согласование процедур, взаимопроникающих друг в друга (операциональные определения и измерения, "вычисление" и интерпретация), между собой осуществляется в интерпретационной схеме, которая, в свою очередь, подлежит обоснованию и согласованию с концептуальной схемой. Таким образом, интерпретационная схема может быть понята как "схема распознавания" смыслов предметностей, как комплекс средств для выявления существенных черт исследуемой действительности. Она предполагает наличие верификационной модели и неформализованных (неформализуемых) представлений, извлеченных как из концептуальной схемы, так и из знаний и опыта исследователя.

О. - это работа по переводу концептов в иерархию конструктов, вплоть до "деления шкалы" измерительного инструмента, и обеспечение обратного перевода. В социологии О. понимают в этом отношении как работу по переводу понятий в систему показателей. В любом случае она сопровождается сменой языков и заменой используемых терминов, содержит в себе содержательный и формальный аспекты.

Интерпретация и операционализация понятий - это следующие шаги по изучению предмета исследования. Интерпретация и операционализация понятий - это специальные социологические процедуры, представляющие собой формы аналитическое исследования понятий, применяемых в исследовании. Эти две процедуры опираются на знание логики, но уже более конкретны и напрямую направлены на составление инструментария исследования, в данном случае - вопросника.

Операционализация понятий - это исследование существенных и несущественных признаков обозначаемых понятием феноменов и факторов, влияющих на изменение этих признаков, предполагающее выявление более простых элементарных понятий, соотносимых с исследуемыми основными понятиями, а также выявление единиц анализа и единиц измерений.

Операционализация понятий выполняет следующие функции в опросе: 1) уточнение качественной структуры предмета исследования (структурная операционализация); 2) выявление факторов, влияющих на предмет исследования (факторная операционализация); 3) уточнение аспекта исследования; 4) получение максимально простых (называемых операциональными) понятий.

Операциональные методики исследования берут начало от работ американского физика Бриджмена («Логика современной физики», 1927), обосновавшего необходимость инструментального измерения научных понятий и считавшего, что теоретические понятия, которые не могут быть эмпирически измерены (подтверждены) не имеют смысла. С точки зрения Бриджмена, определение понятия через другую абстракцию недостаточно, понятия необходимо определять операционально (через термины эмпирических операций). В философии, эпистемологии и методологии науки операционализм Бриджмена неоднократно подвергался критике. Но в социологии операциональный подход был принят и поддержан, так как оказался созвучным самой идее создания специальной науки об обществе, применяющей точные научные методы исследования.

В социологическом исследовании операционализации подлежат все основные понятия . Операционализация понятий осуществляется в соответствии с правилами логического деления понятий. Однако, в отдельных случаях, когда безошибочное логическое деление понятия невозможно, исследователи вынуждены допускать небольшие погрешности, которые должны быть обязательно зафиксированы в соответствующих разделах программы и учитываться при осуществлении социологических процедур, процедур эмпирического измерения, в процессе интерпретации полученных результатов, формулировки выводов и разработки рекомендаций.

В специальной литературе обычно указывается три основных вида операционализации понятий: структурная, аналитическая и факторная. Различаются эти виды операционализации понятий на основе различения основных функций, выполняемых ими в исследовании. Наиболее распространенными видами операционализации понятий в исследованиях являются структурная и факторная операционализация понятий, их мы и проанализируем подробнее.



Структурная операционализация имеет своей целью выявление элементов, составляющих предмет исследования, а также выявление порядка их взаимосвязи (это и есть выявление структуры предмета исследования). Структурная операционализация есть форма применения общенаучного метода, получившего название «структурный анализ». Структурная операционализация значительно облегчает поиск единиц счета и единиц анализа, позволяет уточнить предмет, цели и задачи социологического исследования; уточнить формулировки гипотез на предмет возможности их проверки при помощи выявленных единиц счета; способствует выбору адекватных методов и методик исследования.

Факторная операционализация раскрывает основные способы и направления воздействия на предмет исследования, позволяет обнаружить закономерности, зависимости, тенденции его изменения. Факторная операционализация может включать только факторы, оказывающие прямое воздействие на исследуемый предмет, но также может включать и другие (неосновные, косвенные) факторы. Таким образом, факторная операционализация понятия есть разновидность причинно-следственного анализа и так же, как и структурная операционализация, очень важна для разработки программы исследования. Правильно выполненная программа опроса включает оба эти вида операционализации понятий. Иногда они могут быть дополнены целевыми видами операционализации. Например, может быть использована функциональная операционализация , нацеленная на выявление только функциональных связей, или генетическая операционализация , предназначенная для анализа последовательности изменения исследуемого.

Полная операционализация понятия помимо процедуры деления понятия предполагает также выполнение интерпретационных процедур.

При проведении социологических исследований с необходимостью интерпретации понятий социолог сталкивается дважды: первый раз - при разработке программы социологического исследования, выполняя операционализацию основных понятий, и второй раз, - при анализе результатов исследования.

Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе - переход от одной теории к другой. В социологических исследованиях чаще всего встречается «интерпретация в свете теории», если воспользоваться термином К.Поппера. В этом случае с позиций определенной теории, определенной теоретической концепции или концептуальной схемы интерпретируются эмпирические факты. Впоследствии они измеряются и затем осуществляется обратная интерпретация. Но поскольку исходных теорий, концепций и концептуальных схем может быть достаточно много, то существует огромный набор потенциальных интерпретаций, более того, большой набор различных интерпретаций может быть осуществим даже в рамках одной теории. Поэтому две параллельно работающие группы социологов могут получить различные результаты. Интерпретация, таким образом, является ничем иным, как работой со смыслами понятий; точнее - работа над сохранением смысла определенных единиц социальной информации. Эти анализируемые смыслы претерпевают различные «переодевания» (гипотеза, общие понятия, единичные понятия, простые понятия, вопросы, ответы и т.д.). Для этого используется то больше, то меньше знаков, то одни знаки, то другие. И вся эта сложная исследовательская работа выполняется в конечном счете для того, чтобы подтвердить или опровергнуть существование тех или иных предполагаемых смыслов каких-либо социальных фактов, событий, процессов, явлений, отношений или взаимодействий.

Существует множество видов интерпретации понятий.

Теоретическая интерпретация понятий включает определение понятия, определение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также деление понятия.

Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление основных эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе - прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.

И, наконец, инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования».

Предложенная выше типология интерпретации понятий построена на различении уровней (сфер) интерпретации. В социологической литературе имеются и другие подходы к типологии видов интерпретации. Помимо указанных видов интерпретации понятий можно различать прямую интерпретацию (направленную от теории к инструменту) и обратную интерпретацию (направленную от эмпирического или инструментального материала к теоретическим выводам), т.е. реинтерпретацию. Если операции прямой интерпретации выполняются на этапе разработке программы с целью выработки адекватного инструментария исследования, то реинтерпретация выполняется на завершающих этапах исследования и имеет целью выработку на основании результатов проведенного исследования теоретических обобщений.

На основе опыта многочисленных исследований разработаны общие принципы и правила выполнения интерпретационных процедур, которые важно знать не только аналитику, формулирующему выводы исследования, но и интервьюеру.

Операционализация переменных и гипотез представляет собой одну из наиболее важных процедур подготовки к политическому анализу - как теоретическому, так и прикладному. От того, каким образом переменные анализа будут приведены к операциональному виду, зависит дальнейший выбор методов исследования, формат информационного обеспечения, в конечном счете - характер получаемых результатов.

Операционализация (от лат. орегаИо - действие) в широком смысле представляет собой процесс приведения понятий к такому виду, который позволит работать с ними на практическом уровне, оперировать ими при решении конкретных аналитических и прогнозных задач, верифицировать или фальсифицировать гипотезы исследования. В более узком смысле операционализация - это приведение понятия к измеряемому виду, превращение его в переменную.

В некоторых простых случаях операционализация осуществляется посредством всего одного логического действия. Так, понятие «электоральная поддержка партии» на эмпирическом уровне соответствует переменной «число (или доля) голосов, отданных за данную политическую партию» на определенных выборах.

Однако многие понятия, используемые в политическом анализе, требуют сложной, многоступенчатой процедуры операционализации. Это связано с тем, что они:

Сформулированы в слишком расплывчатой форме, их содержание неконкретно, допускает несколько толкований;

Являются слишком абстрактными, эмпирически ненаблюдаемыми и, соответственно, не поддающимися непосредственному измерению.

Возьмем термин «политическая стабильность», активно употребляемый и в академической политологии, и в комментариях средств массовой информации. Представим себе, что целью анализа является сопоставление уровня политической стабильности в нескольких регионах России для консультирования инвесторов по вопросам размещения их капиталов (это будет сравнительное прикладное исследование). Сформулировав таким образом цель исследования, мы сразу сталкиваемся с обеими обозначенными выше проблемами.

Во-первых, понятие «политическая стабильность» является неоднозначным по своему содержанию. В политической науке существует целый ряд принципиально разных подходов к его интерпретации. Часть из них связывает политическую стабильность с процессами, происходящими в социальной сфере, например с уровнем социальной дифференциации или глубиной разрыва между ожиданиями и реальным благосостоянием населения. Другие подходы помещают в фокус внимания эффективность работы политической системы по преобразованию требований и поддержки общества в политические решения и действия. Третьи, делают акцент на протестном политическом поведении, силе и активности системной (действующей в рамках правового поля) и несистемной (действующей вне его) оппозиции. Четвертые отталкиваются от степени легитимности правящего режима и т. д. Поэтому на первом этапе операционализации понятия «политическая стабильность» исследователю необходимо определиться с собственным осмыслением его содержания с учетом конкретной цели исследования. Данный этап будет называться теоретической операционализацией; в качестве результата теоретической операционализации мы должны получить четкую и ясную дефиницию рассматриваемого понятия.



Во-вторых, понятие «политическая стабильность» является эмпирически ненаблюдаемым. Его невозможно измерить непосредственно, как, например, атмосферное давление по показаниям ртутного столба или время по часовой стрелке. Не существует готового общепризнанного эталона измерения стабильности. Практически это означает, что необходимо найти эмпирически регистрируемые признаки (индикаторы, показатели), которые были бы связаны с исходной переменной и служили средством ее измерения. Данная процедура получила наименование эмпирической операционализации, а эмпирически наблюдаемые признаки, отражающие основное понятие, называются операциональными определениями. Не решив задачу эмпирической операционализации, мы окажемся не в состоянии сравнивать регионы по уровню стабильности и, соответственно, не достигнем цели исследования.

Эмпирическая операционализация непосредственно связана с теоретической: выбор эмпирически наблюдаемых признаков будет обусловлен дефиницией политической стабильности, которая была сконструирована исследователем на теоретическом уровне.



Предположим, что в рамках теоретической операционализации мы сочли основным признаком политической стабильности низкий уровень протестной политической активности населения. Само по себе понятие «уровень протестной активности» еще не является эмпирически операциональным, оно не поддается прямому измерению. В то же время оно существенно конкретизирует наше понимание термина «политическая стабильность», значительно сужает область поиска его операциональных определений. Это как раз тот самый случай выбора концепции, который раньше мы рассматривали на примере теоретического исследования.

Затем мы еще более конкретизируем понятие «протестная политическая активность населения» через основные системные формы этой активности: 1) массовые акции протеста; 2) протестное электоральное поведение (голосование) . Под массовыми акциями протеста будут пониматься организованные и стихийные митинги, демонстрации, пикеты, участники которых выражают негативное отношение к деятельности властей; под протестным голосованием - электоральная поддержка избирателями региона тех партий и кандидатов, которые находятся в оппозиции к действующей власти, а также голосование против всех. На этом этапе мы перешли от абстрактных понятий к конкретным признакам. Следующий шаг - конструирование эмпирически наблюдаемых признаков, уже являющихся переменными. К ним относятся:

Частота протестных акций. Необходимо ответить на вопрос, сколько акций протеста имело место в регионе за определенный период времени (например, за последний год или пять лет);

Массовость акций протеста. Мы измеряем количество людей, принявших участие в таких акциях;

Электоральная поддержка кандидатов, находящихся в оппозиции к власти, на последних выборах главы региона. Определяется суммарное число голосов, отданных за кандидатов оппозиции (их перечень составляется конкретно для каждого региона);

Приведенный выше перечень, хоть он и неполон, отвечает основному критерию операционализации - приводит понятие к измеряемому, эмпирически регистрируемому виду. Для каждой переменной мы имеем определенную единицу измерения и можем получить конкретные значения для каждого случая, в нашем примере - для каждого региона. Эти значения мы получим из определенного набора источников информации: электоральной статистики, материалов СМИ, документов Министерства внутренних дел.

Однако работа по операционализации понятия «политическая стабильность» еще не завершена. Мы уже можем получить конкретные значения эмпирических признаков для отдельных регионов, но пока не в состоянии сравнивать эти значения между собой. Для того чтобы иметь возможность сравнивать показатели, необходимо привести их к единому виду, другими словами - стандартизировать.