Теории о происхождении человека. «Природное и общественное в человеке

Наука о происхождении человека Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Чарльз Дарвин (–) Фридрих Энгельс ()


Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда. Современные исследования уточняют так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.


Эта картинка дает общее представление о времени существования ископаемых предков человека и их предполагаемых родственных связях.


6 Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Ardipithecus ramidus (4,4 миллиона лет назад) Australopithecus afarensisAustralopithecus afarensis, 4-3 млн. лет назад Paranthropus boisei млн. лет назад Homo neanderthalensis лет назад Homo habilisHomo habilis млн. лет назад


Homo habilisHomo habilis млн. лет назад Около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый.Homo Homo habilis Homo erectus Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появился примерно 1 – 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга см в кубе, у современного человека – см куб., умел изготавливать орудия охоты, овладел огнем, видимо, обладал речью. Его прямым потомком стал Homo sapiens, или Человек разумный (тыс. лет назад).Homo erectusHomo sapiens


Кроманьонец На стадии кроманьонского человека (тыс. лет назад) предок человека вполне приблизился к современному не только по внешнему облику, но и по уровню интеллекта, по способности к совместному труду, умению строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, по интересу к творчеству и по другим качествам. Другие факторы, повлиявшие на эволюцию человека – стр Космические факторы, тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы; изменение структуры и строения мозга; стресс, вызванный комплексом причин; естественный отбор.


В отличие от животного, у которого полушария дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае поражения одного полушария другому взять на себя все его функции, у человека оба полушария действуют по разной программе. Это могло произойти в результате повреждения одного из соединенных друг с другом участков мозга.




Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Становление общества В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.


С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество. Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного. «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг


Понятие человечества бессодержательно, сово- купность родственных племен – истинное вы- ражение социального единства (Данилевский) Каждый человек – необ- ходимая и важная часть человечества, так как вносит реальный вклад в культуру. (Трубников) Единого человечества нет, народы живут в разновре- менном пространстве. Существует множество могучих культур, а не единое человечество (Шпенглер) Земля – единый корабль, человечество сплачива- ется в «коллектив зем- лян» (К.Циолковский, В.Вернадский)


Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др. Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов). Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий. Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.


Источники информации Всемирная история, 1 том: Обществознание. Учебник для 10 класса (профильный уровень) под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Стр

Сущность антропосоциогенеза. Одной из важнейших проблем
философской антропологии является проблема происхождения человека . Выделение человека из мира живой природы представляет собой по значению столь же грандиозный скачок в развитии материи, как и возникновение живого из неживого. Однако этот скачок продолжался весьма длительный период времени, включавший в себя как этап становления человека (антропогенез ), так и период становления общества (социогенез ). Вместе с тем два этих этапа развития человеческого общества столь тесно связаны между собой, что имеет смысл говорить о едином процессе - антропосоциогенезе .

Центральной проблемой при выяснении сущности антропосоциогенеза является поиск ответа на вопрос об основном отличии человека от животных . Особенностью существования живой материи в ее высших проявлениях - животных организмах - является то, что потребности животных и программы их поведения существенным образом вытекают из структуры их организма. Животное рождается с определенным набором инстинктов , которые обеспечивают его приспособление к окружающей среде и тем самым достаточно жестко ограничивают алгоритмы его поведения.

Поведение человека коренным образом отличается от поведения животных. За последние 35 - 40 тыс. лет сформировался единый биологический вид Homo sapiens (человек разумный). Однако у этого вида не обнаружено врожденного “поведенческого амплуа”. Человек, как говаривал Маркс, способен действовать “по мерке любого вида” (характерно принятое в обыденной, да и в художественной, речи сравнение различных людей с хитрой лисой, свирепым вепрем, трусливым зайцем). К тому же внутри человеческого рода существуют глубокие различия в алгоритмах поведения в зависимости от принадлежности к конкретной исторической общности либо социальной группе (национальной, профессиональной и т.д.).

Алгоритм поведения животных передается новым поколениям через механизм наследственности посредством генетического кода, формируемого в молекулах ДНК. Главными средствами передачи программ, определяющих поведение человека, выступают язык, речь, показ, пример. Место наследственности занимает преемственность . Существенным отличием этого способа передачи алгоритмов поведения является то, что такая передача реализуется не автоматически, а через научение , через сознательное восприятие человеком опыта, накопленного человечеством. Именно поэтому в отличие от животных у человека долгое детство , когда он проходит путь от беспомощного существа до самостоятельного субъекта. В качестве важнейшей формы аккумуляции и передачи социального опыта выступает культура . Поэтому вопрос о происхождении и формировании человека и человечества совпадает с вопросом о процессах становления механизмов, с помощью которых передаются программы социального поведения.


Современная наука пришла к выводу, что процесс антропосоциогенеза продолжался около 3 - 3,5 млн. лет. Получила философское обоснование трудовая гипотеза происхождения человека и человечества.

В науке пока нет единой гипотезы, объясняющей причины появления праорудийной (предорудийной, предшествующей подлинно орудийной) деятельности у ранних предлюдей. Скорее всего древние человекообразные обезьяны, не отличавшиеся большой физической силой, в силу определенных причин вынуждены были использовать природные орудия (палки, камни и т.д.) для защиты и нападения. Примерно 2 - 2,5 млн. лет назад появились первые существа, изготовлявшие орудия труда - Homo habilis (человек умелый). Однако хабилисы по своей биологической организации должны еще рассматриваться как животные. 1,5 - 1,6 млн. лет назад формируются питекантропы - Homo erectus (человек прямоходящий). Именно у питекантропов наряду со специфической человеческой морфологической (биологической) организацией постепенно формируется сознание, воля, язык. Таким образом, около миллиона лет понадобилось для того, чтобы производственная деятельность привела к формированию первых людей, и еще около 1,5 млн. лет потребовалось для появления сформировавшихся людей и подлинного человеческого общества со сложной системой социальных отношений.

Таким образом, труд сыграл решающую роль в процессе становления человека, однако эта роль проявилась в тесном взаимодействии с другими факторами: общением, речью . К тому же сам труд должен быть представлен как развивающийся процесс: трудовая деятельность усложнялась вместе с развитием человеческого организма и формированием его сознания. Поэтому процесс антропосоциогенеза может быть представлен как процесс самопорождения человека посредством трудовой деятельности, общественно-исторической практики.

Следует отметить, что теория трудового генезиса человека, хотя и распространена достаточно широко, признается отнюдь не всеми учеными и фило­софами. Против нее, как и против эволюционистского подхода, выдвигается ряд достаточно серьезных аргументов. Во-первых, науке неизвестны факты перехода, благодаря эволюции или ис­кусственной селекции, от одного вида к другому. Во-вторых, наукой не найдено до сих пор промежуточное звено между древними человекообразными приматами и кроманьонцем. В-третьих, как возможно в процессе трудового антропоге­неза изменение и развитие психики и мозга? Как первобытный человек мог получить мозг, который ничем не отличается от мозга совре­менного человека, использующего не более 5 % его возможностей? Фактор избыточности никак не описывается в системе адаптаци­онного подхода.

Во­прос, таким образом, требует дальнейшего изучения и накопле­ния исторического и естественнонаучного материала, требует и новой методологии, т.е. философии. Тем не менее, отмеченные сомнения касаются в основном конкретных этапов, но не существа теории трудового генезиса человека. Трудовая деятельность породила специфику не только человека как отдельной особи, но и специфику человеческих общностей, социальных групп. Общность животных стад может быть в известной мере представлена как псевдосоциальность (якобы социальность). Однако человеческое общество принципиально отличается от псевдосоциальных организаций животных. Во-первых, эта целостность носит надбиологический характер, базируется на основе единства культурных норм данного общества. Во-вторых, конечной причиной самой культуры выступает материальное производство , которое является важнейшим отличительным признаком вида Homo sapiens.

Соотношение биологического и социального в человеке. Центральное место в философской антропологии наряду с вопросом о происхождении человека занимает проблема соотношения биологического и социального в человеческой природе.

Две крайние точки зрения характерны для решения этого вопроса: биологизаторство , абсолютизирующее биологические аспекты сущности человека, и социологизаторство , практически игнорирующее значение биологических факторов в жизни человека и абсолютизирующее роль социальных факторов. Последние десятилетия характеризуются своеобразным “ренессансом” биологизаторских концепций, спекулирующих на последних достижениях этологии и генетики . Подобного рода концепции, в частности, объясняют войны, кровопролития, социальные конфликты, которыми так богат конец двадцатого столетия, исключительно торжеством инстинктивного, бессознательного начала в человеке, бессилием его разума.

Так, Х . Плеснер считает, что человек выступает как такой биологический вид, который предопределенно не может осознать смысл и результаты своих поступков. Голландский анатом Л. Больк развивал теорию, согласно которой человек - животное, застрявшее на стадии обезьяньего эмбриона. Австрийский этолог К. Лоренц приписывает животным возрастание агрессивности по мере усложнения их организации. Человек отличается от них тем, что оружие не является частью его организма (как клыки, когти и т.д. животных), поэтому инстинкт не накладывает ограничений на его применение. В итоге человеческое оружие превратилось в чудовищную смертоносную силу.

В XIX - XX вв. распространились социологические концепции, однобоко трактующие тезис марксизма о социальной сущности человека и предлагающие создать идеального человека, проживающего в идеальном коммунистическом обществе, в котором все будут равны и счастливы. Утопичность и однобокость этих концепций стали достаточно очевидны в конце CC в. с прекращением коммунистического эксперимента.

Поэтому современный философский комплексный анализ человека, как правило, чужд крайностям биологизаторства и социологизаторства и исходит из того, что человек обладает природными качествами, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире. При таком подходе двоякий смысл получает понятие “природа человека”.

В первом смысле человек рассматривается как порождение природы, как природное существо. Здесь термин “природа человека” оказывается тождественным понятию “человек в природе”. В этом аспекте природа человека может быть определена как совокупность стойких, неизменных, общих для всех людей анатомо-физических черт, а также задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа. К собственно человеческим качествам в этом аспекте могут быть отнесены следующие:

* разумность, способность к рациональному мышлению,

* прямохождение,

* владение членораздельной речью,

* овладение богатствами культуры,

* способность к активно-творческому преобразованию действительности,

* темперамент, характер и т.д.

Во втором, специфически философском смысле понятие “природа человека” оказывается близким по смыслу, практически синонимом понятия “сущность человека ”. Именно в этом смысле мы и будем употреблять рассматриваемый термин, включая в понятие “природа человека” и его социальный аспект . Социальная сущность человека обнаруживается наиболее наглядно при сравнении со спецификой жизни высших животных.

Для животных стад, в частности, характерна эндогамия (греч.: endon - внутри, gamos – брак) - поиск брачных партнеров только внутри стада. Уже на ранних стадиях формирования человеческой общины для нее стала характерна агамия (исключение близкородственных брачных контактов) и экзогамия (греч. exo - снаружи) - поиск брачных партнеров в других, первоначально строго определенных общинах. Это имеет важнейший биологический смысл: животные стада весьма чувствительны к мутагенным факторам. Неблагоприятные мутации вследствие постоянного скрещивания ограниченного числа особей в конце концов могут охватить все стадо и привести к его вырождению. Экзогамия способствует формированию мутагенной устойчивости. Запрет внутриродственных связей в мифологическом сознании первобытного человека воспринимался как запрет на кощунственное сексуальное общение со своим тотемом. Тотем мыслился как некий мифический прародитель рода - чаще всего какое-либо животное. В рамках тотемизма единство рода осознавалось не только как кровнородственное, но и как базирующееся на определенных социальных, прежде всего нравственных - нормах .

Как раз такого рода нормы являются еще одним существенным признаком ранних человеческих общностей. Существенно, что эти нормы касались всех членов рода, а не только слабых, как это чаще всего бывает в животном стаде. Первоначально такие нормы выступают как особого рода запреты - табу . Это, прежде всего, запрет на кровосмесительство. Существует гипотеза, что этот запрет связан с потребностью обеспечить сплоченность общины. Конфликты на почве удовлетворения полового инстинкта приводили к открытым столкновениям, ослабляли единство общины, поэтому вначале возник запрет половых отношений накануне и во время охоты, а затем оказались под запретом вообще все внутриродовые половые отношения.

Важную роль играл также абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни (прокормления) любого соплеменника, независимо от его физической подготовленности к жизни, в том числе слабого и больного. Как известно, такого рода особи в животном стаде чаще всего “отбраковываются”. Так, опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не допускают их к пище и очень часто забивают.

Таким образом, со времени “неолитической революции” (эпоху неолита - нового каменного века - историки первобытного общества располагают между VI и II тысячелетиями до н.э., считая началом ее изобретение глиняной посуды, а окончанием - возникновение металлургии) человек приобретает существенные, только ему присущие качества. Именно эти качества и характеризуют его как человека:

1. Человек изначально деятелен. Все его качества формируются в ходе развития предметной деятельности, прежде всего труда.

2. Человек извергнутый (изверг ), изгнанный (изгой ) из общества в природу становится ни к чему не пригодным животным, ибо специфически человеческая деятельность - труд - является изначально коллективной совместной деятельностью.

3. Все особые роли и достоинства человека - ум, доблесть, богатство оказываются важными не сами по себе. Они представляют собой специфические общественные отношения, выступают как результат сравнения данного человека с другими людьми, как его отражение в других людях.

4. Человека характеризует приоритет родового (общественного) бытия над сознательно-волевым бытием индивида, поскольку само сознание и воля отдельного человека выступают результатом формирования и развития человеческого индивида в системе социальных отношений, в человеческом обществе.

Такой подход позволяет опровергнуть тезис расистов прошлых времен и современного пошиба о делении человеческих рас, племен и народов на развитые и “недоразвитые”, на полноценные и “неполноценные”. Ныне на планете нет ни “природно-наивных”, ни “диких” племен и народов. Они, конечно, различаются по уровню развития, но само это развитие определяется тем, что представители любого народа, любого племени:

* умеют изготавливать орудия труда при помощи орудий и использовать их как средство производства;

* знают простейшие нравственные запреты, усвоили противоположность добра и зла;

* не могут существовать вне общества и помимо него, пусть и в опосредованной форме (как Робинзон, использовавший для жизни на необитаемом острове значительную долю опыта, накопленного человечеством, и использовавший орудия, созданные человеком);

* их качества есть не что иное, как результат и выражение общественных отношений;

* их деятельность носит не изначально (генетически) запрограммированный характер, а направляется сознательно-волевым регулированием, поэтому люди выступают как существа, наделенные способностью самопринуждения, совестью, сознанием ответственности за свои поступки и деятельность.

Сущность человека в “техническом измерении”. Вопрос о сущности человека оказывается весьма важным для военного инженера. Эта важность определяется не только тем, что офицер - не просто инженер, но командир, воспитатель подчиненных, которому для успеха в работе просто необходимы знания о человеке. Речь идет о собственно инженерной стороне его деятельности, связанной с обслуживанием и эксплуатацией военной техники. В настоящей работе неоднократно отмечалось, что техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы “человек - техника”, в частности системы “воин - военная техника”.

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору военно-технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется прежде всего в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Оценка мощностей, напряжений и ряда других величин в технике связи с помощью логарифмических зависимостей определяется не только удобством расчетов, но и тем, что чувствительность органов слуха человека к силе сигнала подчиняется логарифмическому закону. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе “человек - техника” как раз и учитывается в специальных отраслях науки: инженерной психологии, эргономике.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы “человек - военная техника” фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной военно-технической ситуации (так, теория электрорадиоизмерений есть по существу теория специфической деятельности оператора с помощью специальных приборов).

Таким образом, знание философских аспектов сущности человека необходимы военному инженеру не только “для общего развития”. Эти знания выступают как необходимый и существенный компонент непосредственной профессиональной подготовки военного специалиста.

Теории о происхождении человека появляются всё чаще, с каждым разом всё сложнее и интереснее. Этот вопрос актуален на протяжении многих тысяч лет. Ещё до нашей эры люди пытались узнать о природе своего происхождения. Возможно, им удалось достичь поставленной цели, но это не имеет значения, ведь до нас знания не дошли. Во всяком случае, большинство так считают, включая нас с вами. Мы предлагаем рассмотреть 10 самых интересных и наиболее вероятных теорий относительно того, как появился человек на Земле.


10 теорий о происхождении человека

Признанной в настоящее время является лишь одна теория Дарвина о происхождении человека. Отнюдь, никто достоверно сказать, что мы произошли из обезьян, не может. Просто на это указывает больше фактов:

  • приматы больше всего похожи на людей с точки зрения анатомии;
  • Дарвин заметил схожесть в проявлении эмоций;
  • похожи мимика, жесты, движения;
  • мы похожи не только мозгом, зубами, кровью, но и психологией поведения.

Согласно его теории люди эволюционировали из обезьян, оставив далёких предков позади за чертой цивилизации. В настоящее время проводится колоссальное количество исследований. Кинематографисты уже выпустили фильм «Планета обезьян», в котором говорится о войне приматов с людьми. Наверное, пока этот вопрос не будет раскрыт, люди не перестанут издеваться над животными.


Наряду с теорией Дарвина стоит акватическая теория о происхождении человека. Она указывает на то, что люди вышли из морей. Какие факты на это указывают?

  1. 70-80% тела человека состоит из воды;
  2. Подводный мир не исследован;
  3. Около 90% океана не изучено;
  4. Дельфины схожи с людьми почти как обезьяны;

Действительно, дельфины знают около 14 000 сигналов. Они способны общаться, спасать людей. В истории не было ни одного случая нападения этого животного. Дельфины не относятся к рыбам, так как теплокровны, дышат кислородом. Больше интересного можете узнать из статьи "10 фактов о дельфинах " на нашем портале.


Теория происхождения человека в результате Большого взрыва является достаточно сложной. Не будем вдаваться в научное объяснение всех цепочек взаимодействия атомов и молекул (хотя бы потому, что не понимаем). В общем, что-то пошло не так и взорвалось небесное тело, в результате которого молекулы и атомы начали двигаться настолько хаотично, что появились люди. Возможно, всё совсем не так или частично, но суть одна - данная теория вообще не объясняет, зачем мы появились. Если это стечение обстоятельств, то весьма сложно поверить, что настолько развитые и сложные организмы могли произойти в результате взрыва. Один волос состоит из колоссального количества атомов.


Многие считают, что мы не единственная раса во Вселенной. Вероятно создатели франшизы «Трансформеры» относятся к числу таких людей. В общем, есть гипотеза о происхождении человека от инопланетян. Кто-то думает, что нас привезли в пробирке и заселили Землю. Другие полагают, что мы дети НЛО. Третьи уверены, что нас эксплуатируют инопланетяне. Яко бы мы рабы, поэтому не знаем смысла жизни. Вероятно, таким образом, просто объясняют непонимание своей природы. Впрочем, сказка это или реальность судить не нам.

Как появился человек: мифы о Богах

Говоря о происхождении человека нельзя не упомянуть религию. Возможно, ответ хранится именно в библии. Спокон веков книга передаётся от стариков к наследникам. При этом у разных народов просматривается одна истина, призывающая ценить ближних, творить добро и не совершать грехи. А главное, нас создал Господь. Мы не призываем выбирать религию, не собираемся задевать чувство верующих. В данной статье лишь подчеркиваем, что одной из самых популярных теорий происхождения является вера в бога.


На мой взгляд, самая интересная теория происхождения человека. Гласит о том, что эволюция является не более чем «пылью в глазах» современного общества. На самом деле и до нас были цивилизации, развитые технологии. Просто мы их не понимаем, так как знания утерялись вместе с Апокалипсисом. Возможно, наши предшественники знали ответы, но что-то произошло. Как ещё объяснить тот факт, что пирамиды существуют на Земле огромное количество лет? При этом они устроены стык в стык. Даже нынешние технологии не позволяют создать такие сооружения. Не говоря уже о том, что внутри пирамид благоприятная атмосфера для развития растений. В них не водятся вирусы и микробы. Удивительно, не так ли?


Объяснить данную гипотезу довольно сложно. Вкратце говоря о том, как появился человек стоит выделить следующие предположения:

  • мысли материализуются;
  • наши мечты посылаются в центр Вселенной, после чего возвращаются в наш мир, материализуясь;
  • есть незримая энергия;
  • всё, что мы придумываем, существует, но в других реальностях.

Таким образом, эта гипотеза говорит о том, что все предыдущие теории реальны. То есть, каждый закон, предположение являются частичной правдой. При этом параллельные миры являются разными отрезками временной линии. Сложно, не так ли?


Еще одна сложная теория. Согласно данной гипотезе есть несколько миров. Одни ученые указывают число 9, другие 3. Кто-то считает, что параллельных миров бесчисленное множество. Представьте, что есть машина времени. Сейчас вы читаете этот текст (зафиксировали картинку). Спустя некоторое время переместились в прошлое и отправились на прогулку. Как же быть с историей, когда вы читали текст? Согласно данной теории все временные отрезки фиксируются. Своим путешествием вы создали 2 истории. Одна из них в одном мире, вторая в другом.

В общем, ещё одна сложная теория, в которой всё же просматривается определённая логика.


Пожалуй, самая современная теория о происхождении человека. Что, если мир является игрой? Ошо, Хайам, многие успешные люди говорили относиться к жизни, как к игре, спектаклю. Может быть, они хотели, чтобы мы воспринимали эти фразы буквально? Представьте, что все эмоции, наши выводы и взгляды являются заложенной программой. Тут вспоминается фильм «Матрица». Представьте, что всё в мире является вымыслом, игрой, в которой мы только выполняем свои задачи. В таком случае нет никакой судьбы. Всё это холодный расчёт создателей. Сложно в это поверить, но определённая суть просматривается.

10


Карлос Кастанеда долгое время учился у шамана по имени Дон Хуан Матос «Искусству сновидения». Согласно его теории, сон является неотъемлемой частью жизни. Он настолько же реален, как и наша реальность. Тут говорится и о параллельных мирах и материализации мыслей.

Суть в следующем. Создатель, центр вселенной или бог заложил программу. Наша задача учиться, изучать новое, открывать знания и создавать невиданное ранее. После смерти все наши знания вместе с памятью уходят творцу. В этом суть нашего существования. Вот для чего появился человек. Подробнее можете узнать, ознакомившись с произведениями Карлоса.

Урок : Обществознание – 10 класс

Тема: Происхождение человека и становление общества

Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о происхождении человека и становлении человеческого общества. Показать учащимся, что развитие человечества – это результат биологической и социокультурной революции.

Развивающие: Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.

Воспитательные: Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Тип урока: Изучение нового материала.

Учебник: Обществознание: профильный уровень для 10 кл. общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебни кова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение, 20 07. 416 с.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

План урока

1. Мотивация к изучению нового материала.

2. Наука о происхождении человека.

3. Становление общества.

4. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

5. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.

3. Работа по плану урока.

1. Мотивация. Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество?
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Во-первых , уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.
Во-вторых , исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
В-третьих , уточняется общая теория антропогенеза (процесса выделения человека из мира животных) как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез).
Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, - результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.

2. НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами.

2. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». (идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка).

3. Работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное)

4. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.
Процесс становления человека

Что повлияло на процесс эволюции

1. Космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.

2. Археологи обратили внимание, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.

3. Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека (период смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад).

4. Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.
5. Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.

Фактор, ускоривший эволюцию гоминидов

1. Стресс.

Интересно: Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.
Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание.

3. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

1. «Что было раньше - человек или общество?» - вопрос, который интересовал ученых. С одной стороны, очевидно, что в человеке немало природного, а с другой, по словам философа Н. А. Бердяева, - «человек есть принципиальная новизна в природе». В этом выражении подчеркнуто, что человек не только существует в мире по природным законам, но выходит за рамки запрограммированного природой поведения. Эту же мысль высказывал немецкий просветитель Иоганн Гердер, называя человека «вольноотпущенником природы».
2. В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества.

- сообща охотились,

Согревались в холодные дни,

Сражались за самку,

Продолжали род и воспитывали потомство.

более устойчивый человеческий коллектив - общество.

простое:

Основаны на кровном родстве;

Совместное владение имуществом;

Коллективный труд;

Не знали имущественного расслоения.

сложное:

Усложнение трудовой деятельности с помощью усовершенствованных орудий техники и технологии,

Специализации трудовых усилий.

3. По существу, границы восприятия опыта предков и фарватер деятельности индивида как бы очерчивались существовавшими табу (запретами), выступавшими в качестве руководства к действию. Табу - система запретов на совершение определенных действий, нарушение которых, по первобытным представлениям, карается сверхъестественными силами. Ряд исследователей связывают возникновение табу с потребностями общества обуздать естественные инстинкты индивидуумов, подчинить их интересам коллектива.
4. Комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о фантастическом родстве между группами людей и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже - с неодушевленными предметами), увязывался в определенную систему, получившую название тотемизма. Среди исследователей ведутся споры о природе тотемизма. Одни полагают, что это была первоначальная форма религии, другие - что это была примитивная система классификации окружающих предметов и явлений.
5. Одновременно с изменившимися условиями тесно связан рост популяции людей и распространение их по Земле. Достаточное количество пищи и относительная безопасность существования позволяли людям больше времени уделять заботе о потомстве.
6. Управление жизнью человеческого коллектива, в котором связи между его членами строились не только на кровном родстве, но и на совместной деятельности, обмене, соподчинении, требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений - общество. Именно в обществе были созданы ценности, которые не под силу создать индивиду. К числу таких ценностей относятся язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и др.
4. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Что же такое человечество? Словарь определяет это понятие как собирательное, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей Человека разумного.

Что такое человечество т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями.

Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.).

утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей».

Николай Николаевич Трубников(14.02.1929 -19.05.1983)

Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».

Г. Лессинг

Два понимания термина «человечество».

К. Э. Циолковский (1857-1935 гг.), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.).

подразумевается единая судьба народов, населяющих земной шар. Отмечается, что, несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля - единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян»

Во втором случае речь идет о собирательном понятии, которое выражает высокую степень абстракции. Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанная незримыми узами мозаика культур.

Вывод: Однако все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.

5. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. Отличительной особенностью человека является его способность творить «вторую природу», преобразуя окружающий мир своей практической и духовной деятельностью.

2. Формирование сугубо человеческой, социальной памяти (Превращение первобытного человеческого стада в социальный коллектив)

3. В отличие от генетической памяти память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека .
4. Упомянутая выше трудовая теория происхождения человеческого в человеке не дает полной и ясной картины появления такого феномена, как культура человечества. Трудятся и другие живые существа на Земле. Недаром даже в пословицу вошло трудолюбие пчелы или муравья. Но только человек осмысленно творит вторую природу - культуру.
5. Существует точка зрения, согласно которой исторически первой формой культурного творчества человека была магия. Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.

6. Другой взгляд на зарождение культуры связан с тем, что в основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят. В этом отношении человек превосходит всех «умельцев» животного мира, созидая особый мир образов. Прежде чем действовать, человек создает образ своего действия. Образ - одно из важнейших средств культуры.

Вывод: Какими бы факторами ни объясняли те или иные ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует.

4. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

1. Подтвердите или опровергните мнение французского мыслителя Ж. П. Сартра, который подчеркивал, что человечество состоит из всех живших ранее, живущих ныне и еще не родившихся людей.
2. Выскажите собственное мнение в следующей дискуссии.
а) Ряд антропологов, ссылаясь на сохранившиеся каменные орудия, связывают появление Человека разумного с созданием и использованием орудий труда.
б) Другие ученые полагают, что моторно-сенсорные координации, необходимые для производства элементарных орудий труда из камня или дерева, не требуют какой-либо остроты мысли.
3. Используя данные современных наук, согласитесь или опровергните одну из гипотез, объясняющих происхождение человека. Человек стал человеком: 1) благодаря жизни в воде; 2) в результате мутации в клетках мозга гоминид (семейство отряда приматов включает как ископаемого человека, так и современных людей), вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды либо инверсиями геомагнитного поля; 3) в результате теплового стресса среди гоминид появился мутант.
5. Домашнее задание. Прочитать параграф 5-6, Ответить на задание письменно.

Раскройте философский смысл следующего высказывания И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей». Каково ваше отношение к данной точке зрения?

Возникновение человека . Критерии человека: христианская и научная доктрины сущности человека. Место человека в животном мире и биологической систематике (Ч. Дарвин, Т. Гексли, К. Фогт, современные точки зрения). Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитековые, дриопитековые и др.). Движущие силы процесса антропогенеза. Австралопитековые, находки в Африке (Р. Дарт, экспедиции Лики и др.). Их морфологические характеристики. Дискуссия о «человеке умелом» (Homohabilis) и галечных орудиях (олдувайская индустрия).

Гипотезы о причинах очеловечивания и ходе антропогенеза. Классификация (систематика) гоминид. Теории моно- и полигенеза.

Древнейшие гоминиды (Homoerectus) и их трудовая деятельность. Питекантроп яванский и африканский. Связь этих находок с орудийными комплексами. Синантроп. Гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертешселлеш и Бильцингслебен. Их биологическая и социальная эволюция, развитие трудовой деятельности. Проблема хронологии. Связь с археологическими эпохами.

Древние гоминиды и их трудовая деятельность . Неандертальцы и их разновидности. Время и места обитания. Связь с археологическими эпохами. Биологическая и социальная эволюция неандертальцев, развитие трудовой деятельности. Вариативность культуры неандертальцев.

Возникновение человеческого общества . Праобщина (первобытное человеческое стадо). Этапы ее развития. Хронологические рамки. Роль охоты в развитии праобщины. Развитие первобытного коллективизма. Начало половозрастного разделения труда. Половые отношения в праобщине. Возникновение и развитие мышления и речи. Гипотезы возникновения речи (Н.Я. Марр, В.В. Бунак). Истоки идеологических представлений, их археологические свидетельства (неандертальские погребения Тешик-Таш, ШанидарIVи др., «медвежьи» пещеры Регурду, Петерсхеле, Драхенлох, Монтеспан, каменная плитка из грота Ля Ферасси и др.). Зачатки религиозных воззрений.

Тема 3. Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины

Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека современного типа (Homosapiens). Окончание естественного отбора и принципиальные отличия человека современного типа. Биологические признаки и уровень интеллекта. Гипотезы и время происхожденияHomosapiens(теории полицентризма, моноцентризма, пресапиенса, архаичногоHomosapiens).

Расогенез. Морфологические особенности европеоидной, негроидной и монголоидной рас. Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании: пути, время и особенности заселения новых материков. Новейшие данные о возможном заселении Австралии архаичным Homosapiens.

Возникновение общинно-родового строя . Основные черты общинно-родовой организации. Первичность материнского рода: этнологические и археологические аргументы. Гипотезы происхождения экзогамии (Мак-Леннан, Ч. Дарвин, Л.Г. Морган, Бриффолт, Б.Ф. Поршнев, А.М. Золотарев, С.А. Токарев, Ю.И. Семенов и др.). Дуально-фратриальная организация.

Раннепервобытная (раннеродовая) община низших охотников, рыболовов и собирателей. Природно-климатические изменения при переходе от плейстоцена к голоцену и их последствия в развитии материальной и духовной культуры древних коллективов при переходе от эпохи верхнего палеолита к мезолиту. Подъем производительных сил и технические достижения в эпохи верхнего палеолита и мезолита. Развитие охоты, собирательства, рыболовства, домашних промыслов. Складывание первых хозяйственно-культурных типов (ХКТ).

Социально-экономические отношения. Коллективная собственность и кооперация труда. Первобытное равенство и равнообеспечивающее (уравнительное) распределение. Дарообмен. Народонаселение и его воспроизводство. Естественное разделение труда по полу и возрасту. Инициации.

Брак и семья. Формы семьи. Их эволюция. Сущность парно-группового брака. Понимание этой проблемы Л. Файсоном. Материнский и отцовский счет родства, локальность поселения супругов. Сущность кросс-кузенного брака. Особенности парного брака. Дисэкономичный характер семьи.

Общественная организация. Община и ее соотношение с локальной группой и родом. Признаки и структура рода и фратрии. Потестарная организация. Социальные нормы. Возрастная организация и возрастные классы.

Духовная культура. Особенности первобытного мышления. Накопление полезных знаний об окружающей природной среде. Зарождение абстрактных представлений. Пиктография.

Гипотезы о происхождении изобразительного искусства. Его формы: наскальные росписи: пещерная живопись верхнего палеолита, писаницы, петроглифы; пластика, музыка, предметы украшения. Мифология. Развитие религиозных верований. Ранние виды религиозных представлений: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Культовая практика.

Языковое и этническое состояние. Первобытная лингвистическая непрерывность, ее сущность. Основные праязыковые совокупности: ностратическая, сино-тибетская, аустрическая, зинджская (конго-сахарская). Определение этноса. Его виды: этникос и этно-социальный организм. Аморфность этнического состояния в раннепервобытную эпоху.

Позднепервобытная (позднеродовая) община . Причины и предпосылки возникновения производящего хозяйства в отдельных областях субтропиков Старого и Нового Света. Учение Н.И. Вавилова о «первичных» центрах культивации растений и доместикации животных и прерывистом очаговом происхождении производящего хозяйства. . Вторичные центры. Сущность приручения, культивации и доместикации. Последовательность процесса. Центры и время зарождения культивации и доместикации. «Неолитическая революция» (Г. Чайлд). Первое крупное общественное разделение труда. Его сущность. Интенсификация присваивающих отраслей хозяйства в общинах высших охотников, рыболовов и собирателей. Дальнейшее формирование хозяйственно-культурных типов. Неравномерность исторического развития в различных природно-ландшафтных зонах. Народонаселение и его воспроизводство. «Демографическая» революция.

Новые производственные достижения. Возникновение керамического производства. Домашнее производство. Развитие поселений и жилищ, возникновение укрепленных поселений.

Социально-экономические отношения. Коллективная (родовая) собственность на землю – экономическая основа общества. Личная собственность на некоторые средства производства и предметы потребления. Диалектика равнообеспечивающего и трудового принципов распределения. Рост избыточного продукта. Развитие престижной экономики, ее межобщинный и внутриобщинный характер. Предпосылки имущественного и социального неравенства.

Половозрастная организация. Дальнейшее возрастание уровня естественного разделения труда. Институциализация половозрастных групп и их место в общественном разделении труда и социальной жизни. Мужские и женские дома.

Брак и семья. Семейно-брачные отношения в общине ранних земледельцев и скотоводов и в общине высших охотников, рыболовов и собирателей. Замещение кросс-кузенного брака отработочным и выкупным. Социально-экономические основы этого процесса. Сороратные и левиратные браки. Локализация брачного поселения. Материнская (большая материнская семья) и отцовская семейные общины. Аванкулокальность. Аванкулат.

Общинно-родовая организация. Многородовая (гетерогенная) община. Укрепление межобщинных связей. Институт адопции. Сегментация рода. Линиджи (субкланы). Их функции. Перерастание горизонтального (тотемного) родства в вертикальное (предковое). Линейно-степенное родство. Унилинейный и билинейный счет родства. Соотношение рода – фратрии – племени.

Организация власти. Иерархизация органов коллективной власти. Экономические причины этого процесса. Система лидерства. Бигмены. Вопрос о потестарной роли и статусе мужчин и женщин в позднеродовом обществе. Социальные нормы регуляции общественной власти.

Духовная культура. Развитие положительных знаний. Переосмысление пространства и времени в общинах с производящей экономикой. Развитие пиктографии. Изобразительное искусство: наскальные изображения, орнаментация керамики, пластика, резьба по дереву и кости, украшения. Устное, музыкальное и танцевальное творчество. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений: земледельческие, скотоводческие и астральные культы. Культ плодородия и материнства. Культ предков. Родовые и племенные культы.

Языковое и этническое состояние. Динамика формирования языковых семей: афразийская, индоевропейская, картвельская, эламодравидская, уральская, алтайская и др. «Ранние» и «поздние» их прародины. Усиление племенной организации как важное условие дальнейшей консолидации этнических общностей.