Упражнения по креативности. Упражнения на развитие креативного мышления

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Креативность - слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстверезюме людей различных профессий, причем не только творческих.

Под креативностью понимают способность создавать и находить новые оригинальные идеи , отклоняясь от принятых схем мышления, успешно решать стоящие задачи нестандартным способом.

Креативность развивается. Это можно сделать не только посещая специальные тренинги , но и выполняя упражнения в повседневной жизни.

Общение с детьми еще один прекрасный повод взглянуть на мир под другим углом и осознать, что каждый из нас видит его по своему. Сейчас приведу 13 упражнений , которые собрал из разных источников. Регулярно практикую их с сыновьями. Попробуйте и вы. Уверен, результаты вас вдохновят .

1. Аббревиатура

Возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура. Теперь расшифруйте ее. Например, СЕНО — самый естественный ночлег отшельника.

От себя добавлю, чем смешней и абсурдней получится расшифровка, тем лучше для развития в себе умения нестандартно подходить к той или иной ситуации.

2. Нестандартное использование

Возьмите любой предмет и придумайте минимум 3 варианта его нестандартного использования.

К примеру, КАСТРЮЛЮ можно использовать и как горшок для комнатных растений, и как емкость для хранения сладостей, и вместо строительной каски

Делая данное упражнение раз за разом добавляйте хотя бы один вариант, пока число не дойдет по меньшей мере до 10-ти.

3. Новый маршрут

Каждый день вы ходите на работу , совершаете вечернюю пробежку или просто гуляете с ребенком. И скорее всего это происходит по одному и тому же маршруту. Меняйте его как можно чаще. Даже, если выбор не велик и есть возможность проследовать лишь тремя маршрутами, меняйте их каждый день.

4. Необычное название

Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Оно может быть коротким или развернутым. Главное, чтобы оно обязательно вам нравилось.

Например, город Рындопупинск, котенок по кличке Лизунок или сказочное существо Страхоморд.

5. Свой сценарий

Придумайте продолжение понравившегося фильма или книги, а еще лучше свой сценарий. Измените действия главных героев, событий и ситуации, в которых они были. У детей это очень хорошо получается. Учитесь у них.

Можно придумать свою добрую сказку с продолжением и рассказывать ее ребенку перед сном.

И вообще старайтесь фантазировать как можно больше.

6. Нестандартное меню

Вы можете уметь, а можете и не уметь готовить. Но, если уж встали к кухонной плите, то представляйте себя крутым шеф-поваром модного ресторанчика , которому выпала честь создать новое нестандартное меню.

Придумывайте красочные и необычные названия каждому приготовленному вами блюду. И меняйте привычные рецепты. Здесь бескрайний простор для фантазии.

Я практикую с детьми совместное выпекание пиццы, когда на общую тестовую основу каждый кладет свои инградиенты, придумывает название и после угощает. Бывает весело.

7. Семь раз отмерь...

Приступая к какому-либо занятию или работе, придумайте несколько вариантов решения. В этом я убедился занимаясь строительством на даче.

Поверьте, у каждой работы или проблемы есть минимум 2 способа действий, а при включении фантазии их может быть и 10! Если нет проблем у вас, разберите сложную выдуманную ситуацию, или реальную проблему ваших знакомых.

8. Задом наперед

Во время езды на автобусе или пешей прогулки читайте детям вывески магазинов задом наперед. Порой получается откровенно смешно, попробуйте! К примеру, вывеску «Мода для полных» вы прочтете как «Хынлоп ялд адом»

9. Чтение снизу вверх

Во время ожидания вы достаньте книгу и начните чтение предложений не сверху вниз, а снизу вверх. К примеру, у вас получится, что герой романа выполняет все действия в обратном порядке. Сначала он утром уходит из дому, потом завтракает у себя на кухне, чистит зубы и встает с кровати, и а потом только слышит будильник.

10. Два понятия

Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.

11. Сумасшедший генетик

Смело берите чистый лист бумаги и фломастер. Не важно, что рисовать и не умеете. Здесь главное процесс. И нарисуйте Нечто, сочетающее в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей.

У вас получится, например, длинношеий волк с копытами или рогатый тигр с клювом. Цель упражнения — убить любые зачатки логики и здравого смысла , сделав акцент на креативности.

12. Безумный архитектор

От животных можно переходите к архитектуре и нарисовать дом. Но прежде, чем приступите к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова.

Здесь может быть что угодно. Например, «мандарин» — и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.п. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.

13. 10+10

Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят.

Например, «брюки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопайтесь в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

Повторяйте упражнения каждый день по нескольку раз и обязательно станете творческой личностью. И на последок, хочется сказать. Какие бы идеи не приходили Вам в голову, не спешите их отвергать, потому что на первый взгляд самая абсурдная идея может принести много пользы.

Упражнения для развития креативного мышления.

1. «И все-таки у них много общего ». Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Для примера приводятся возможные ответы на вопрос «Что общего между глазом и водопроводным краном»:

1) оба слова—из четырех букв;

2) в обоих случаях буква «А» — третья по счету;

3) при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть;

4) и то и другое может блестеть;

5) из них иногда льется вода;

6) когда они портятся, из них подтекает.

А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть: здесь важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных... Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное— «задушить» логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.

3. «Сумасшедший архитектор». Следующее упражнение также принесет вам лавры прославленного графика (особенно если вы заведете привычку развешивать образцы своего творчества вокруг рабочего места). Теперь будем рисовать дом. Вам понадобится прежде произвольно выбрать 10 слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы — архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить за эскиз своего жилья, к примеру, миллион доллар (или даже 10 миллионов — в общем, сумму, при мысли о которой вы будете веселее работать). Его условие: в эскизе должны быть представлены... (далее следуют 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. «Кастрюля» — отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»... пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение... Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности.

4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа; большая, зеленая, теплая, модная, красивая» и т. д. Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному НЕ подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5. «И это называется...» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное — главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например: «Знакомка» (при виде сослуживицы, застывшей за своим рабочим столом); «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

Тренинговые упражнения для развития восприятия

Упражнения из цикла «Смотреть и видеть». Учитель дает задание рассмотреть предмет. Важно объяснить ученикам, что это значит. От них требуется не только смотреть, но и видеть, т. е. так запечатлеть предмет в памяти, чтобы его не забыть потом. Но как не созерцать пассивно, а познавать увиденное? Смотрим, т. е. «впускаем» в себя зрительные образы мы каждый день, но видеть (осознавать увиденное) непрерывно нам некогда. Учитель может попросить именно «увидеть» знакомый или вновь принесенный предмет, прибор (например, микроскоп), затем описать его не глядя, потом проверить, что упущено в описании, что описано неверно. Важно показать, как меняет восприятие предмета та цель, с которой он рассматривается. Для этого вместо «бесцельного» рассматривания предлагается рассмотреть предмет с целью: нарисовать по памяти; работать с ним; продать. Сопоставление содержания своих мыслей по поводу различных ситуаций дает хорошую пищу для размышлений и наглядно иллюстрирует каждому изменение его восприятия при изменении цели.

«На что похоже?» Учитель дает возможность рассмотреть символ: знак химического элемента, т. е. нечто, не являющееся рисунком в прямом смысле слова, и увидеть, на что он был бы похож, будь рисунком. Когда на задание в принципе не может быть верного и неверного ответа, то его не страшно выполнять, не страшно дать смешной ответ, это даже приветствуется, так как забавные ассоциации лучше запоминаются.

«На одну букву». Пока учитель считает до тридцати, найти и запомнить все предметы в классе, название которых начинается, например, на букву С.

«На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

«Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, а по команде переводит взгляд на стену. Потом опять — на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.


2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко!

Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

    Меня зовут Никита, меня любят москиты!

    Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

    Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

    Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

    Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Сочинитель»

Цель : развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения : Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Найди пару»

Цель : Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Ход упражнения : Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Игра «К счастью... К сожалению...»

Цель : развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения : 30 минут.

Материалы : маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

    Группа затерялась на необитаемом острове.

    Одиссей попадает на Красную площадь.

    Вася и Маша открывают магазин игрушек.

    Мальчик влюбился в девочку.

    Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение «Шнурок»

Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.

Запрещается вербальное общение.

После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель : побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы : от 5 до 15 человек.

Условия : классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

    Расскажите историю о принцессе и крестьянине.

    Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.

    Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Упражнение «Творческое озарение»

Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

    Что общего между кофе и жителями Лапландии?

    Что общего между шнурками для обуви и поездами?

    Что общего между горой и шоколадом?

    Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Упражнение «Заглавная буква»

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение «Превращения»

Цель : развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

    Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

    Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

    Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.

    Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель : развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Прочти текст»

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение «Поставь точку»

Цель : проба на оригинальность мышления.

Задание : Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка : По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

Кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека - это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве - в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере . Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым , а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность - это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие - аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при .

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством - учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в
  • Умело
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что , и наоборот
  • полезной деятельностью
  • Занимайтесь
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, )
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод « »

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие « », « », «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • , интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

    В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.