Что такой план темы. Как составить жизненный план: подробная инструкция

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить. Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.


Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы
  1. Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.
  2. Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.
  3. Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.
  4. Существуют разные типы планов текста. Выбор вида во многом зависит от объёма текста, цели написания плана.
    • Тезисный план представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.
    • Простой план – это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.
    • Сложный план текста чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.
    Когда вы учитесь составлять план текста, старайтесь тренироваться, записывая и краткие, простые, и расширенные сложные планы. Все типы планов по-своему эффективны. Лучше в первую очередь освоить написание сложного плана, чтобы уметь чётко и последовательно отражать в нём узловые моменты, структуру текста, ничего не упуская и не путая.
  5. Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.
  6. После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.
  7. Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
  8. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме. Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:
    • часто нарушается логика повествования;
    • пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
    • план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
    • нет вступительной и заключительной части;
    • пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
    • пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста;
    • пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.
    Если перед вами будет перечень этих распространённых ошибок, вы сумеете успешнее избегать их, составить план текста грамотно и точно.
  9. Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.
Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция
Воспользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно составить план текста.
  1. Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
  2. Выделите основную тему и идею текста.
  3. Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
  4. Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
  5. Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
  6. Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
  7. Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
  8. Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
  9. Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
  10. Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.
Чтобы правильно составить план текста, следуйте советам, не забывайте о возможных ошибках, тщательно проверяйте ваш план и сверяйте его с текстом, работайте по инструкции.

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема .

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение . Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением .

Если вы не знаете, о чем говорить на первом свидании с мужчиной, не паникуйте. Нет ничего удивительного в том, что люди, испытывая волнение при встрече, теряются и чувствуют себя неловко из-за возникающих пауз.

32 идеи, чем заняться на каникулах дома, как занять ребенка

На вопрос «Чем заняться на каникулах?» дети ответят: «Отдыхать!» Но, к сожалению, для 8 из 10 ребят отдых - это интернет и соцсети. А ведь есть еще столько интересных занятий!

Подросток и плохая компания – что делать родителям, 20 советов

В плохой компании подростки ищут тех, кто будет их уважать и считать классными, крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет и что вызовет эффект «вау!» у сверстников.

Что такое сплетни – причины, виды и как не быть сплетницей

Сплетни - это обсуждение человека за его спиной не в позитивном ключе, а в негативном, передача неточных или вымышленных сведений о нем, которые порочат доброе имя и содержат укор, обвинение, осуждение. А вы сплетница?

Что такое высокомерие – это комплексы. Признаки и причины надменности

Что такое высокомерие? Это стремление скрыть свои комплексы и низкую самооценку, нацепив маску победителя. Таких людей с больным ЭГО следует пожалеть и пожелать им скорейшего «выздоровления»!

15 правил, как выбрать витамины – какие для женщин лучше

Выбирайте витамины правильно! Не «ведитесь» на красочные упаковки, ароматные и яркие капсулы. Ведь это всего лишь маркетинг, красители и ароматизаторы. А качество предполагает минимум «химии».

Симптомы авитаминоза – признаки общие и специфические

Симптомы (признаки) авитаминоза бывают общие и специфические. По специфическим признакам можно определить, какого именно витамина не хватает в организме.

17 советов, как снять стресс и нервное напряжение без алкоголя

Вряд ли в наше время суеты и быстрого темпа жизни можно встретить человека, которому не нужны были бы советы, как снять стресс и нервное напряжение. Причина этого - неумение правильно относиться к жизненным неурядицам и стрессовым ситуациям.

) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.

Составление плана — неотъемлемая часть создания устного или письменного текста.

Даже когда человек не пишет плана, у него в голове складывается приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать, формируются некоторые примеры и доказательства выдвигаемых автором мыслей и идей. Иногда план не требует своего обязательного оформления, а является лишь необходимым внутренним этапом работы над текстом. Однако существуют жанры, в которых он является составной частью текста: в учебнике, в курсовой или дипломной работе, в диссертации и т.д. – он, безусловно, необходим..
Умение составить хороший план — качество человека, владеющего своей речью.

Планы бывают простые и сложные

  • осмысление темы;
  • наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
  • составление простого плана (перечень тем);
  • составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
  • редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
  • окончательное оформление.

Ошибки при составлении плана

  • пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет, хотя он также требует конкретизации);
  • нарушена (последовательность) в порядке следования пунктов плана;
  • отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.

Наша презентация по этой теме:

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

Принципы рубрикации текста

1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;

2) использование заголовков, нумерации и т. д.

В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.

Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.

Наиболее употребимы две системы нумерации.

1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.

При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:

А... Б... В... - I... II... III... - 1... 2... 3... - 1)... 2)... 3)... - а)... б)... в)...

При этом соблюдается следующий порядок:

А) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);

Б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А);

В) номера глав - римскими цифрами (глава I);

Г) номера параграфов - арабскими цифрами (§ 1).

Например:

Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....

2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.

При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей - из двух цифр, третья ступень деления текста - из трех цифр. Например:

1. 2. 3. (1 - номер раздела, 2 - номер главы, 3 - номер параграфа).

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.

Важное замечание:

В перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;

Строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.

Третье важное средство рубрикации текста - использование заголовков и подзаголовков. Заглавие - это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок - это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.

Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.