Последний пират отступает. Куда исчезли сомалийские морские разбойники? Кто победил сомалийских пиратов

C начала ХХI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира. Морским разбоем занимаются более ста группировок. Почему их до сих пор не могут победить?

Что это за явление такое - пираты в XXI веке? Почему базой современных пиратов стало государство Сомали? Рассказывает старший научный сотрудник Института Африки РАН, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Ренат Ирикович Беккин. Недавно он вернулся из научной командировки в Сомали.

- Почему пираты XXI века облюбовали именно Сомали?

На самом деле международный морской разбой сегодня имеет место не только у берегов Сомали. Джентльмены удачи из Юго-Восточной Азии не в пример их сомалийским коллегам отличаются крайней жестокостью. Сомалийцы по сравнению с пиратами, «работающими» в Малаккском проливе, - безобидные овечки, благородные рыцари. А в территориальных водах Индонезии пиратством занимаются профессиональные банды. Не брезгуют пиратством и партизаны-сепаратисты, а также моряки и рыболовы, потерявшие работу. Пираты активно вовлечены в контрабандную деятельность.

Но в мире не так мало бедных стран. В той же Африке. Почему пиратство получило распространение именно в Сомали? Ведь с начала года сомалийскими пиратами было захвачено свыше 30 морских судов. Существуют ли какие-нибудь исторические предпосылки для распространения пиратства в Сомали?

Можно говорить скорее о географических, чем исторических предпосылках. Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Не меньше возможностей для пиратов открывает упоминавшийся Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии - один из самых оживленных морских путей. А разбросанные во внутренних морях Индонезии многочисленные острова - рай для пиратских баз. Да и в Африке Сомали - далеко не единственное место, где орудуют пираты. Среди мест их наибольшей активности я бы выделил побережье Нигерии и юг континента.

- Что заставляет людей идти в пираты? Кто он, типичный сомалийский пират?

Что бы мы ни говорили о пиратской романтике, в основе пиратства лежит бедность. Не будем забывать и о том, что большая часть когда-то единого государства Сомали находится во власти вождей различных кланов и племен.

Сотрудники ООН жалуются: отправляют груз с гуманитарной помощью в Сомали, но прежде чем он достигает цели, его перехватывают представители других кланов, оставшихся обделенными при распределении продовольствия.

Большинство сомалийских пиратов - это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. По имеющимся у меня данным, среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда - де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова. Сомалиленд живет в мире и относительном благополучии по сравнению с другими частями когда-то единого государства Сомали с 1991 г., и потому профессия пирата не пользуется здесь большой популярностью. Большинство пиратов - выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда - буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.

Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего. Что касается корабля «Фаина», то, по просочившейся в СМИ информации, он перевозил оружие, предназначавшееся мятежникам в Южном Судане, то есть грубейшим образом нарушил нормы международного права. Если эта информация подтвердится, то можно говорить о том, что одни преступники захватили других.

- А привычное для поклонников Голливуда Карибское море?

Карибское море, как, впрочем, и весь Американский континент, согласно небезызвестной доктрине Монро, - это зона стратегических интересов США. Поэтому поставленный на широкую ногу пиратский промысел в этом районе не имеет шанса на существование. Хотя отдельные пиратские вылазки имеют место и у берегов Южной Америки.

Картинка захвата корабля «Фаина» поражает современного телезрителя. Сомалийские пираты на катерах и утлых лодочках берут на абордаж огромное судно, борт которого превышает на 6-8 метров всю флотилию джентльменов удачи. «Фаина» могла бы разогнаться, и у пиратов не было бы ни одного шанса ее остановить, почему этого не произошло? Какими новейшими пиратскими технологиями обладают флибустьеры из Сомали?

Когда я ездил по Сомали, я встречал людей, которые вполне могли бы быть пиратами. В обычной жизни они могут быть мирными гражданами, иметь мирную профессию, а в свободное время промышлять пиратством. Сомалийцы - удивительный народ, я не встречал таких позитивно настроенных людей. У человека нет ничего, кроме ветхого жилья из плетеных веточек и доллара на питание в день, но он светится улыбкой. Скептики говорят, что причиной тому кат - наркотическая трава, которую сомалийцы жуют поголовно. Пожуешь этот кат, и весело и беззаботно становится на душе. А если серьезно, то уверенности пиратам, безусловно, придает тот факт, что команды захватываемых ими судов, как правило, не оказывают им никакого сопротивления. Потому что морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов. Но даже в тех случаях, когда удается обезвредить пиратов, их вскоре отпускают. (Многие эксперты считают, что представители местных властных структур и полиции покрывают пиратов, т.к. те делятся с ними своей добычей. - Прим. ред.)

Особое отношение в Сомали к россиянам. В 70-80-е гг. в Сомали строили местную модель социализма, и между нашими странами выстроились неплохие отношения. Особенно до сомалийско-эфиопской войны 1977 г., где Советскому Союзу пришлось принять сторону Эфиопии. Многие сомалийцы учились в СССР. Я встречал их во время своей поездки в Сомали. Это, безо всякого преувеличения, белая кость, прослойка наиболее образованных людей в стране.

В июле этого года ООН приняла документ, разрешающий военному флоту третьей страны входить в территориальные воды Сомали и пресекать деятельность пиратов. Есть ли сейчас сила, способная навести в Сомали порядок и покончить с пиратством?

Как показали недавние события, Союз шариатских судов Сомали доказал свою способность навести порядок и обуздать преступность. Но как только им удалось укрепиться и начать объединение юга Сомали, в ситуацию вмешались США, которые руками Эфиопии помешали объединительному процессу в стране. Интерес США - не допустить создания единого и сильного исламского государства в Сомали. Эфиопия также не заинтересована в возрождении сомалийской государственности. После гибели более 130 миротворцев ООН и потери около 3 млрд долл. в 1993 г. в ходе операции «Возрождение надежды» никакого желания ввязываться в разборки между кланами у мирового сообщества нет.

1 октября посол фактически не существующего государства Сомали объявил о том, что правительство Сомали в ближайшее время признает Южную Осетию и Абхазию. Как вы оцениваете данный шаг?

С точки зрения тактики, возможно, это неплохой ход, но с точки зрения стратегии - несусветная глупость. Мотивы руководства Сомали понятны. Оно делает этот жест доброй воли в надежде получить поддержку со стороны Москвы. Если Сомали признает Абхазию и Южную Осетию, то у США не будет никаких оснований не признать тот же Сомалиленд, где у американцев есть определенные интересы. И тогда на единстве Сомали можно будет поставить большой жирный крест.

* К моменту подписания номера у нас не было новой информации о судьбе «Фаины» и экипажа.

Пиратские захваты судов в XXI веке

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира* в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более ста группировок.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность - от 8-10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность - около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал - пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

География действия пиратов XXI века - прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).
2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).
3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Самое «популярное» место нападений - прибрежные воды Индонезии.

Ежегодный ущерб от пиратства по всему миру - 40 млрд долларов.

По материалам ежегодных докладов Международного морского бюро:

В 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений на морские суда
в 2001 г. - 344
в 2002 г. - 370
в 2003 г. - 344
в 2004 г. - 329
в 2005 г. - 276
в 2006 г. - 239
в 2007 г. - 263

Статистика по российским судам искаженная, так как 60% кораблей ходит под флагами других стран мира, то есть попросту сдается в аренду вместе с российской командой.

* Эта цифра не является окончательной, так как многие судовладельцы боятся заявлять в полицию о нападении пиратов, опасаясь мести преступников, коррумпированных чиновников и полицейских прибрежных стран.

Последние трагедии на море

Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян, в том числе 22-летняя буфетчица Екатерина Захарова, которая вышла в свое первое плавание. На борту судна находилось 4,5 тыс тонн металла. К поискам корабля и экипажа подключился Международный центр по борьбе с пиратством, который распространил по всему миру информацию с его описанием. Даже если судно перекрасили, сменили название и флаг, его можно узнать по индивидуальным характеристикам. Надежды на успех невелики.

1 февраля 2008 г. у берегов Сомали пиратами был захвачен ледокольный буксир «Свицер Корсаков», который шел из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В составе команды - один англичанин, один ирландец, четверо граждан России. За судно и экипаж похитители получили выкуп - 700 тысяч долларов. Его заплатила компания «Свицер Вайсмюллер», которой принадлежит буксир. Переговоры с пиратами велись с 1 феврали по 18 марта 2008 г.

Как бороться

16 ноября 1994 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой все государства в максимально возможной степени должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В 1991 г. Международная торговая палата создала Центр по борьбе с пиратством в столице Малайзии Куала-Лумпур.

В Калифорнии (США) работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Он тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда.

В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Путиным 21 июля 2001 г., отмечается: «Активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» - одно из направлений деятельности государства.

На пленарном заседании Госдумы 1 октября 2008 г. палата одобрила протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах информацию «о мерах, принимаемых для решения проблемы международного пиратства, обеспечения безопасности международных торговых путей, в том числе совместно с другими членами международного сообщества».

23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый». В Заявлении командования ВМФ РФ говорится, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

Случались победы…

В 2005 г. круизный лайнер «Сиборн спирит» был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно.

Остроумный капитан использовал нетрадиционное средство борьбы - акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние.

В мае 2006 г. у берегов Сомали произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь по военным кораблям ВМФ США. Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

Говорят, поражение обычно бывает сиротой, зато у победы всегда очень много отцов. Не стадо в этом плане исключением и решение сомалийско-пиратской проблемы XXI века.

Кто победил сомалийских пиратов?

Не от хорошей жизни

Напомним читателю, что восточноафриканские флибустьеры занялись своим промыслом не от хорошей жизни. После того как Сомали развалилось на несколько квазигосударств, которые были не в состоянии контролировать свою прибрежную экономическую зону, там стали хозяйничать браконьеры из соседних стран, вылавливая тунца. Поначалу вооружённые сомалийские рыбаки выходили в море и просто отнимали у них улов. Затем подумали и стали отбирать суда и задерживать экипажи - а возвращали хозяевам за вознаграждение.
Аппетит приходит во время еды. Со временем экс-рыбаки переквалифицировались в профессиональных морских разбойников и своими целями уже выбирали суда покрупнее и побогаче - танкеры, сухогрузы, лайнеры, яхты. Благо через Аденский залив, соединяющий Красное море и Индийский океан, в год проходило до 20 тысяч судов.

Корабли не помогли

Одним из первых судов, удостоившихся внимания сомалийских джентльменов удачи, стал российский танкер «Монерон» в марте 2003 года. Пираты обстреляли его из автоматов и гранатомётов, но догнать на своих лодках не смогли.
Затем последовали другие нападения, и вскоре к району, опасному для судоходства, стали стягиваться военные корабли разных стран. Первыми в 2005 году приняли бой американцы. Когда их крейсер и эсминец решили проверить подозрительную рыбацкую лодку у берегов Сомали, с неё опрометчиво открыли огонь. Моряки США ответили из пулемётов, уничтожив одного из пиратов и ранив пятерых. Сняв с загоревшейся посудины двенадцать участников шайки, американцы по сути спасли им жизнь.
Количество нападений и, соответственно, заработки корсаров возрастали, достигнув в 2008 году суммы 150 миллионов долларов. Теперь уже даже ООН «благословила» все страны мира на борьбу с пиратами с помощью их флотов и ВВС. Была сформирована специальная корабельная группа, проведено несколько военных операций. Помимо кораблей НАТО в борьбе с пиратами приняли участие военные суда России, Индии, Пакистана, Японии и ряда других стран.
Несмотря на это, пираты не унимались, доведя свою добычу к 2010 году до 238 миллионов долларов. А общий ущерб от их действий составил 7 миллиардов. В эту сумму входили и необходимость для некоторых судов обходить опасный район, и затраты на страховку и т.д.
Кстати о страховке. Если кто-то думает, что на пиратстве наживались только джентльмены удачи, то это не совсем так. Нападения сомалийцев совсем неожиданно оказались выгодными для некоторых судовладельцев. Они страховали свои корабли и получали страховые выплаты за захват их имущества.
Известен случай, когда одно судно почти две недели дрейфовало у берегов Сомали, словно напрашиваясь на пиратский абордаж. И это, в конце концов, произошло. Флибустьеры привычно затребовали с владельца полтора миллиона долларов за судно, а тот взял и отказался, поскольку полученная страховка превышала эту сумму. Судьба же экипажа его мало волновала, хотя она в подобной ситуации была незавидной…
Эффективность от действий межнациональных ВМС снизила корсарскую активность где-то на 40 процентов. Стало ясно, что ответ на вопрос: «Как победить сомалийских пиратов?» надо искать не только в море.

«Мягкой» или «твёрдой» силой?

Тогда было решено действовать иначе. Во-первых, американцы подкупили наиболее крупных пиратских главарей, чтобы они прекратили заниматься разбоем и расформировали свои банды. И деньги платили немалые. Так, главарю одной из группировок, Мухаммеду Абди Харе, заплатили 20 миллионов евро.
Одних подкупили, зато появились другие…

Знаете ли вы что…

В 1999 году в Малаккском проливе был захвачен французский танкер «Шомон». Пираты связали членов команды, опустошили сейф и скрылись. 35 минут неуправляемый танкер шёл по узкому каналу, но избежал катастрофы.

Для рядовых пиратов США с помощью ООН создали ряд комфортабельных тюрем для перевоспитания. В тюрьмах мусульман-сомалийцев стали ещё и активно склонять к переходу в христианство, считая, что это удержит их от возвращения в преступный бизнес.
Были, однако, и сторонники более решительных мер. Так, официальное правительство Сомали в 2008 году наняло частную французскую военную компанию Secopex для обеспечения судоходства в Аденском заливе. Со слов руководства этой структуры, их сотрудники очистили прибрежную часть на северо-востоке Сомали, уничтожив при этом 300 пиратов. Что, впрочем, не помешало тем действовать здесь ещё несколько лет.
Сами официальные власти страны в 2009 году попросили денег на береговую охрану и пообещали справиться с проблемой двумя-тремя своими патрульными кораблями, при условии, что международные ВМС уйдут из территориальных вод Сомали. Судя по продолжавшейся пиратской эпопее, из этой затеи тоже ничего не вышло.
Несколько улучшило ситуацию сопровождение кораблей охраной из частных военных компаний. Ни одно судно, шедшее под охраной «частников», пиратами не было захвачено. Ещё бы! Наёмники не останавливались перед использованием тяжёлых пулемётов. Если бы не довольно высокая стоимость - порядка 35 тысяч долларов за группу из трёх-четырёх охранников, - это решение было бы оптимальным. Но его могли позволить себе не многие.
Вопрос с пиратами опять завис в воздухе…

Частное определение

И тогда, по одной из ныне широко распространённых версий, борьбу с пиратами взяли на себя… шейхи из эмирата Абу-Даби (ОАЭ). Почему-то спустя лишь три года после начала пиратского террора арабам надоела угроза их нефтяным танкерам, и они решили действовать. На выделенные ими 50 миллионов долларов частники из компании Blackwater сформировали так называемый отряд Пунтлендской морской полиции. Пунтлендом называлась одна из автономных провинций Сомали, где пиратство расцвело особенно пышным цветом. В состав отряда вошли колумбийские наёмники и инструкторы из ЮАР. Всего здесь было около тысячи человек, имеющих на вооружение стрелковое оружие, катера, лёгкие самолёты и вертолёты.
Учитывая, что, по западным данным, общее число пиратов в разное время не превышало тысячи, сил у Пунтлендской морской полиции должно было хватить. И эти силы пошли в бой…
Именно работе частников и приписывается главная роль в решении буквально за два года проблемы с сомалийскими пиратами в Пунтленде. Начиная с мая 2012 года, в прибрежной зоне квазигосударства больше не было захвачено ни одного судна.

Есть и другие претенденты

Впрочем, отдавать наёмникам славу победителей флибустьеров не спешат вооружённые силы стран Евросоюза, участвовавшие в антипиратских операциях в Аденском заливе, и понять европейских военных можно. Как объяснить своим налогоплательщикам, почему дорогостоящие акции с участием самых современных боевых кораблей не дали должного эффекта, а проблему решили обыкновенные частники, пусть и неплохо вооружённые?
И тогда 15 мая 2012 года корабельная авиация, взлетев с военных судов, патрулировавших Аденский залив, нанесла ракетный удар по пиратским базам на суше. По словам командующего объединёнными европейскими силами в регионе контр-адмирала Данкана Поттса, в результате точечных ударов мирные люди не пострадали, зато были уничтожены все пираты сразу. Этим и объясняют военные ЕС то, что с мая 2012 года прекратились нападения сомалийцев на торговые суда. Странное дело - что же мешало им нанести такой удар ещё в 2008 году?
Ещё одна сила, которая хотя и не претендует на громкую славу победителей флибустьеров, но, тем не менее, могла внести довольно существенный вклад в процесс уничтожения пиратства, - кенийская армия. В октябре 2011 года она вошла на территорию Сомали, две трети которой контролировала десятитысячная исламистская группировка Аш-Шабаб, являющаяся филиалом Аль-Каиды. У кенийцев с сомалийскими экстремистами были свои счёты за ряд террористических атак, которые те провели в Найроби, Момбасе и ряде других городов. Пришло время платить по счетам.
Кенийские войска при поддержке американских беспилотных летательных аппаратов выбили боевиков практически из всех городов и портов страны, выдавив их в сельские районы на севере страны.
«А при чём же тут пираты?» - спросит читатель. Оказывается, боевики Аш-Шабаб контролировали ряд пиратских баз и получали до 20 процентов от их доходов в качестве отступного. За эти деньги религиозные фанатики закрывали глаза на отступления своих «подопечных» от строгих канонов религии, прощая им пьянство, разврат и нападения на суда мусульманских стран.
Кенийцы же, по-видимому, особенно не отделяли одних от других при зачистке портов. Вот потому после их операции на побережье Сомали в Аденском заливе на целых пять лет наступило затишье. Впрочем, это тоже лишь одна из версий…













Пиратство. По поводу этого бича современного судоходства уже написано немало и данная проблема касается каждого моряка. Кто еще не знает, кто такие сомалийские пираты или сомалийские гопники, как я их называю, то я попытаюсь объяснить. К тому же на блоге существовал опрос на тему пиратства и можно проанализировать некоторые результаты.
Значит так. Сомалийские пираты – это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда в Аденском заливе и Индийском океане. В качестве транспортных средств используют малотоннажные корабли (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Из вооружений используют автоматическое оружие и гранатомёты. Также эти нехорошие люди имеют в своем арсенале качественное снаряжение, включая спутниковые телефоны и .

В год через Аденский залив проходят около 20 тысяч судов. Из Суэцкого канал суда везут грузы на Персидский залив, Сингапур и далее на Восток. И в обратном направлении. Захватывают пираты около 250 судов в год. Скажите мало? Но за каждым захватом стоит людская трагедия.

Мой первый вояж в район африканского рога был в 2006 году. На небольшом судне-универсале «BBC Portugal» мы шли из Китая в Алжир с грузом оборудования для нефтяных вышек. Проходили Аденский залив более-менее спокойно. Без приключений. Хотя усиленную вахту по указанию капитана несли как на палубе так и в машине. Тогда еще были единичные случаи захватов судов, не было военных конвоев и коридора безопасности.

В следующем году и уже на другом судне мы заходили в на выгрузку железнодорожных рельс. Государство в ста милях к западу от побережья Сомали. Опять же все было почти спокойно. Хотя с нашей крейсерской скоростью в 13 узлов (1 узел = 1.852 км в час) и низким надводным бортом мы были в зоне риска. После Джибути заходили и в Йемен и в Оман, в общем колесили по Аденскому заливу. Тогда обошлось.

Самое «интересное» началось в 2008 году. Настоящий пиратский сенокос. С начала года начали захватывать суда чуть ли не десятками. В том году я тоже проходил этот злополучный район. Из Суэцкого канал мы везли кое-какое оборудование в Индию. До захода в Аденский залив экипаж уже получил инструкции от судовладельца и военных как вести себя в случае атаки, держать курс строго по так называемому коридору безопасности и не геройствовать. Какие тут герои, спрашивается. Да никто не будет рвать тельняшку и бороться с пиратами. Судно и груз застрахован. Судовладелец получит свои деньги в любом случае, а устраивать реалити-шоу на судне – это только на свой страх и риск. На современных торговых судах оружия нет. Но даже с оружием в руках, я уверен, мало найдется смельчаков жаждущих боевых действий.

По поводу коридора безопасности. Тогда в 2008 году, коридор был, по сути, настоящим полем чудес для пиратов. Вот внизу фото навигационной карты данного района. Где отмечен коридор безопасности и позиции захваченных судов. Осень 2008 года. Впечатляет?




Это карта с того самого судна, где я работал. Мы на вахте днем и ночью получали сводки военных об атакованных и захваченных судах и наносили на эту карту под чутким руководством . Полный ход нашего двадцатипятилетнего «крейсера» был 12 узлов. Вот тогда было действительно не по себе от возможных перспектив пиратского плена. Особенно начали истерить некоторые члены экипажа после того, как впереди нашего судна, в коридоре безопасности, пираты захватили балкер «African Sanderling». С которым мы шли рядом в Суэцком канале, в Красном море и общались по УКВ.

Тех членов экипажа, которые никак не могли прийти в чувство от истерики, а это были кадеты, закрывали в своих каютах до особого распоряжения капитана, чтобы не нарушали дисциплину и не сеяли панику на судне. Паника – плохой помощник в стрессовой ситуации.

Чисто технически процесс захвата судов выглядит так. Быстроходное — катер или лодка, с мощными моторами, подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низким надводным бортом (например, танкер-химовоз), на его борт можно просто перепрыгнуть, в противном случае в ход идут веревки с крючьями или специальными «кошками». Чтобы экипаж судна не попытался сбить пиратов водой из пожарных шлангов или швырянием чего под руку попадется, а также для устрашения, при нападении и непосредственно при абордаже пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов. К слову, пожарные шланги – одно из немногих средств, наряду с маневрами судна, препятствующее пиратам забраться на борт. Ведь скорость пиратской лодки 20-22 узла. А большинство судов имеет скорость полным ходом 15-17 узлов. Кто победит в данной гонке? Ответ очевиден.


В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват судна удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно можно сказать, уже в их руках – гражданский моряк не пойдет с голой грудью на автоматы, если только ситуация не смертельно опасна. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами – это не оказывать пиратам сопротивления.

А что военные? Денно и нощно патрулируют коридор безопасности. Но что толку, суда захватывают уже и в Индийском океане. На коридор не хватает военно-морских сил, а тут еще и океан охватить необходимо. Нереально. Есть возможность садить на суда, проходящие транзитом через Аденский залив военных ребят с оружием. Дело дорогое и хлопотное для судовладельца. Поэтому многие и отправляют свои суда на «авось пронесет», на страх и риск . Без охраны, а только с рекомендациями, что делать, если вдруг не повезло. Живой пример – то же судно «ВВС Portugal» о котором я упоминал в начале поста был атакован пиратами в сентябре 2009 года. Но на судне находилась военная охрана из Йемена, которая открыла огонь по нападавшим пиратам. Вывод напрашивается сам собой – военные на борту судна, по сути, единственное средство хоть как-то обезопасить груз, судно и экипаж от сомалийских пиратов.


Ну а если судовладелец не чешется, то на выручку морякам приходит смекалка. Помимо пожарных рукавов, круглосуточных вахт на палубе, многие суда перед транзитом вблизи сомалийских берегов ставят на борта судна по всему периметру колючую проволоку – серьезное препятствие на пути желающего забраться на борт пирата. А если проволока еще и под напряжением – то это дополнительная гарантия безопасности. Есть примеры, когда именно такое «колючее электричество» предотвратило захват судна.

Другой способ виден на фото. Делают манекены имитирующих военных с оружием, патрулирующих судно. И рассаживают вдоль борта судна.




Вариант военной операции в Сомали, по-моему, не реален. Очень хочется, это да. Ковровое бомбометание на побережье и сжечь все к чертовой сомалийской бабушке, потом построить на месте выжженной пустыни Диснейленд с аттракционами типа «Убей пирата – получи надувного кролика». Но мировое сообщество, ООНы там всякие, организации по правам чернокожих маргиналов никогда не дадут на это согласие. Существующее международное морское право не даёт никому права вмешиваться в дела суверенной страны в пределах её территориального моря. Есть пиратство – значит это кому-то выгодно. Кто-то на этом делает хороший гешефт. И не рядовые сомалийские гопники, а люди посеръезней.

А с другой стороны, даже если исчезнет пиратство в Аденском заливе, то непременно этот бич появится в другой местности. Так, как действуют пираты Сомали, на самом деле зарабатывают во многих местах Африки. В Нигерии, например, есть район, богатый нефтью, — дельта Нигера. Там пиратство — захваты иностранных заложников, барж, нефтяных платформ — не прекращается уже много лет.


В заключении хочу сказать, что после 2008 года мне больше не приходилось проходить злополучный Аденский залив. Но я все равно слежу за сводками о атакованных и захваченных судах. Много знакомых ребят работают на судах курсирующих мимо берегов Сомали. Надеюсь не их, не других моряков не постигнет участь быть разменной монетой в играх судовладельца с пиратами.

Однозначно, бороться с пиратством надо. Эта болячка сама по себе не пройдет. Вот только как это сделать эффективно и надежно пока еще, к сожалению, не придумали.

Пираты Сомали продолжают нападать на международные судна в Аденском заливе, несмотря на многочисленные патрулирования и операции военно-морских сил. Например, на этих выходных пираты захватили немецкий танкер-химовоз Marida Marguerite с 22 членами экипажа, среди которых есть и один гражданин Украины. А на днях военный корабль РФ «Маршал Шапошников» освободил российский танкер «Московский университет», который также захватили африканские «корсары».

Сомалийский пиратов, которые с начала 2008 года заработали на выкупах 200 миллионов долларов, ловят все чаще и чаще и передают властям Кении, Йемена и Сомали. В этом выпуске собраны фотографии сомалийских пиратов, сделанные в прошлом году.

(Всего 30 фото)

1. Пираты уплывают от немецких военно-морских сил, когда фрегат «Райнланд-Пфальц» перехватил их в Аденском заливе побережья Сомали 3 марта 2009 года. Немецкие военно-морские силы задержали девять человек, пытавшихся напасть на немецкое торговое судно. (REUTERS/Bundeswehr)

2. На этом фото сомалийские пираты угоняют украинское грузовое судно «Фаина» 25 сентября 2008 года. В конечном счете пираты отпустили судно с грузом – 33 танками советской эпохи Т-72 и другим оружием – после выкупа в 3,2 миллиона долларов. (REUTERS/U.S. Naval Forces Central Command Public Affairs/Handout/Files)

3. Сомалийские пираты, удерживающие украинское торговое судно «Фаина», стоят на палубе после запроса ВМС США проверить состояние здоровья экипажа корабля в Индийском океане, у берегов Сомали. (AP Photo/U.S.Navy, Petty Officer Jason Zalasky)

4. Экипаж угнанного судна «Фаина» стоят на палубе под пристальным присмотром вооруженных пиратов 9 ноября 2009 года, после запроса ВМС США о состоянии здоровья экипажа. (HO/AFP/Getty Images)

5. Самолет «French Atlantic» пролетает над французским судном «Le Floreal» в Аденском заливе 10 января 2009 года. Корабль сопровождает датское судно с ценным грузом у берегов Джибути. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

6. Сомалийские пираты подняли руки вверх по приказу моряков ракетного крейсера «Vella Gulf» (CG 72) в Аденском заливе 11 февраля 2009 года. Группа военных из разных стран захватила семь пиратов в первой «антипиратской» операции. (REUTERS/Jason R. Zalasky/U.S. Navy/Handout)

7. Члены военной команды с ракетного крейсера «USS Vella Gulf» приближаются к сдавшимся пиратам в Аденском заливе 11 февраля 2009 года. «Vella Gulf» - флагман объединенной оперативной группы 151, которая проводит контрпиратские операции для обнаружения местонахождения пиратов в Аденском заливе. (Jason R. Zalasky/AFP/Getty Images)

8. Французский фрегат «Le Floreal» следит за датским грузовым судном «Пума» с ценным грузом 11 января 2009 года в Аденском заливе. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

9. ВМС США следят за торговым судном «Sirius Star» 9 января 2009 года после выплаты выкупа сомалийским пиратам, захватившим корабль. Пиратов можно увидеть на палубе и в командном пункте. (David B. Hudson/AFP/Getty Images)

10. Парашют с грузом, сброшенный небольшим самолетом, приземляется на палубу судна «Sirius Star» с выкупом сомалийским пиратам 9 января 2009 года. После этого сомалийские пираты освободили саудовский супертанкер за выкуп в 3 миллиона долларов. Однако пятеро пиратов утонули при попытке бегства с добычей. (REUTERS/David B. Hudson/U.S. Navy photo/Handout)

11. Член экипажа фрегаты «Le Floreal» на борту вертолета «Panther» смотрит на торговое судно во время операции 11 января 2009 года. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

12. Члены экипажа ракетного крейсера «Vella Gulf» приближаются к пиратам в Аденском заливе 12 февраля 2009 года. (Jason R. Zalasky/AFP/Getty Images)

13. Солдаты с французского фрегата «Le Floreal» арестовывают сомалийских пиратов в Аденском заливе 27 января 2009 года. Иностранные ВМС постоянно борются с наглыми группировками и бандами пиратов, угоняющих торговые судна на известных торговых путях. За семь подобных операций с конца апреля по 2008 по февраль 2009 года ВМС Франции захватили 57 пиратов. (HO/Reuters)

14. Пираты, арестованные солдатами ВМС Франции 4 января 2009 года в Аденском заливе. Жан де Вьенн перехватил 19 пиратов, пытавшихся захватить два грузовых судна – хорватское и панамское. (AP Photo/French Navy/French Defense Ministry/HO)

15. Немецкие солдаты приближаются к пиратам в Аденском заливе 3 марта 2009 года, после того как фрегат «Райнланд-Пфальц» (на заднем плане) подал сигнал бедствия. В сообщении говорилось, что судно обстреливают пираты из базук и автоматов. Затем фрегат выслал вертолет, который с помощью пулемета, прекратил попытку захвата, сделав несколько предупредительных выстрелов. Немецкие солдаты взошли на борт корабля и арестовали всех девятерых пиратов. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

16. ВМС Германии с фрегата «Райнланд-Пфальц» задержали пиратов в Аденском заливе, у берегов Сомали, 3 марта 2009 года. (REUTERS/Bundeswehr)

17. ВМС Франции передают сомалийского пирата в руки береговой охраны Пунтленда в северном портовом городе Босассо 29 января 2009 года. Всего французские ВМС передали властям Пуртленда девять пиратов. (REUTERS/Abdiqani Hassan)

18. Сомалийские пираты после ареста ВМС Франции в Аденском заливе 29 января 2009 года. (AP Photo)

19. Ржавый автомат Калашникова, конфискованный у пиратов, задержанных немецкими солдатами, 3 марта 2009 года. Немецкие ВМС задержали девять человек, пытавшихся захватить немецкое торговое судно. (REUTERS/Bundeswehr)

20. Сомалийские пираты, задержанные в Аденском заливе, были переданы властям Пунтленда 2 марта 2009 года. (REUTERS/Stringer)

21. Семь пиратов Сомали провожают в здание суда 6 марта 2009 года в портовом городе Момбаса в Кении. Ракетный крейсер «VSS Leyte Gulf» перехватил пиратов у побережья Сомали, пытавшихся попасть на борт торгового судна. (STRINGER/AFP/Getty Images)

22. Некоторые из восьми задержанных сомалийских пиратов в зале суда Момбасы 14 января 2009 года во время слушания их дела. Пиратов арестовали ранее в том же месяце британские ВМС на крейсере «Knight Wave», патрулировавшем воды Индийского океана. Первыми свои показания давали два британских офицера. Слушание длилось три дня. (AP Photo)

23. Деньги за выкуп летят на парашюте в море недалеко от украинского грузового судна «Фаина» 4 февраля 2009 года у берегов . Пираты покинули корабль только 5 февраля. (Michael R. McCormick/U.S. Navy via Getty Images)

24. Судно-тягач провожает корабль «Фаина» в порт Момбаса 12 февраля 2009 года после того, как его отпустили сомалийские пираты. Судно прибыло в Момбасу под споры о его «ценном» грузе – военных танках и боеприпасах. Хотя Кения всегда утверждала, что перевозка оружия осуществляется только для вооруженных сил, несколько экспертов и дипломатов региона утверждают, что на самом деле это оружие отправляется в Южный Судан. И это уже пятая перевозка подобного типа менее чем за два года. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

25. Советские танки Т-72 в корпусе корабля «Фаина» 13 февраля в Момбасе. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

26. Пираты ждут, пока их переведут в порт Момбасы в Кении 10 марта 2009 года, после того как немецкие ВМС передали их кенийской полиции. Частота нападений пиратов увеличивается с каждым годом: в январе и феврале 2009 года она составила 31, в то время как в 2008 году этот показатель составлял 111. (AP Photo)

27. Йеменская береговая охрана рядом с поврежденным японским танкером «Такаяма», на который напали пираты по прибытии в Йеменский порт. Половина членов экипажа корабля не умеет плавать, к тому же у них нет спасательных шлюпок. (KHALED FAZAA/AFP/Getty Images)

28. Немецкие солдаты приближаются к пиратам в Аденском заливе у берегов Сомали 3 марта 2009 года, после того как немецкий фрегат «Райнланд-Пфальц» получил сигнал бедствия от немецкого грузового корабля, сообщавшего, что их обстреливают пираты с базук и автоматов. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

29. Немецкие солдаты захватывают пиратов в Аденском заливе у берегов Сомали 3 марта 2009 года. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

30. Сомалийские пираты сидят в зале суда в кенийском прибрежном городе Момбаса 6 марта 2009 года. ВМС США передали семерых пиратов на суд в Кению, впервые после подписания двустороннего пакта, позволяющего американским ВМС ловить пиратов в открытом море. (REUTERS/Joseph Okanga)

1 февраля 2008 года на выходе из Аденского залива был захвачен буксир «Свитцер Корсаков», принадлежащий датской компании. В составе интернационального экипажа судна оказались и четверо граждан России — все они попали в плен к бандитам. После этого похищения представители российского ВМФ заявили о готовности начать вооруженную борьбу с пиратами. Однако владельцы буксира предпочли уладить дело без лишнего шума и спустя полтора месяца выплатили за освобождение судна выкуп в 700 тыс. долларов. Тем не менее, после этой истории в район Аденского пролива был отправлен российский сторожевой корабль «Неустрашимый».

В конце нулевых сомалийские пираты держали в страхе всю восточную часть Индийского океана. С ними не могли справиться сильнейшие военные державы, о них снимали документальные и художественные фильмы, даже создатели комедийного мультсериала «Южный парк» посвятили им одну из серий. И было что обсуждать — только за 2008 год простые сомалийские парни на рыбацких лодках захватили 42 корабля, заработав на выкупах около $80 миллионов. Однако сегодня о морских разбойниках ничего не слышно. Куда же они делись?

Рождённые революцией

История морских разбойников XXI века уходит корнями в 90-е. В Сомали в 1991 году была свергнута диктатура просоветского лидера Мохаммеда Сиада Барре . Он превратил страну в полицейское государство с коммунистическим уклоном. Улицы сомалийских городов украшали портреты Барре и Ленина , с недовольными разбирались быстро и без лишних сантиментов. Экономика страны держалась на сети кооперативов. Особое внимание Барре уделял рыбному промыслу. Рыбные места у берегов страны охраняли сомалийские ВМФ — с иностранцами в этом вопросе диктатор не церемонился.

Однако в 1990 году против диктатора началось восстание. Барре бежал из страны, а между восставшими началась борьба за власть. В считанные недели государство распалось на множество мелких частей, контроль над которыми установили разные полевые командиры, племена и преступные группировки, которые зачастую терроризировали население. Одновременно в стране на фоне гражданской войны и небывалой засухи вспыхнул голод, от которого погибло более 300 тыс. человек. А в традиционные места промыслов сомалийских рыбаков начали вторгаться их коллеги из других стран. Чтобы выжить, жители прибрежных рыболовецких деревушек начали объединяться в отряды самообороны. В этот момент их внимание и привлекли снующие туда-сюда по Аденскому проливу нефтяные танкеры, которые доставляли нефть с Ближнего Востока в Европу.

«Очень быстро нищие сомалийские рыбаки выяснили, что для захвата громадин-танкеров, которые перевозят грузы на миллионы долларов, не требуется каких-то особых усилий», — говорит военный аналитик Центра военно-политической журналистики Борис Рожин . Техническое оснащение сомалийских пиратов было минимальным. «Это несколько автоматов Калашникова, которые нетрудно достать в раздираемой гражданской войной стране, рыбацкая моторная лодка, которая может разгоняться до 25 узлов (46 км/ч) и рации. Позже появились GPS-навигаторы. Отследить цель можно было и дав взятку чиновнику в кенийском порту. Чтобы заставить судно сбросить ход, пираты открывали предупредительный огонь, далее искали борт пониже, закидывали лестницу и поднимались на палубу. Захватывали капитанский мостик и уводили корабль в свою гавань».

Нефть, танки и другая добыча

Впрочем, кровопролитием атаки пиратов заканчивались редко. С 2008 по 2012 год, когда было захвачено 170 судов, из-за нападений погибло 25 человек. Еще 37 умерли в плену.

Один из самых известных трофеев пиратов — захваченный в 2011 году греческий танкер Irene SL, который вез 2 млн баррелей сырой нефти ($200 млн по тогдашним ценам). В 2008 году пираты захватили украинский транспорт «Фаина», который вез танки Т-72 для кенийской армии. Капитан судна Владимир Коробков умер в плену от инфаркта. За остальных членов команды и за сам груз владелец судна заплатил $3,2 млн выкупа. Деньги сбросили на палубу захваченного судна с вертолета.

Нажмите для увеличения. Инфографика: РИА Новости / Станислав Сырецких

Далеко не все попытки захватить корабль заканчивались успешно. Так, в 2003 году от преследования успешно оторвался российский танкер «Monneron», по которому даже палили из гранатомета. В 2006 году пираты обстреляли корабль ВМФ США. Зачем они это сделали, непонятно — возможно, просто куражились под действием местного наркотика — листьев ката. Ответным огнем американцы потопили катера пиратов. А в 2008 году недалеко от Сейшельских островов пираты захватили французскую океанскую яхту класса «люкс» с 32 пассажирами на борту. Для их спасения из Парижа был срочно вызван отряд спецназа, который вызволил всех заложников из плена. Кем именно были эти влиятельные пленники, так и осталось неясно.

На берегу Сомали тем временем на фоне пиратских рейдов началось процветание. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, разрастались, ширилась индустрия развлечений. В прибрежные порты съезжались повара, юристы и сутенеры, открывались бары и рестораны. Отошедшие от дел пираты организовывали консалтинговые фирмы, предлагая услуги переговорщиков. Многочисленные финансовые конторы помогли выводить средства за рубеж, в ОАЭ, Кению и Джибути. Одновременно росла наркоторговля.

Пиком сомалийского пиратства можно считать 2010 год. Согласно расследованию Reuters, в том году они заработали $240 млн, нанеся ущерб около $7 млрд. Весь мир говорил о пиратах. Консалтинговая компания Geopolicity Inc прогнозировала, что к 2015 году пираты нанесут ущерб уже порядка $15 млрд.

  • © Бартоломео Португальский (дата рождения неизвестна, умер в 1669 году). Гравюра 1678 года
  • © Генри Морган (1635–1688) по прозвищу «Жестокий». Старинная гравюра
  • © Томас Тью беседует с губернатором Нью-Йорка Флетчером. Картина Говарда Пайла 1894 года
  • © Уильям Кидд (1645–1701), картина Говарда Пайла 1911 года
  • © Генри Эвери (1659–1699) на фоне корабля «Воображение». Гравюра XVIII века
  • © Сэмюэль Беллами (1689–1717), известный также как «Чёрный Сэм Беллами». Гравюра XVIII века

  • © Стид Боннет (1688–1718). Картина Артура Игнатиуса Келлера, 1902 год

  • © Эдвард Тич (1680–1718) по прозвищу «Чёрная Борода» (настоящее имя - Эдвард Драммонд). Картина Жана Леона Жерома Ферриса 1920 года, на которой изображена схватка между Эдвардом Тичем и лейтенантом Королевского флота Великобритании Робертом Мэйнардом
  • © Барт Робертс (1682–1722), старинная гравюра

  • © Мэри Рид, Джек Рэкхем и Энн Бонни. Старинные гравюры

Тяжелые пулеметы против охотников за легкими деньгами

Активно решать проблему мировое сообщество взялось в 2008 году. К этому времени ООН приняла пять резолюций, посвященных сомалийским пиратам. Для борьбы с ними в Аденском заливе сосредоточились корабли ВМФ всех стран Совбеза ООН. Только НАТО провело у берегов Сомали три военные операции — наносило ракетные удары по базам, патрулировало залив. Но о легкой победе речь не шла.

«Перехватывать все мелкие пиратские катера было невозможно. Чтобы уничтожить пиратов, надо было уничтожить их базы. А самые крупные пиратские логова располагались в крупных сомалийских портах под контролем сомалийских военных группировок. Нападение на порты означало бы объявление войны этим группировкам. К такому сценарию в США, после провала в 1993 году военной операции в Сомали и затяжных кампаний в Ираке и Афганистане, были не готовы», — говорит Рожин.

Тем не менее, с мая 2012 года по март 2017 года сомалийские пираты не захватили ни одного корабля. Этому поспособствовало сразу несколько факторов.

Во-первых, компании, которые занимались грузоперевозками в Аденском проливе, начали нанимать охранные фирмы для защиты грузов. Наемники устанавливали на суда в проливе тяжелые пулеметы и давали отпор пиратам. «Стоимость услуг команды из 3-4 охранников — около $35 тысяч, что на порядок меньше возможной суммы выкупа», — отмечает Рожин. Пираты так ни разу и не смогли захватить судно с охраной.

Во-вторых, борьбой с пиратством занялся эмират Абу-Даби, который разбогател на поставках нефти в Европу. Правительство эмирата наняло для решения проблемы основателя частной военной компании Blackwater Эрика Принса . Он в 2010 году создал специальный отряд для борьбы с пиратами на выделенные ему $50 млн. В отряд вошли почти 1000 человек, у которых были вертолеты, легкие самолеты и патрульные катера. За два года отряд Принса уничтожил около 300 пиратов и многие их логова на берегу Сомали.

Одновременно ООН удалось убедить правительство Пунтленда, одного из квазигосударств на территории Сомали, где располагалось множество пиратских баз, в необходимости начать борьбу с ними. Чтобы компенсировать потерю доходов от пиратского бизнеса, Пунтленду выделили средства на развитие экономики.

Оставшиеся пираты перебрались в соседнее с Пунтлендом квазигосударство Галмудуг. Однако и там с ними вскоре было покончено. Часть территории Галмудуга взяла под свой контроль исламистская террористическая группировка «Аш-Шабаб», которая начала энергичную борьбу с пиратством. В глазах исламистов морские разбойники были богохульниками и пьяницами. В 2011 году в Галмудуг для борьбы с «Аш-Шараб» вошла кенийская армия, которая заодно занялась уничтожением пиратских гнезд. При таком давлении со всех сторон, у пиратов фактически не осталось шансов на выживание.

Сейчас район Аденского залива предельно милитаризирован. В Сомали и Джибути располагаются базы семи стран, в том числе США, Китая и Франции, которые пристально наблюдают за регионом. За нахождение военных баз на своей территории Джибути и сомалийские квазигосударства получают хорошие деньги (от 30 до 100 млн долларов с каждой). А местное население имеет возможность зарабатывать на военных, которые там расквартированы. Это позволяет местной экономике потихоньку развиваться. Постепенно возрождается и сомалийское рыболовство. Тем не менее, отдельные нападения в районе залива по-прежнему случаются. В марте 2017 года пираты захватили коморский танкер Aris 13. «Гражданская война в Сомали до сих пор не окончена, угроза дестабилизации региона сохраняется. Поэтому пираты могут поднять голову в любой момент», — считает Рожин.