Художественный образ. Гносеология искусства

Страница 25 из 25

Особенности эстетического восприятия.

То, что воспринимающий произведение искусства увидит или ус­лышит в нем, зависит от того, насколько в произведении содержит­ся нечто “субстанциально-человеческое” и насколько оно созвучно внутреннему миру самого воспринимающего субъекта. Сама способ­ность отдельного субъекта открыть в художественном произведении свою человеческую сущность не является прирожденным его свойством. Этаспособность формируется в процессе личного общения человека с реальным миром и с миром, созданным самим искусством.

Действительность, которую художник изображает в своём про­изведении и которая составляет специфическое содержание эстетиче­ского восприятия, – это и сама природа, и субстанциальные опреде­ления человека, его этические, социальные, личностные идеалы, его представления о том, каков должен быть человек, его страсти, склонности, мир, в котором он живёт. Гегель утверждал, что человек только тогда существует “согласно с законом своего существования”, когда он знает, что такое он сам и каковы силы, направляющие его.

Подобное знание существования человека, его сути и даёт нам искусство. Выразить, объективировать “сущностные силы” человека, его внутренний мир, его чувства, идеи, сокровенные мечты и надеж­ды в форме живой жизни человека – основная и ничем не заменимая функция художественного произведения.

В любом подлинно художественном произведении эстетическое восприятие открывает какую-либо сторону, аспект, момент, “идеи” че­ловека, его сущности. Специфическая функция эстетического воспри­ятия состоит в том, чтобы в произведении искусства открыть то, что волнует нас, что имеет отношение к нашим личным ценностям.

В целостном акте эстетического восприятия действительность предстаёт перед нами в трёх формах своего существования.

1. Форма внеэстетическая – это действительность, которую ин­дивид знает из своего жизненного опыта со всеми её перипетиями, случайными поворотами. Реальность, с которой человеку приходится считаться и которая имеет для него жизненно важное значение. Об этой действительности у человека, разумеется, имеются какие-то общие представления, но он стремится познать её суть, те законы, по которым она развивается.

2. Другая форма действительности, с которой встречается су­бъект при эстетическом восприятии произведения искусства, – это эстетически преобразованная художником действительность, эстети­ческая картина мира.

3. В художественном образе органически соединены обе формы существования действительности – её непосредственное бытие и за­коны её существования по законам красоты. Этот сплав даёт нам ка­чественно новую форму действительности. Перед взором воспринима­ющего художественное произведение вместо абстрактных представле­ний о мире и человеке встаёт конкретное их проявление и вместо случайного их бытия в отдельном явлении мы видим образ, в кото­ром узнаем нечто существенно человеческое.

Сам факт, что содержание произведения искусства постигает­ся с помощью такого психологического явления, как восприятие, го­ворит и о форме существования этого содержания в самом произве­дении искусства. Это содержание дано воспринимающему человеку не какабстрактное всеобщее определение, а как человеческие действия и чувства, как цели поведения и страсти, принадлежащие отде­льным индивидам. В эстетическом восприятии всеобщее, которое до­лжно быть изображено, и индивиды, в характерах, судьбах и поступ­ках которых оно проявляется, не могут существовать отдельно друг от друга, и событийный материал не может быть в простом подчине­нии общих идей и представлений, иллюстрацией абстрактных понятий.

Как отмечал Гегель, всеобщее, разумное выражается в искусст­ве не в форме абстрактной всеобщности, а как нечто живое, являющееся, одушевлённое, всё собою определяющее, и притом таким образом, что это всеохватывающее единство, подлинная душа этой жизни, дей­ствует и проявляется совершенно скрыто, изнутри. Это одновремен­ное существование в эстетическом восприятии “понятия” человека и его внешнего существования является результатом синтеза того, что художник непосредственно показывает средствами изображения и творческой деятельности фантазии воспринимающего субъекта. Именно бо­гатство личного опыта, глубина познания человеческой сущности, характеров, возможных и реальных поступков при определённых ситу­ациях дают возможность человеку увидеть подлинно человеческое со­держание произведения искусства.

Как известно, не только у различных людей, но и у одного и того же человека одно и то же художественное произведение вызыва­ет разные переживания и воспринимается по-разному. Этот факт свя­зан с тем, что образ, возникающий в сознании воспринимающего, яв­ляется результирующей взаимодействия инвариантных выразительных средств произведения искусства с личным опытом субъекта в самом широком смысле этого слова. Значение имеют и тип высшей нервной деятельности человека, его эмоциональная отзывчивость. Художест­венный образ, который создаётся в процессе восприятия человеком художественного произведения, называется вторичным. Он может от­личаться, иногда существенно, от первичного художественного образа, создаваемого художником в процессе художественного творче­ства.

Восприятие музыки, произведений живописи, скульптуры, кино­искусства, художественной литературы – это способность человека привносить в содержание воспринимаемого произведения свой жизнен­ный опыт, своё видение мира, свои переживания, свою оценку соци­ально значимых событий своей эпохи. Без этого привнесения полно­кровной человеческой жизни книга, картина, скульптура остаются эстетически неполноценными для воспринимающей их личности. То, что вложено художником в произведение, воссоздаётся воспринимаю­щим его человеком по ориентирам, заданным художником. Но резуль­тат восприятия определяется вместе с тем и умственными способнос­тями, и моральными ценностями, сущностью воспринимающего субъек­та.

Существенным и необходимым элементом осознания художествен­ного образа являются эмоции, возникающие в процессе эстетическо­говосприятия. Благодаря эмоциональному характеру восприятия худо­жественный образ приобретает убедительность факта, а логика развития событий, изображённых художником, получает убедитель­ность собственной логики воспринимающего.

Благодаря фантазии отдельные образы, чувства и мысли чело­века объединяются и составляют целостный мир событий, поступков, настроений и страстей, в которых отражаемая действительность как во внешнем своём проявлении, так и в своём внутреннем содержании становится для нашего сущностного понимания мира объектом непо­средственного созерцания. Посредством представления эстетическое восприятие включает в себя полноту, многообразие, красочность яв­лений реального мира, объединяя их в нечто изначально неотдели­мое от внутреннего и существенного содержания этого мира.

Участие таких элементов психики человека в становлении ху­дожественного образа в сознании человека обусловливает многозначность интерпретации содержания произведений искусства. Это одно из великих достоинств художественных ценностей, так как они заставляют задуматься, пережить нечто новое. Они воспитывают и прово­цируют на поступки, которые определяются как самим содержанием произведения искусства, так и сущностью самого воспринимающего субъекта.

Эстетическое восприятие определяет и форму реакции субъекта на содержание произведения искусства. Результатом эстетического восприятия произведений искусства являются не стереотипы поведен­ческих реакций, а формирование принципов отношения личности к ок­ружающей её действительности.

дящие экономической, социальной и культурной сферах жизни. Хочется надеяться на то, что и музыканты Востока, и музыканты Запада в полной мере освободятся от извращенного взгляда европоцентризма. В настоящее время во всех странах Востока, так или иначе, сосуществуют две музыкальные системы. В этом сосуществовании неизбежен процесс взаимовлияния и взаимообогащения традиций, и здесь могут быть открытия, восхождения к новым вершинам искусства.

Как завещание звучат слова двух замечательных музыкантов ХХ в. - индийского музыканта Нарояны Менона и Дмитрия Шостаковича.

«Мне очень бы хотелось увидеть расцвет нашей великой мелодической традиции в контексте музыки ХХ века, в контексте быстро меняющейся у нас социальной жизни. Этот расцвет может и должен быть достигнут без насилия над специфическим характером, индивидуальностью традиционной культуры... Нет причин, по которым наша традиционная сольная музыка не могла бы расцветать бок о бок с музыкальными новациями, которые, возможно, являются предшественниками того, что еще придет. Я не призываю плыть по течению, а призываю осознать необходимость движения вперед» (Н. Ме-нон) .

«В чем я твердо убежден, это в справедливости тезиса о принципиальном равенстве перед лицом культуры человечества всего многообразия национальных музыкальных традиций, всего накопленного богатства мелодий, ритмов, тембров, тончайших поэтических откровений. Дело, по-моему, не в "совместимости" или "несовместимости" различных музыкальных систем, но в том, как и какими методами решается проблема взаимодействия и взаимовлияния культур разных в этническом и географическом отношении народов» (Д. Шостакович) .

Примечания

2. Шахназарова, Н. Г. Музыка Востока и Запада [Текст] / Н.Г. Шахназарова. - М.: Сов. композитор, 1983.

3. Васильченко, Е. В. Музыкальные культуры мира [Текст] / Е.В. Васильченко. - М., 2001.

4. Музыкальная эстетика стран Востока [Текст] / под ред. В. Шостакова. - М., 1967.

5. Конрад, Н. И. Очерки японской литературы [Текст / Н.И. Конрад; вст. ст. Б. Сучков. - М.: Худ. литература, 1973.

6. Менон, Н. Из выступления на III Музыкальной трибуне Азии [Текст] / Н. Менон // Советская музыка. - 1974. - № 2.

7. Шостакович, Д. Д. Национальные традиции в музыке [Текст] / Д.Д. Шостакович // Курьер ЮНЕСКО. - 1973. - Июнь.

В.Е. Барановский

ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА

Многовековой опыт развития эстетической мысли включает в себя такую сложную и всегда актуальную проблему, как специфика чувственного восприятия мира. Важность обращения к данной проблеме обусловлена объектно-субъектной природой «эстетического». Когда мы определяем «эстетическое» как неутилитарное, не имеющее какой-то конкретной применимости в обыденной жизни, то имеем в виду, что созерцание выразительно-изобразительных явлений приносит чувство удовольствия и наслаждения. Само чувство удовольствия сопряжено с тем особым состоянием в «жизни человеческого духа» (К.С. Станиславский), к которому естественным образом стремится всякая индивидуальность. По И. Канту, «осуществление любого намерения связано с чувством удовольствия» , под последним следует понимать бескорыстное наслаждение.

В ракурсе подхода к «эстетическому» как неутилитарному трудно переоценить эйдологическую концепцию Платона, согласно которой в «эстетическом» присутствует объективная идея бытия, выражающая себя в гармонии и идеале, вследствие чего само эстетическое наслаждение есть наслаждение идеей совершенства. Поскольку же в таком на-

слаждении присутствует момент познания идеи прекрасного, то и наслаждение становится познавательным процессом, то есть познание идеи как объекта в предмете наслаждения. Таким образом, вывод напрашивается сам собою, - эстетическое наслаждение есть мыслительный процесс познания объективной и вечной идеи через претерпевающие и чувственные образы идеалов. Другими словами, если в эстетическом наслаждении присутствуют моменты постижения гармонии, то сам процесс восприятия ее носит дуальный характер. Не случайно последователь Аристотеля Теофраст утверждал: «В своем большинстве и целом ощущения сводятся к двум: одни объясняют (их) принципом подобия, другие принципом противоположности (органа и объекта ощущения). Парменид, Эмпедокл и Платон - принципом подобия, последователи Анаксагора и Гераклита -принципом противоположности» . Отсюда и следует возможность полагать, что ощущение чувством подобия рождает эффект удовольствия, а противоположное -страдание. Однако, не все так просто. Действительно, испытывая противоположные ощущения, созерцатель переживает сложные чувства, но зато познание объективного мира через восприятие его объектов будет способствовать более глубокому пониманию жизни. В связи с этим уместно поставить вопрос о нетождественности эстетических и гедонистических потребностей личности. Абсолютизация культа «чувства удовольствия» сужает границы полноценного восприятия эстетического многообразия. При всем своем априорном характере само стремление к удовольствию далеко не всегда есть само удовольствие, и с гедонистической, и с эстетической точки зрения. Аристотель совершенно точно определил это: «Одно дело, когда пьют, наслаждаясь, и другое - когда с наслаждением предаются питью» . Но бывает, что именно это стремление к удовольствию созерцательному, действительно эстетическому, обретает, по сути, статус стимула к совершенствованию себя и своих отношений с миром. Эстетическое многообразие, влекущее к себе созерцателя, активизирует у многих людей потребность в самосовершенствовании. О стремлении к идее совершенствования и писал Аристотель: «Совершенствование и не испытывающая помех деятельность в себе самой содержит наслаждение, поэтому только философы способны вполне наслаждаться жизнью» . Спустя многие десятилетия Эпикур, отвергавший мир объектов и идей Платона, видел в эстетическом чувстве удовольствия основную цель жизни. При этом он придавал особое значение следующему обстоятельству: «Разум не может опровергнуть ощущения; и одно ощущение не может опровергнуть другое, потому что доверяем каждому из них. Само существование восприятий служит подтверждением истинности чувств» . Думается, что Эпикур в определенном смысле противоречил себе, и косвенно, сам того не подозревая, утверждал онтологический характер невидимого мира разумных идей: «Ибо все наши помышления возникают из ощущений в силу их совпадения, соразмерности, подобия или сопоставления, а разум лишь способствует этому. Видения безумцев и спящих тоже истинны, потому, что они приводят в движение (чувства), а не существующее к этому неспособно» . Таким образом, Эпикур ставил анализирующий разум и его идеи, реально влияющие на чувства, во главу угла. В подтверждение своей мысли Эпикур утверждал, что «...вовсех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после учения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение» . Следует отметить, что власть постоянной потребности в получении законченного удовольствия становится разрушительной для самой личности, подвластной такой потребности, о чем писал А. Шопенгауэр, признавая за удовольствием не единичный факт, а процесс «.удовольствие скоро насыщает, цель оказывается призрачной, обладание лишает прелести, в новой форме появляются опять желания» . По сути, этот тезис близок позиции Эпикура: «Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждения» . Отсюда и его акцент на следующее положение: «Потому, когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания, и изгоняющие мнения, поселяющие великую тревогу в душе» . В отличие от установок гедонизма, культивирующего самоценность и самодостаточность

принципа «удовольствия ради удовольствия», эстетическое наслаждение предполагает более осознанную позицию созерцателя и творца. Эстетическое наслаждение -это не просто физиологическое удовольствие, а подчиняющаяся анализирующему разуму полнота ощущений воспринимаемого предмета (или произведения искусства), которое уже есть само по себе познание этого предмета. И это познание от предмета эстетического удовольствия носит объектно-субъектный характер. Ведь в акте эстетического восприятия созерцателя - сам объект ощущения, а через субъективное переживание его эстетических свойств, через удовольствие происходит познание как объективного мира, так и своего, субъективного.

Вероятно поэтому античные мыслители уделяли особое внимание природе эстетического восприятия. С Античности и до наших дней в качестве «первопричины» источника эстетического, эмоционально-интеллектуального восприятия (а не только чувственного) рассматриваются те специфические свойства и характеристики объекта созерцания, которые вызывают ощущения удовольствия или неудовольствия. И многие мыслители задавались вопросом о том, каким образом и почему эти свойства объекта созерцания активизируют «работу чувств»? От Эмпедокла, Гераклита и Плутарха в античности до представителей современной синергетики один из ответов на данный вопрос связан с идеей материального происхождения эстетических свойств предмета восприятия. С этой точки зрения уместно обратиться к Плутарху: «Знай, что всему, что родилось, присущи истечения» . Что же это за истечения? Как возможно получать от них различные состояния ощущений, если само тело - орган этих ощущений, далеко от объекта? Эти вопросы сохраняют свою значимость и в современной эстетике, особенно с ростом популярности синергетики. В связи с этим уместно еще раз обратиться к Платону, основателю идеалистической философии, который считал такие истечения материальными: «Восприняв глазами истечения красоты, он (влюбленный) согревается» . Согласно его концепции эйдоса, эти истечения, или излучения, несут в самих себе некую идею, которая через переживающие идеалы самого субъекта проникает в самые глубины материи ощущений и уже в интуитивном анализе разумом обусловливает эффект переживания, то есть эстетическое наслаждение или отвращение.

Наряду спроблемой источника эстетических переживаний сохранял свою значимость и вопрос о субъекте созерцания и оценки. И. Кант, чья «Критика способности суждения» написана с позиций субъективного идеализма, утверждал неизбежность расширения границ эстетического опыта и его углубления в направлении трансцендентного начала: «Таким образом, первый шаг, сделанный нами за пределы чувственного мира, принуждает нас, - писал философ, - начинать свои новые знания с исследования абсолютно необходимого существа и выводить из всех понятий о нем понятия обо всех вещах, поскольку они умозрительные» . Следовательно, при всей своей приверженности субъективному идеализму, Кант признает тот факт, что есть объективное Вечное Сущее как объект, созерцая и постигая который, мы можем иметь новые знания о себе и обо всех вещах, соединяя, таким образом, эстетическое наслаждение с работой интеллекта. Потому-то и эстетическое наслаждение, сопричастное и к объективному миру высших идей, и к субъективному суждению, непременно будет познавательным. Мы наслаждаемся красотой, но красота появилась не сама по себе. Мы стремимся к красоте из чувств и воспринимаем ее потому, что в ней заложена идея. И эта идея через чувственную красоту способна донести до глубин материи гармонию вечного совершенствования и становления. Если так можно выразиться, красота прекрасна самой этой идеей, а не сама по себе. Как утверждали неоплатоники: «Красота раньше была истечением из Единого. Теперь же мы можем сказать, что красота есть эйдетическое истечение из Единого и что она, следовательно, умная эманация Единого. Красота вещи есть весь смысл вещи, форма, идея вещи. Значит природа ее именно эйдетическая, а если эйдетическая, то, значит, умная» . И это определение представляется наиболее объективным. Действительно, если красота «умная», то она не может не исходить из самой идеи. Не из красоты вытекает идея, а красота - есть гармония идеи и ее видимой, чувственной и реализованной формой. Когда идея реализовывается в чувственной сфере, осваивает и присваивает себе претерпевающую область бытия и соединяется с ней в идеале, то красота, обретая единство с этой идеей, становится ее составной частью и несет все ее функции. Именно на такой позиции стоял Гегель: «Мы назвали прекрасное идеей прекрасного. Это нужно

понимать таким образом, что само прекрасное должно быть постигнуто как идея и притом как идея в определенной форме, как идеал» .

Таким образом, истинная задача дефиниции «эстетического» состоит в реализации вечных идей в жизнедеятельности субъектов, познании этих самых идей, а эстетические моменты, несущие одни лишь развлекательные элементы бытия, не могут считаться истинными. Это не значит, что «эстетическое» должно быть назидательным, морализирующим или что-либо проповедующим. Нет, сама истинность эстетического несет в самой себе идеи, которые, откладываясь в определенных понятиях и идеалах, затем анализируются разумом и дают свои всходы в виде оценочных суждений. В данном обстоятельстве проявляется связь гносеологического и аксиологического аспектов эстетического восприятия. Таким образом, признавая эманации (излучения) идей как имеющие материальную основу объекта познания, а современная физика это подтверждает, мы необходимо должны признать тот объективный факт, что и эстетическое наслаждение становится познающим аспектом жизнедеятельности как отдельно взятой личности, так и всего человеческого сообщества.

Примечания

1. Кант, И. Критика способности суждения [Текст] / И. Кант. - СПб., 2006.

2. Теофраст [Текст] // Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989.

3. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти [Текст] / Аристотель. -М., 2000.

4. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века, Возрождение [Текст]. - М., 2003.

5. Гончарова, Т. Эпикур [Текст] / Т. Гончарова. - М., 1988.

6. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление [Текст] / А. Шопенгауэр. - М., 1992.

7. Плутарх [Текст] // Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989.

8. Платон. Избранные диалоги [Текст] / Платон. - М., 2002.

9. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант. - Ростов-на-Дону, 1999.

10. Лосев, А. Ф. Эллинистически-римская эстетика [Текст] / А.Ф. Лосев // История эстетики. - М., 2002.

11. Гегель, Ф.-Г. Лекции по эстетике [Текст] / Ф.-Г. Гегель. - СПб., 2001.

Эстетическое восприятие

процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.

"Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетического восприятия действительности" (Ю.Б. Борев).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "эстетическое восприятие" в других словарях:

    Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия

    См. эстетическое восприятие …

    Эстетическое развитие - развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Эмоциональное состояние, возникающее у человека в процессе эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Эстетическое восприятие Некоторые… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе… … Философская энциклопедия

    Эстетическое - Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в XX в. на… … Энциклопедия культурологии

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - (художественное) вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск ва как эстетической ценности, к рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек рые исследователи обозначают этот процесс как «худож.… … Эстетика: Словарь

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… … Эстетика: Словарь

Книги

  • Теория информации и эстетическое восприятие , А. Моль. Без суперобложки. Книга французского ученого А. Моля является интересной попыткой распространить методы математики, кибернетики и экспериментальной психологии наизучение некоторых вопросов… Купить за 700 руб
  • Эстетическое воспитание при обучении математике в средней школе. Учебное пособие , Фирстова Наталья Игоревна. В данном учебном пособии представлены пути реализации эстетического воспитания учащихся на уроках математики в средней школе. Пособие адресовано не только преподавателям математики,…

культурология

  • Аксенова Ольга Николаевна , магистр
  • Калмыцкий государственный университет им.Б.Б.Городовикова
  • Муева Ангелина Викторовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
  • ЭСТЕТИКА

В статье рассматривается исторический аспект появления эстетики, причинные связи восприятия красоты

  • Социокультурные проекты и практики статистических учреждений западной Сибири и степного края во второй половине XIX - начале XX вв. в условиях освоения окраин
  • Этика разрешения конфликтных ситуаций на предприятиях общественного питания

Эстетическое восприятие рассматривается как вид эстетической деятельности, которое воспринимается как целенаправленное в целом. Сопровождается переживанием и созерцанием окружающей действительности, включающей жизненный опыт, ценностные ориентации, передаваемые близким окружением и тем самым определяющим эстетический вкус. По мнению многих исследователей в этой области эстетическую ценность действительности предстоит, как открывать, так и познавать самому. Это сложный жизненный процесс, в котором заложен некий технологично творческий результат сознания того, что многое из того, что видим, лишь отображении действительности. А сама действительность некая эстетическая дистанция восприятия, по которой происходит движение как вперед, так и в обратном направлении .

Эту мысль в свое время выделил Ленин, опираясь на рассмотрение вопроса Л. Фейербахом. Философский взгляд вопроса можно выделить из описания сделанного им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и последней. Субъект божества - разум, а субъект разума - человек» .

Как видим убеждение, что чувствительность – это источник знания, а по возможности всеобщего и необходимого познания, актуально и в наши дни. Ощущение и познание самого себя является реальностью познания и восприятия. Могущество разума было очевидно и рассматривалось философами Л.А. фон Фейербахом и Гегелем. Все наводит на мысль, что интерес к этике и восприятию был преобладающим, чем теория познания.

По мнению Фейербах личность человека некая сущность материи, обладающая сознанием и одновременно мыслящая, которой присущ разум и воля. А развитие и раскрытие способностей и понимания себя как природного существа возможно только при общении человека с человеком. Все это наводит на мысль, что индивидуальность носит общественный характер .

Возвращаясь к вопросу об эстетическом восприятии рассмотрим само понятие «эстетика».

Эстетика - это одна из сфер, объединяющее человечество . Понятие «эстетика» как термин вводит в научный обиход в середине XVIII в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (в трактате "Aesthetica" (1750-1758)). Термин происходит от греческого слова "aisthetikos" – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Он же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину, которая исследует вопросы красоты, искусства и вкуса.

И многие рассматривают её как науку о чувственном познании, постигающем и созидающем. Восприятие человеком, выражается в образах искусства, в созерцании природы и во многом, что радует глаз. Понятие «эстетика» употребляется в нашей повседневной жизни все чаще. Ведь использование этого понятия в разных ипостасях - свидетельствует о широком содержании и длительном историческом пути. При всём различии употребления понятия оно обозначает некоторый единый принцип, в обобщении в чувственно-выразительном качестве. Эстетику можно воспринимать, соединив воедино: теорию и практику. Опираясь на философскую методологию, так как в любой науке выработаны методы внутри самой науки, можно выработать научное познание эстетического восприятия - мышления.

На сегодняшний день доказана важность и необходимость чувственного развития. Восприятие рассматривается, как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность. Хотя наше восприятие проявляет определенные предпочтения: не всё привлекает наши чувства и ум в одинаковой мере. Исследование таких предпочтений - одна из задач эстетики. Оно немыслимо без умения манипулировать механизмами, лежащими в основе избирательности восприятия, и таким образом возбуждать эстетические переживания.

Изучая вопросы эстетики, приходится затрагивать еще и искусство. Проблема эстетического восприятия искусства вызывала интерес у философов древности (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс) и психологов (Т. Липпс, В. Вундт) на протяжении многих веков. По Канту истина и добро находят себя в красоте, а вкус - «способность судить о красоте», т.е. он формулирует условие, при котором раскрывается эстетическое качество. Краеугольным камнем эстетики Гегеля является понятие истины. Красота есть истина, истина в форме созерцания, в образах наших чувств, в формах самой жизни.

Как считают многие ученые, восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Саму проблему эстетического восприятия, развития личности и формирования эстетической культуры рассматривают достаточно полно в трудах отечественные педагоги и психологи,среди них Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Ф. Смольянинов, О.П. Котикова и другие. В работах И.П. Волкова, В.С. Бадаевой, И.К. Баталовой, Е.Н. Прилуцкой, Н.М. Сокольниковой, Н.В. Величко и др. также рассматриваются интересующие вопросы.

Как считают авторы исследований, в эстетическом воспитании важнейшая роль принадлежит художественному творчеству. Оно рассматривается, как действенное средство приобщения к высоким духовным ценностям человеческой культуры через личностный внутренний опыт эмоциональных переживаний. Художественное творчество помогает, вводит личность в культурное пространство человеческой цивилизации, выражает и формирует отношение человека к миру, обществу и самому себе.

Многое из выше сказанного наводит на мысль, что эстетическую способность можно принять лишь в степени развития эстетических чувств. Воспринимая собственный жизненный и культурный опыт, понимая сокровенный смысл эмоций и собственных переживаний. И суждение об эстетическом восприятии останавливается на предварительных эмоциях и уровне узнавания привычных образов. Дальнейшее развитие эстетического восприятия будет связано с переживание радости и счастья, открывающего смысла происходящего вокруг.

Список литературы

  1. Аксенова О.Н., Муева А.В. Реализация принципа историзма в процессе исследования проблемы эстетического восприятии // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания» № 1(44). Январь 2016 www.grani.vspu.ru
  2. Антропологический материализм Л.Фейербаха: Философия как материалистическая антропология // Цанн-кай-си Ф.В. Исторические формы бытия философии. Введение в философию как теоретическое мировоззрение: Курс лекций. / 2-е изд. доп. и перераб. – Владимир: ВГПУ. 2007.-391с.
  3. Эстетика: словарь/под ред. А.А.Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989г-447с.

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни». Б.Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г. Стр. 35.

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.

Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.

Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т.д.

В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.

Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т.п.

Внутрисистемные отношения зависят от возраста, индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой информации и др. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.

Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида.

Сфера нравственно-эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его нравственно-эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере нравственно-эстетических отношений.

Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его смыслового знака.

Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетической воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, тем более что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружают великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и архитектуры.

Перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо учитель может сам рассказать о них. В начальной школе можно применить оба метода ознакомления. Это позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение.

Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины здания, которая мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение пространственной протяженности, которая познается мышечными усилиями при перемещении внутри здания или вокруг.

Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема и физически, и мысленно. Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале.

У младшего школьника еще маленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по нашему городу, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей.

При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у младшего школьника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенка важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.