Рейтинг для школ: как и зачем оценивают образовательные учреждения. Мнение учителя - не равно оценке знаний

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок имел хорошую успеваемость в школе, получал новые знания и имел положительное расположение учителей и директора школы. Но действительно ли важны для ребенка хорошие оценки? Нужно ли, что бы учителя ставили ребенка в пример другим ученикам? Действительно ли стремление получить золотую медаль в школе поможет в жизни?

Учёба отнимает много времени

Конечно же, приятно, что ученик получает пятерки в школе, но постоянное зубрение материала, делание домашних заданий и дополнительные занятия с педагогами отнимают очень много времени. У ребенка буквально нет возможности познать реальную жизнь, использовать свои теоретические знания на практике. Да и есть ли желание? Все ресурсы уходят на то, что бы понравится учителям и получить похвалу от .

В таком случае ребенок фальшиво воспринимает реальность, он получает «респекты» не принося по сути ни людям ни себе реальных благ. В жизни намного более остро требуется крутиться, находить выход из безвыходных ситуаций, а при неудачах не унывать, и продолжить продуктивно работать!

Хорошие оценки не всегда успех в жизни

Именно поэтому очень часто троечники, прогульщики и хулиганы преуспевают в жизни! Безответственное отношение к учебе развивает в детях талант выжимать из себя максимум, находить нужную информацию быстро и незаметно, получать свои тройки изначально не зная и на двойку!

Более того, негативная реакция учителей опять же готовит детей к реальной действительности. Если на работе человека (в прошлом золотого медалиста и любимца всех учителей) поругает его , да или просто работа не будет складываться – в большинстве случаев такой человек просто расклеивается и его производительность падает до нуля. В то время как троечник в прошлом, уже привыкший к критике педагогов, напротив активизируется и найдет выход из трудного положения!

Мнение учителя - не равно оценке знаний

Так же нужно учитывать факт того, что часто, школьные оценки – чисто субъективное мнение педагога, часто не имеющее отношения к действительности. Не выученный урок или не сделанное домашнее задание совершенно не говорит о том, что ребенок (простите) тупой.

Оценки в школе не важны

Собственно отвечая на вопрос «важны ли оценки в школе?» Shift7 ответит – нет, оценки не важны. Важно реальное умение ребенка находить выход из сложных ситуаций, решать поставленные задачи не заранее заготовленными «формулами», а реализовывать гениальные решения. Умение терпеть критику со стороны старших так же очень сильно поможет во взрослой жизни!

В заключение могу сказать, что все хорошо, но в меру! Лучим вариантом будет найти баланс между зубрежкой и разгильдяйством.

В последнее время попадается все больше публикаций о школьных оценках. Причем, все чаще слышатся негативные мнения об оценке и системе оценивания в общем, а некоторые родители даже задумываются об обучении ребенка дома, чтобы избежать «этой уравниловки», т.е. оценивания.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, надо сначала уточнить, что есть два понятия – оценка и отметка. Несмотря на то, что мы все время употребляем слово «оценка», говорим обычно совсем о другом. Так чем же отличаются оценка и отметка, и стоит ли их так бояться?

Начнем с того, что отметка и оценка – это разные понятия, хоть и происходит подмена понятий, когда мы говорим - оценка, а подразумеваем – отметка, что бывает очень часто.

В толковом словаре Ожегова слово «оценка» трактуется так – мнение о ценности, уровне или значении чего-либо, кого-либо.

А «отметка» - обозначение оценки учащегося. Проще говоря, оценка – качественная характеристика знаний или умений школьника, а отметка – это количественная характеристика.

Сколько будет людей, столько и разных мнений об оценке и ее значимости. В.Сухомлинский много лет назад сказал так: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

Поскольку маленький школьник еще не может сам понять зависимость отметки от личных усилий, задача родителей – помочь ему это увидеть и понять. Но для этого родители сами должны воспринимать отметку объективно.

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда его хвалят. Причем, намного приятнее, когда эту похвалу можно продемонстрировать другим. Например, грамота, благодарность и даже премия на работе являются материализованной благодарностью.

Представьте, что в школе отменили отметки и осталось только вербальное оценивание, т.е. оценивание на словах. Ваш ребенок приходит из школы. Как вы узнаете, как он работал на уроке или усвоил материал? Первоклассник скажет вам, что его Наталья Петровна похвалила и сказала, что он молодец. Через день вы узнаете, что эти слова были сказаны за уборку класса или за хорошее поведение. Но для ученика младших классов не так важно за что была похвала, главное, что была.

Кто-то скажет: «Ну и пусть. Похвалили же!» Похвалили. Но ведь в школу ребенок ходит не затем, чтобы поднимать стульчики или мыть доску. Он ходит за знаниями. А как определить, на каком уровне эти знания у ребенка? Вот это и покажет отметка.

Встретилось такое мнение родителей: «Моему ребенку это не интересно, не нужно. Поэтому он не хочет это учить и отметки плохие. Почему ребенок должен учить то, что ему неинтересно? Только ради отметки?»

Интересно, а мы взрослые, всегда знаем, что нам понадобится через 10-15 лет? Всегда ли нам интересно делать то, что мы делаем? Отнюдь. В жизни нам постоянно приходится делать то, что неинтересно. И, к тому же, делать качественно, хоть отметку никто и не поставит. Или вы хотите сказать, что домашние дела – уборка, стирка, ремонт делаются с огромным интересом и желанием? Мы это делаем, потому что НАДО, это необходимость.

Точно так же и в школе. Есть такие вещи, которые надо сделать и сделать хорошо. Иначе дальше учиться ребенок не сможет. Если первоклассник не научился правильно писать и читать, как он сможет учиться дальше? Если школьник не выучил таблицу умножения? И здесь опять отметка показывает, уровень этих знаний у конкретного ученика.

И если в процессе оценивания учитель может похвалить ученика за то, что он старался и сделал сегодня лучше, то отметка характеризует не столько процесс работы, сколько результат. Как часто школьники, получив плохую отметку, возмущаются: «Я учил дома!» Возможно, что учил, но не смог показать это, не смог ответить на вопрос, выполнить задание, написать контрольную, т.е. результата не видно. Представьте, что вы купили хлеб, а он оказался сырым, несоленым и вообще несъедобным, а пекарь говорит: «Я же сделал!» Будете ли вы рады такому хлебу?

Писать об оценках и отметках можно очень много. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны, но положительных, на мой взгляд, гораздо больше. Главное, понять, что отметка – это не оценка вашего ребенка, а оценка его знаний и умений по конкретной теме. Относитесь к отметке правильно. Воспринимать низкую отметку не как личную обиду, а как показатель слабого звена в знаниях и руководства к действию. Низкая отметка говорит всего лишь о том, что эту тему надо доучить, проработать, закрепить. Будут родители относиться к отметке должным образом и ребенок будет воспринимать отметку как показатель знаний и стремиться улучшить ее через знания.

А что вы думаете по поводу отметок?

Заведите ежедневник или календарь. Можно носить ежедневник с собой, а можно повесить календарь на стене или составлять список задач каждый день. Что бы вы ни делали, это поможет вам следить за временем и упорядочивать рабочий процесс. В начале четверти запишите в ежедневник, когда у вас будут контрольные работы или тесты по всем предметам, а также в какие сроки нужно будет сдавать рефераты или проекты.

  • Каждый день, когда будете возвращаться домой из школы, сверяйтесь с календарем и выясняйте, что вам нужно сделать на завтра, а также просматривайте, что вам предстоит делать в ближайшие дни. Вычеркивайте то, что вы уже сделали.

Купите большую папку и стикеры для бумаги. Сложите все свои бумаги в прозрачные файлы и наклейте на них наклейки с подписями. Так вы всегда сможете быстро найти то, что вам надо. Положите папку в письменный стол и следите за тем, чтобы в ней всегда был порядок.

Приведите в порядок свой рюкзак и письменный стол . Порядок в вещах, которыми вы пользуетесь каждый день, способствует порядку в голове. Это может показаться неправдоподобным, но если окружающее вас пространство упорядочено и свободно от мусора, то ваш разум лучше концентрируется на важных вещах. Раз в неделю наводите порядок в рюкзаке и письменном столе. Это займет всего несколько минут.

  • Вы не потеряете вещи, если будете раскладывать их по своим местам. Если рюкзак или письменный стол набиты ненужными бумагами, вы можете запутаться и не найти необходимых предметов.
  • Составьте расписание . У вас будет календарь занятий на неделю или на месяц, но вам также нужно будет разработать для себя расписание учебы на неделю. Так вы сможете понять, сколько времени вам нужно уделять каждому из предметов и в какое время лучше заниматься.

    • Старайтесь выделить каждому предмету такое количество времени, которое будет соответствовать сложности. Например, физкультуре не стоит уделять столько же времени, сколько физике.
    • Убедитесь, что у вас есть правильное расписание уроков. С ним вам будет понятно, когда вам следует делать домашнюю работу и посвящать учебе больше времени.

    Усвоение информации

    1. Разберитесь с тем, как вы усваиваете информацию. Все люди делают это по-разному: одни опираются на тактильные ощущения, другие на зрительную информацию, а третьи лучше запоминают на слух (а кто-то использует все способы сразу). Если вы не можете вспомнить ничего из того, о чем говорил учитель, возможно, вы просто неправильно все делаете.

      • Когда вы выясните, как вы лучше воспринимаете информацию, начните заниматься. Лучше запоминаете то, что видели? Тогда читайте свои конспекты. То, что услышали? Записывайте то, что говорит преподаватель, на диктофон (если это разрешено). То, что пощупали и подержали? Превратите мысли и концепции во что-то, что можно сделать своими руками.
    2. Читайте учебник. Это может показаться скучным и однообразным, но это очень полезно, потому что некоторую информацию учителя не озвучивают в классе. Прочитайте абзац, повторите его про себя, затем снова прочитайте. Это позволит информации осесть. Используйте этот прием, когда у вас не очень много времени на учебу.

      Конспектируйте информацию правильно. Обычно то, о чем идет речь на уроках, встречается потом в контрольных работах и в домашних заданиях, поэтому, если учитель чертит диаграмму, перерисуйте ее в конспект, чтобы лучше все запомнить.

      • Делайте понятные пометки. Пользуйтесь цветными маркерами, если хотите быстро найти какую-то информацию, но не делайте это слишком часто, иначе весь текст станет разноцветным, а это все испортит. Можно писать цветными ручками, но стоит использовать их лишь для выделения информации, которая кажется вам важной.
    3. Старайтесь заниматься эффективно . Нет ничего хуже, чем ночами сидеть над учебниками и ничего не запоминать. Вместо того чтобы засыпать над книгами, попробуйте следующее:

      • Сделайте конспект из информации в учебнике. Перепишите все самые важные данные в тетрадь, а затем прочитайте все заново. Если вы что-то записываете, вам будет проще запомнить эту информацию.
      • Попросите кого-нибудь проверить ваши знания по конспекту. Проговорите все вслух - это поможет усвоить информацию. Попытайтесь объяснить кому-то то, о чем идет речь в учебнике, потому что так вам придется не только запомнить что-то, но и разобраться в этом.
      • Сделайте учебу увлекательной. Пригласите друга, напишите важные мысли на цветных листах бумаги или позанимайтесь с одноклассниками в школе после уроков. Можете набрать свои записи на компьютере, чтобы их было проще читать, или превратить учебный процесс в игру. Делайте все возможное для облегчения запоминания.
    4. Проявляйте себя на уроках. Вы сделали домашнюю работу, поэтому вы вполне можете отвечать у доски. Разбирайтесь в материале! Есть несколько причин, почему работа в классе считается полезной. Важнее всего то, что это упорядочит знания, полученные во время выполнения домашнего задания (до этого они были больше похожи на кашу).

      • Вторая причина заключается в том, что это позволит закрепить информацию в голове. Это на самом деле так. При проговаривании материала вслух (особенно у доски, когда вы нервничаете гораздо больше, чем дома с другом) работает другая часть мозга (не та, которая отвечает за переписывание информации). Так вам будет гораздо проще все запомнить.
      • Кроме того, учитель оценит ваши действия. Учителям нравится, когда ученики проявляют инициативу, так что ваши шансы на хорошие оценки в конце четверти существенно вырастут.
    5. Просите о помощи. Если вы не знаете, что нужно для того, чтобы получить хорошие оценки, или вам трудно писать сочинения, попросите учителя о помощи. Вопрос может быть и не очень сложным - учитель будет рад помочь вам в любом случае. Задавайте вопросы после уроков, на переменах или отправьте учителю электронное письмо.

      • Нередко то, что нам говорят лично, запоминается лучше, чем целая лекция. Вы не только успешно усвоите новую информацию, но также сможете произвести впечатление на учителя своей старательностью. Нравиться учителю - это очень, очень, очень хорошо.
    6. Обратитесь к репетитору. Если предмет слишком сложен и вы никак не можете его понять, позанимайтесь с репетитором. Иногда это даже лучше, чем заниматься один на один с учителем, особенно если ваш репетитор - студент или старшеклассник. Человек более близкого вам возраста может объяснить тему в более доступной манере.

    Выполнение домашней работы

      Делайте домашнюю работу сразу по возвращении домой из школы. Важно правильно распоряжаться своим временем. Если вам дали задание, которое нужно выполнить к следующей неделе, не откладывайте его - начните работать над ним за несколько дней до даты сдачи. Чем больше у вас времени на подготовку, тем меньше вы будете нервничать.

      • По возможности заканчивайте работать над заданием за несколько дней до крайнего срока. Это позволит вам избежать неприятных неожиданностей (например, если собака порвет вашу работу, вас пригласят на вечеринку, в принтере закончится краска, вы заболеете и так далее). Чаще всего за невовремя сделанное задание оценки снижаются, а некоторые учителя и вовсе не принимают работы с опозданием.
      • Домашняя работа существенно влияет на ваши оценки в четверти. Если вам предлагают выполнить дополнительное задание, соглашайтесь! Всегда можно попробовать, и даже если у вас что-то не получится, учитель оценит вашу старательность и стремление к знаниям.
    1. Просто сделать домашнюю работу недостаточно. Когда учитель проверит вашу работу, обратите внимание на все исправления и замечания. Если вы что-то не поняли, запишите все вопросы и задайте их учителю. При необходимости посещайте дополнительные занятия. Найдите репетитора. Если вы не можете себе это позволить, возможно, преподаватель согласится дополнительно позаниматься с вами бесплатно.

      В первую очередь занимайтесь домашней работой . Поставьте перед собой задачи и выполните их, а потом развлекайтесь. Общение с другими очень важно, но ваши оценки могут повлиять на все ваше будущее. Выделяйте время для учебы каждый день, как если бы выделяли его для вечеринок.

      • Вознаграждайте себя за выполненную домашнюю работу. После того, как закончите заниматься, посмотрите телевизор, поешьте или отправляйтесь на вечеринку. Если этого вам недостаточно, попросите родителей поощрять вас. Они тоже хотят, чтобы вы получали хорошие оценки!
    2. Занимайтесь с друзьями. Многие люди готовятся к экзаменам вместе, так почему бы не начать делать домашнюю работу аналогичным образом? Это не только будет мотивировать вас (возможно, вы даже станете проявлять интерес к предмету), но и позволит быстрее и эффективнее со всем управиться. Кроме того, вам будет весело!

      • Важно выбрать одноклассника, который сможет внести свой вклад в выполнение задания. Не стоит заниматься с товарищем, который будет ждать, что вы сделаете все сами, или с человеком, который хочет, чтобы никто из вас ничего не делал. Старайтесь найти человека, который будет так же заинтересован в учебе, как и вы.
    3. Не выдавайте чужую работу за свою. Это верный способ получить низший балл за задание. Технологии развиваются очень быстрыми темпами, и ваш учитель обязательно распознает плагиат. Неважно, сделали вы задание по английскому в Google Переводчике или присвоили себе мысли Карла Маркса - учитель об этом узнает. Не рискуйте.

    Подготовка к контрольным работам и экзаменам

      Занимайтесь с другом. Две головы лучше, чем одна. Вы начнете обмениваться мыслями и объединять свои знания. Старайтесь заниматься так, чтобы не отвлекать друг друга.

      Используйте специальные уловки. Можно пользоваться мнемоническими приемами - благодаря им становится проще запомнить что-то сложное. Вы наверняка знаете порядок цветов радуги: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Каждая из первых букв этих слов также является первой буквой названий цветов. Мнемонические приемы очень эффективны. Для этих же целей можно использовать ассоциации. Если вы не можете запомнить, что Индия была британской колонией, представьте, как королева в спортивном костюме бегает вокруг Тадж-Махала. Во время контрольной работы вы, возможно, не вспомните именно то, что вам нужно вспомнить, но в памяти всплывут картинки, которые заставят мозг работать.

      Занимайтесь там, где вам удобно. Вам понадобится спокойное комфортное место. Подготовьте теплый свитер на случай, если станет холодно, удобное кресло, темный шоколад (он помогает мозгу! ), бутылку воды и все прочие нужные вещи. Так вам не придется отвлекаться.

      • Результаты исследований говорят о том, что эффективнее заниматься в разных местах. Это кажется странным, но мозг действительно ассоциирует новую информацию с окружающей средой. Чем больше ассоциаций, тем проще запомнить что-то. Посидите во всех удобных креслах!
    1. Перестаньте зубрить. Конечно, временами это неизбежно, однако такой метод не является эффективным. Важно делать передышки, чтобы мозг мог запомнить больше . Попробуйте учиться по 20–50 минут, затем делать 5–10 минут перерыва.

      • Лучше всего заниматься в течение всей недели. Информация, повторенная в разные дни, лучше уляжется в сознании. Вы увидите, что стали гораздо увереннее в своих знаниях, а это позволит вам расслабиться.
    2. Расслабьтесь. Это сложно? Помните: все ответы уже есть в вашей голове, вам нужно их только оттуда достать! Чаще всего первое решение оказывается верным, поэтому не возвращайтесь к ответам и не исправляйте их. Если вы не уверены, оставьте вопрос и вернитесь к нему позже.

      • Всегда внимательно читайте вопросы. Если вы не сделаете этого, вы можете понять задание неправильно.
      • Если вы не уверены, что именно имеется в виду в вопросе, уточните это у учителя. Если вам будет непонятна только формулировка, преподаватель поможет вам.
    3. Высыпайтесь. Для того, чтобы сохранять способность концентрироваться на чем-то, важно спать по ночам. Без этого вам будет трудно заниматься, и вы можете быстро забыть все, что выучили. Именно поэтому засиживаться с книгами до ночи не стоит!

    Правильные решения

    1. Уделяйте больше времени важным урокам. Невозможно отлично разбираться во всех предметах, поэтому старайтесь больше времени посвящать тому, что понадобится вам в университете. Если вы точно знаете, что будете заниматься гуманитарными науками, не изнуряйте себя высшей математикой. Если вы все время будете посвящать чему-то очень сложному, в вашей жизни не останется места для отдыха. Вашему мозгу нужно отдыхать!

      • Не увлекайтесь дополнительными занятиями. Конечно, все дополнительные занятия будут полезны для вашего развития, но когда вы будете делать домашнюю работу? Старайтесь посещать не более 1–2 «лишних» занятий в неделю, потому что так вы сможете сконцентрироваться на том, что вам важно. Лучше преуспевать в нескольких предметах, чем быть середнячком во всех.
    2. Сохраняйте положительный настрой и не сдавайтесь. Старайтесь проявить себя наилучшим образом и добиться максимальных возможных результатов.
    3. Ведите записи, которые позволили бы вам отслеживать свои оценки в каждой четверти, чтобы понять, есть ли прогресс.
    4. Спросите учителя, можете ли вы написать еще одно сочинение или сделать доклад, чтобы получить еще одну оценку. Если он разрешит вам это, сдайте работу на следующий день. Если вам вернут проверенную работу до теста или контрольной работы, вы сможете понять свои ошибки и исправить их.
    5. Ищите дополнительную информацию обо всем, что вы изучаете. Это улучшит понимание учебного материала, сделает его более увлекательным и несложным для запоминания. Ваш учитель будет приятно удивлен, если вы включите дополнительную или новую информацию в свое сочинение или используете ее в контрольной работе.
    6. Скорее всего, для того чтобы преуспеть в школе, вам придется сократить количество времени, которое вы тратите на развлечения. Отличники умеют сказать так: «Нет, сегодня я не смогу. Мне надо учиться». Кто-то лишь посмеется над вами, но настоящие друзья смогут вас понять. Помните, что слишком частые развлечения вызывают стресс, и в результате оценки ухудшаются. Очень важно соблюдать баланс между учебой и личной жизнью.
    7. Время от времени вознаграждайте себя. Если вы получили высший балл, отдохните один день от учебы.
    8. Старайтесь читать каждый вечер и задавать себе вопросы о прочитанном. Это поможет вам понять, нужно ли вам работать над пониманием текстов.
    9. Приведите в порядок рабочее место. Все должно быть аккуратным и чистым, и вы должны с легкостью находить нужные вам вещи. Вам не удастся сосредоточиться в неубранном помещении, потому что вы все время будете отвлекаться. Убедитесь, что у вас есть все необходимое для занятий.
    10. Ставьте перед собой небольшие цели. Ваши цели должны помогать вам развиваться до тех пор, пока вы не начнете получать одни пятерки. Если вы сразу решите, что вы хотите только пятерки, ваша цель будет недостижимой, и вам не за что будет вознаградить себя.
    11. Просыпайтесь вовремя. Переизбыток сна плохо сказывается на организме. Стоит переспать, и усталость будет одолевать весь день. К тому же не стоит делать этого перед важной контрольной или экзаменом.
    12. Предупреждения

    • Неправильный способ учебы или пренебрежение занятиями могут отсрочить ваши успехи в будущем. Иногда кажется, что все еще впереди, но это не так.
    • Если вас наказывают за плохие оценки, старайтесь учиться даже лучше, чем в прошлые годы. Всегда есть, куда расти дальше!
    • Не общайтесь с людьми, которые несерьезно относятся к своему образованию. Ищите общества умных людей, даже если ваши друзья смеются над этим. Это ваши оценки и ваше будущее. Чем усерднее вы будете работать сейчас, тем весомее будут ваши успехи.
  • Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. В нашем понимании «хорошо учиться» чаще всего значит получать «пятерки» и «четверки». В российской школе оценки принято ставить на каждом уроке, за домашние задания, за устные ответы, за самостоятельные и контрольные работы, с начальных классов и до последнего звонка.

    Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?

    А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.


    Как оценки мотивируют школьника?

    Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.

    Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?


    Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».

    В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.

    Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?

    Во-первых, подождите упрекать ребенка.

    Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.

    Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.

    С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.


    Могут ли оценки быть только хорошими?

    Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.

    Только что ребенок учился на 4 и 5, и вдруг появляются «тройки». Что происходит? Родители недовольны, ребенок расстроен. Не спешите обвинять ребенка в лени или сваливать все на подростковый возраст. Попробуйте вспомнить себя и своих друзей. Все ли предметы вы понимали и любили одинаково?


    Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.

    Если ребенок – явно выраженный гуманитарий, ему могут плохо поддаваться точные науки. Или наоборот – математики с трудом рассуждают о литературе. В этом случае можно сосредоточиться на том, что действительно получается. Остальное же поддерживать на среднем уровне. Разумеется, нельзя допускать «двоек», это точно не улучшит аттестат и не поможет при поступлении.


    Если что-то катастрофически не идет, лучше договориться о дополнительных занятиях, чтобы не запустить предмет окончательно. Но не стоит упираться в оценки. «Пять» по истории, литературе, русскому, но «три» по химии, алгебре и физике? Ну что ж делать. Выбирайте с ребенком гуманитарные профессии.

    Собственная система оценок? Почему бы и нет?

    Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.


    Как это сделать?

    Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.


    Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!

    Школьные оценки вызывают у родителей множество вопросов:

    Можно ли ребенка ругать за плохие оценки
    Как наказывать за плохие оценки
    Как часто хвалить за хорошие оценки
    Можно ли платить деньги за хорошие оценки
    Можно ли наказывать домашними делами

    Все эти вопросы можно объединить одним – как правильно относиться к школьным оценкам.

    Майя Макарова, психолог студии «ВидимоНевидимо», сказкотерапевт, специалист по семейному благополучию и воспитанию детей , продолжает рассказывать об адаптации детей в школе и основных моментах формирования успешности ребенка.

    Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, но что мы подразумеваем по этим? Всегда ли хорошие оценки отражают реальные знания, умения, навыки?

    Несмотря на усилия психологов отменить оценки хотя бы в начальной школе, они все-таки остаются в виде «солнышек-тучек», «плюсов-минусов», «смайликов» и т.д. Конечно, важно знать, как ребенок справляется с тем или иным заданием.

    Но! Давайте посмотрим, к чему это приводит.

    Ребенок, особенно в начальной школе, еще не способен к аналитическому мышлению на таком уровне, чтобы сказать себе: «Мне поставили низкую оценку, значит, это правило я знаю хуже, чем остальные, надо его повторить».

    Скорее всего, ваш ребенок подумает, что не справился с заданием и ВСЕ. Дальше развивать эту мысль он не будет. Если таких ситуаций будет несколько, то мысль «у меня ничего не получается, я ничего не умею» будет у него постоянной.

    Оценивание работ ребенка приводит к тому, что эти оценки ребенок соотносит с оценкой себя как личности . Потому что в силу психических особенностей возраста, ребенок не умеет отделять одно от другого. Вообще, погоня за хорошими оценками приучает ребенка сравнивать свои результаты с результатами других детей, а не со своими собственными.

    Дети начинают думать чаще о том, почему у другого получается, а не о том, что «мне нужно сделать, чтобы получилось у меня». То есть они не обращают внимания на собственные действия, которые привели к неудовлетворительному результату. К тому же, желание получить хорошую оценку отвлекает от процесса обучения. Постепенно ребенок потеряет интерес к учебе, если у него не получится иметь хорошие оценки.

    Из-за отсутствия интереса процесс обучения начнет требовать от ребенка больших усилий. Значит, он быстрее устанет и через какое-то время окончательно оставит мысль о своей успешности.

    Вас это устроит? Нет! Тогда помогаем ребенку.

    ! Итак, чтобы повысить шансы на получение хороших оценок и поддержание интереса к учебе надо:

    1. Интересуясь делами в школе, спрашивать, что нового ребенок узнал, чему научился.
    2. Создавать ситуации, когда ребенок может применить в жизни полученные знания.
    3. Говорить о том, что его оценки напрямую зависят от приложенных усилий и потраченного времени.
    4. Не допускать ситуаций, когда ребенок будет бояться получить плохую оценку, потому что его наругают или причислят к неудачникам.
    5. Если все-таки ваш ребенок получил плохую оценку, то нужно его успокоить, напомнив о том, что обучение всегда сопровождается ошибками, а также рассказом о своих промахах и о том, что вы лично предпринимали в этих случаях.

    В комментариях вы можете задать свои вопросы психологу Майе Макаровой.