Урок лфк в коррекционной школе 8 вида. Мкоу «чёрмозская кши» - лфк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ

ДЛЯ 1-4 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Составитель: учитель высшей

Пояснительная записка.

Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.

В основу данной программы положена " Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе", утвержденной Министерством просвещения и комплексы занятий по ЛФК для детей ограничениями в здоровье. Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающими.

Занятия ЛФК направлены:

На коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);

На развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);

На коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.);

На коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.);

На устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.);

На формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.

- упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки № 1,2,3; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1,2,3; комплекс упражнений дыхательной гимнастики; упражнения для развития координации; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата; специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп; специальные упражнения для глаз; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

Все занятия по ЛФК проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно- гигиенических требований.

Оценка по занятиям ЛФК не выставляется.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;

Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным

Большим и средним

Большим и безымянным

Большим и мизинцем

Хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;

Круговые движения кистями;

Руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;

Пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;

Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;

Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка.".

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

Поднимание согнутой в колено ноги.

Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

Ходьба высоко поднимая ноги.

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И. п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

3. И. п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1. И. п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и. п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. И. п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

3. И. п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

4. И. п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

5. И. п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)

6. И. п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

7. И. п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)

8. И. п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

9. И. п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед " с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)

3. О. с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)

4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)

2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)

6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)

7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

Упражнения для развития координации.

1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки.(Повторить 8-10 раз.)

3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)

4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)

5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)

6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп.

I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.

II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) на эрографе; в) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для лечения больных с миопией. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.

Специальные упражнения для глаз

И. п. – стоя у гимнастической стенки

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

И. п. – сидя.

8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

И. п. – стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата .

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Прогнозируемый результат

Дети занимающиеся в группе ЛФК должны знать:

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Сроки изучения

Коррекция часов

Упражнения для коррекции правильной осанки.

Упражнения для развития правильного дыхания. Игра «Громче меня».

Ходьба по начерченной линии с предметом на голове. Игра « Гуси - Лебеди».

Упражнения у стены. Игра «Быстро в домик».

Упражнения в парах, Стоя спиной друг к другу. Игра «Левые - правые».

Ходьба по гимнастической скамейке.

Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).

Прыжок в длину с места в ориентир.

Построение в круг по ориентиру.

Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его закрытыми глазами.

Увеличение, уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир.

Упражнения для укрепления мышц живота

Вис на гимнастической стенке с подниманием ног под 90 градусов. Игра «Выше земли».

Упражнения сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».

Подъем туловища из положения, сидя на скамейке в парах.

Упражнения в висе спиной к стене.

Упражнения для мышц брюшного пресса.

Упражнения для коррекции плоскостопия.

Катание ступнями кеглей. Игра «Кто быстрее снимет обувь?»

Ходьба на носках, на пятках.

Катание гимнастических палок.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Катание ногами мячей.

Упражнения для моторной неловкости

Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра «Фигуры из пальцев».

Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч».

Подбрасывание мяча на разную высоту. Игра «Кого назвали тот и ловит».

Ловля мяча после хлопка над головой.

Ловля мяча после отскока от пола двумя руками, одной.

Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Вот так позы».

Упражнения с обручами. Игра «Проскачи через круг».

Ловля мяча от стены. Игра «Кто быстрей поймает?».

Самомассаж рук, головы, ног. Игра «Ну-ка отними».

Собирание крышек, составление фигур. Игра «Кто быстрее».

Подбрасывание мяча вверх, три хлопка. Игра «Поймай мяч».

Подъем предметов различной величины.

Массаж пальцев, кистей рук. Игра «Морские фигуры»

Эстафеты с применением мячей, скакалок, гимнастических палок.

Календарно – тематическое планирование

Предварительный просмотр:

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Батраченко Т.В. учитель ЛФК

МК(С)КОУ Верх-Ирменской

специальной (коррекционной)

Школы-интерната VIII вида

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Глава 1. Теоретические предпосылки развития и становления двигательной сферы учащихся специальных и коррекционных школ VIII вида……………………………………………………………….….7

1.1. Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений…………………………………………………………………7

1.2 Методы исследования показателей двигательной сферы……….9

3. Глава 2. Опыт работы по коррекции двигательной сферы учащихся

С ОВЗ на уроках лечебной физической культуры……………………..12

4. Список литературы……………………………………………………..17

5. Приложения………………………………………………………….…19

  1. Введение

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, установления контакта с окружающим миром, успешной психолого-педагогической реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями относится в настоящее время к числу первостепенных государственных социальных задач.

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности данной категории школьников в оздоровительных и коррекционных целях, поиске эффективных путей и методов физического воспитания, направленных на повышение уровней двигательной подготовленности, формирование двигательной способности и познавательной активности, укрепление здоровья.

В нашем образовательном учреждении ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей, которые помимо основного диагноза имеют ряд сопутствующих нарушений здоровья, а именно нарушение осанки, плоскостопие, астенический синдром.

У этих детей наблюдается низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности резко ослабляется деятельность мышечной, сердечнососудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.

Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную сферу обучающихся, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила, нарушено чувство ритма, слуха и моторики.

Большое внимание должно быть обращено на проведение коррекционной работы с детьми этого контингента. Непременным условием является следующая работа – уроки физкультуры, утренняя гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы, ритмика, уроки ЛФК, где отражаются задачи по коррекции двигательных недостатков.

Занятия лечебной физкультурой включены в учебный план специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, так для учащихся с ограниченными возможностями здоровья особенно важное значение имеет здоровьесберегающий компонент образовательного процесса, и являются важной составной частью комплексного ППМС сопровождения, осуществляемого в нашем образовательном учреждении.

Поэтому целью моего исследования является изучение возможностей для коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ, посредством специально организованных занятий ЛФК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и выявить основные направления коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ.

2. Провести диагностику уровня физического развития учащихся, зачисленных в группу для проведения занятий.

3. Разработать комплексы упражнений благоприятно воздействующих на состояние организма, увеличение жизненной ёмкости лёгких.

4. Формировать у учащихся двигательные навыки и умения, развитие межполушарного взаимодействия.

5. Вырабатывание у учащихся навыка правильной осанки, координации движений и навыков самоконтроля.

Многолетний опыт работы позволил мне определить особенности в содержании проблемы коррекции движений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида:

Коррекция движений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида не ограничивается коррекцией их двигательных функций. Она должна затрагивать и психическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

Следовательно, устранение двигательных недостатков является важной составной частью психокоррекционной работы, направленной на развитие личностной сферы, на успешную социализацию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Коррекция и развитие движений учащихся зависят от характера и структуры их конкретной двигательной деятельности в учебе, труде, игре.

Следовательно, необходимо организовывать и направлять деятельность учеников таким образом, чтобы во всех видах обеспечивать коррекционное воздействие на детей с учетом их двигательных нарушений.

Использование системы специально организованных коррекционных занятий лечебной физкультурой является эффективным средством коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций. Позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

Глава 1. Теоретические предпосылки развития и становления двигательной сферы учащихся специальных и коррекционных школ VIII вида

1.1Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений.

Одной из главных причин, затрудняющих формирования у учащихся школ для детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, является наличие двигательных нарушений, накладывающий отрицательный отпечаток на их деятельности. Двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Так, моторная недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется недоразвитием аналитического-синтетической деятельности коры головного мозга, а конкретно – корковых зон двигательно-кинестетического анализатора.

Разработка проблемы двигательных нарушений у умственно отсталых школьников в процессе физического воспитания основывается на принципиальных положениях общей психологии, патофизиологии, теории и методике физического воспитания, адаптивной физической культуры, глубоком изучении состояния их физического развития, двигательной сферы, глубины и характера отклонений.

Л. С. Выготский подчеркивал, что у детей-олигофренов, помимо нарушенных, есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно и должно их воспитывать и продвигать в умственном развитии, сглаживая их недостатки. Специальное педагогическое воздействие на вторичные изменения в психическом и физическом развитии ребенка, возникающие на основе первичного дефекта, может быть эффективным только при условии мобилизации всех компенсаторных возможностях ребенка. При этом исходят из разностороннего (комплексного) воздействия на личность. Только такой подход к исправлению различных недостатков в психологическом развитии учеников специальной школы VIII вида может дать эффективные результаты. Следует добиться того, чтобы выпускники специальных школ обладали таким уровнем разносторонней физической подготовки, который бы мог им обеспечить им самостоятельность в жизни и трудовой деятельности.

Педагогическое воздействие в целях коррекции нарушений функций и развития еще не сформировавшихся двигательных умений и навыков предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения воспитания умственно отсталых детей. Для этого широко используется различные средства физической культуры, лечебной физкультуры, однако методика их применения пока не получила должного освещения в литературе

В патологических состояниях и в условиях дефекта тип обратной связи может меняться; извращаться, что не исключает резкой дисгармонии физиологических функций физиологических функций, особенно в аппарате дыхания и сердечно-сосудистой системе. Задачей физических упражнений в этом случае является восстановлении регулирующей роли моторики, подчиняющей себе все функции организма. Нормализация вегетативных функций при применении физических упражнений обеспечивается моторно-висцеральными рефлексами, подавляющими интероцептивную импульсацию. По-видимому, недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляют любое заболевание и приводят к патологии всего нервно- мышечного аппарата, но и отрицательно сказываются на функциях анализаторов аномальных детей.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков, - это способ активного развития, то для умственно отсталого ребенка физическая культура является еще одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культуры должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы специальной школы. Использование богатого опыта советской и российской дефектологии специалистами физического воспитания дает широкие возможности дальнейшего развития теории и практики физического воспитания аномальных детей.

Особое место в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками должны занимать педагогические оправданные, экспериментально обоснованные средства и методы физического воспитания. Для исправления недостатков физического развития детей также не безразлично, с какого возраста следует начинать коррекцию движений. Известно что, чем раньше обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, тем успешнее проходит процесс коррекции. Использование системы физического воспитания как эффективные средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

  1. Методы исследования показателей двигательной сферы.

Формирование того или иного качества или свойства движений, улучшения физического развития у каждого ребенка происходит индивидуально, и не всегда первоначальные признаки в улучшении двигательных способностей ребенка следует оценивать только влиянием целенаправленной коррекционной работы.

При выявлении физических недостатков требуется, чтобы диагностические методы соответствовали возможностям умственно отсталых школьников. Специалистам следует диагностировать у них нарушения двигательной сферы, сохранные двигательные возможности, определить адекватные средства и методы коррекции двигательной сферы, затем определить эффективность коррекционно-воспитательной работы по преодолению нарушений.

Понятия «коррекция двигательных нарушений» и «развития двигательных способностей» не могут быть противопоставлены друг другу. Они близки по смыслу и содержанию работы, направлены на улучшение двигательных характеристик, так как в том и другом случае могут применяться одни и те же методы, средства и формы занятий.

Вместе с тем два понятия нельзя и отождествлять, поскольку каждое из них символизирует специфический процесс, направленный на формирование различного уровня двигательных способностей. Так, если у ребенка нарушена функция статического равновесия, то следует проводить работу по коррекции двигательного нарушения упражнениями, способствующими улучшению показателей равновесия, его нормализации. Чтобы не нанести вреда организму ребенка, необходимо подбирать адекватные средства, рационально дозируя нагрузки, развивая сохранные двигательные способности с целью увеличения компенсаторных возможностей организма.

Если показатели равновесия приблизились к средним величинам уровня детей данного возраста, можно говорить о том, что коррекционная работа достигла цели. Дальнейшая целенаправленная деятельность по улучшению функции равновесия позволит применять комплекс средств физического воспитания, отличающийся от коррекционных большей их дозировкой, другими методами, активной целевой направленностью. В этом случае целесообразнее говорить не о коррекции двигательного нарушения, поскольку его уже не существует, а о целенаправленном развитии функции равновесия.

Если же отстают двигательные качества, то правомерно говорить об их развитии, а не об их коррекции, так как здесь ничего не исправляется, а лишь повышается уровень двигательных качеств.

Показателем эффективности служит положительная динамика физической подготовленности ребенка, которая складывается из оценки двигательных способностей, состояния стопы, силовой выносливости, силы мышц рук и плечевого пояса, координации движений, ловкости, быстроты двигательной реакции. Диагностика физической подготовленности проводится на основании Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 – «Об оценивании по состоянию здоровья для гру пп ЛФК ».

На основании данных диагностики и данных медицинского осмотра формируются группы для занятий. Продолжительность занятий составляет 20 минут, два раза в неделю.

Глава 2. Опыт работы по коррекции двигательной сферы учащихся с ОВЗ на уроках лечебной физической культуры

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития. Способами и средствами коррекции являются все виды учебной и внеучебной деятельности, в которую погружаются учащиеся СКОУ.

Уроки ЛФК - это специфическое средство и способ воздействия на учащихся, способствующее общему развитию младших школьников с ОВЗ. Уроки ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально - волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности. Для организации занятий рекомендовано использовать рекомендации для учителей ЛФК.

В начале учебного года проводится медицинское обследование учащихся, на основании которого, он зачисляется в группу занятий ЛФК. С учащимся проводится педагогическая диагностика, результаты которой заносятся в «Диагностическую карту развития ребенка».

Занятия проводятся по модифицированной мной «программе занятий ЛФК для детей младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида».

Занятия проводятся с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и рода заболеваний учащихся. Использую разноуровневый, дифференцированный подход в соответствии с имеющейся патологией учащегося. Количество упражнений строго дозировано по нагрузке в соответствии с возрастной группой.

Очень важно, чтобы занятие так, чтобы оно проходило насыщенно, интересно, эмоционально, значимо для детей. Было разнообразно по видам деятельности и удовлетворяло потребности каждого ребенка.

Занятия ЛФК позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждения учащихся к ответам на вопросы способствуют осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса.

Основная часть занятия лечебной физкультуры построена в игровой форме, способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков учащихся, которые охотно выполняют упражнения под руководством педагога.

При формировании двигательных навыков у школьников с ОВЗ можно выделить четыре стадии:

  • стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;
  • стадию уточнения деталей того или иного движения;
  • стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;
  • стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.

Обучение движениям идёт быстрее и более эффективно, если педагог умело сочетает наглядный показ со словесной инструкцией. Зачастую ребёнку легче выполнить движение, глядя на педагога и подражая ему.

I этап - через вторую сигнальную систему, используюется наглядность, создается цельное представление о разучиваемом движении с помощью слова, показа, подводящих упражнений;

II этап - через многократное повторение с использованием подготовительных упражнений, педагог добивается устранения ошибок; на этом этапе большое значение имеет игровая форма ведения урока, система оценки умений и навыков;

III этап - это отработка, закрепление изученных движений, их вариативность; и здесь неоценимое значение имеет привитие интереса к занятиям.

Для учащихся каждой группы целесообразно использовать специальные комплексы упражнений.

Комплекс упражнений для общеукрепляющей группы включает в себя дыхательные упражнения.

При правильном выполнении дыхательные упражнения успокаивают, способствуют концентрации внимания, со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В группе коррекции плоскостопия , основной акцент делается на укрепление мышц ног. Для того, чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы занятия начинаются с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходим к упражнениям в положении стоя. Для закрепления достигнутых результатов в занятия включаются упражнения в специальных видах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном крае стопы.

В группе укрепления осанки используются упражнения направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета» .

Разделяя понятия «коррекция» и «развитие», следует полагать, что первое («коррекция») целесообразно применять при исправлении нарушений физического развития (нарушения осанки, грудной клетки, стопы и т. д.), а также качественных характеристик двигательной деятельности человека.

Второе понятие – «развитие» - имеет в виду улучшение двигательных способностей, их количественных характеристик, т.е. содействие их увеличению, улучшению, возрастанию.

Исходя из вышесказанного, для всех групп используется следующая структура занятия:

Подготовительный этап – разминка. Включает в себя упражнения для верхних конечностей, нижних конечностей, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, коррекцию пространственных нарушений).

Основной этап . Упражнения в соответствии с заболеванием. Упражнения с разными предметами (обручи, мячи, шары, ленты) развивают ловкость, быстроту реакции, точность и красоту выполнения движений.

Заключительный этап – релаксация, дыхательные упражнения. Движения, выполняемые под музыку, оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но также создают благоприятную основу для формирования мышления, памяти, внимания, речи. Музыка организует ребёнка; её ритмическая структура, динамическая окрашенность вызывают концентрацию внимания, быструю реакцию на смену музыкальных фраз

В конце четверти проводятся комплексные уроки-путешествия, которые включают в себя комплексы необходимых упражнений, разнообразный игровой материал, использование ИКТ на уроках. Все это позволяет повысить мотивацию учащихся, сформировать у них интерес к здоровому образу жизни.

Эффективным средством развития и коррекции двигательной сферы учащихся являются интегрированные уроки, которые проводятся с учителем-логопедом. Совместная коррекционно-педагогическая работа на этих занятиях направлена на формирование двигательных и речевых навыков учащихся. Актуальность и целесообразность таких занятий заключается в том, что посредством двигательных упражнений, происходит коррекция речевых нарушений учащихся.

Занятия лечебной физической культурой проводятся в просторном, технически оснащенном зале, который оснащен современным оборудованием.

Реализация разработанных программ и комплексов упражнений, использование здоровьесберегающих технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика занятий, применение системы коррекционно-развивающих упражнений, позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов в развитии и коррекции двигательной сферы учащихся. Об этом свидетельствуют данные диагностики учащихся.

Подводя итоги своей работы, могу сделать вывод о том, что работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальные и дифференцированные подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Список литературы:

  1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья./ Сост. Г.И. Гербцова. СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
  2. Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
  3. Бубен, С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития проблемы и перспективы // Дефектология. - 1996. - №5.-С. 3-11.
  4. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999
  5. Дмитриев, А. А . Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  6. Вайнруб, Е. М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача.-К.: Гигиена здоровья, 1988.-120с.
  7. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.
  8. Герцен, Г.И. Лобенко, А.А. Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях. - М.: - Медицина, 1991 - 272 с.
  9. Гусева, Е. А. Методические рекомендации для занятий адаптивной физической культурой с детьми, имеющими выраженное недоразвитие интеллекта / Е.А. Гусева, Г.Н. Голоухова; ПГУ. - Архангельск: ПГУ, 2001. - 21 с
  10. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999.-607с.
  11. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. Подробнее.
  12. Курпан, Ю.И., Талабум Е.А. Физкультура формирующая осанку.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 32.
  13. Малыгина, В.И. Нагрузочное тестирование в оценке реабилитационного потенциала: Методическое пособие.- Симферополь, 2004.-54с.
  14. Справочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) - Л.: Медицина, 1983 - 360 с.
  15. Хамзин, Х. Р. Сохранить осанку - сберечь здоровье Знание, - 1993. - №1 - 96 с.

Об уроках ЛФК в МКС(К)ОУ «Коррекционная школа-интернат YIII вида» г. Чёрмоза

Филатов В.Л.

I. ЛФК является оригинальным способом лечения и реабилитации больного ребенка. (ЛФК отличается от других видов лечения (фармакотерапия, диетотерапия, физиотерапия и т.д.), не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребенка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что, нередко бывает значительно шире и многообразнее тех или иных конкретных лечебных задач. Практическое применение средств лечебной физкультуры требует знаний:

Особенностей их использования в различных возрастных группах;

Характера имеющегося у ребенка патологического процесса;

Его стадии особенностей;

Индивидуальных и возрастных особенностей течения болезни или травмы;

Психологических особенностей ребенка.

  1. Средства ЛФК используемые в детском возрасте:

Физические упражнения: к ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения, прикладного характера, символы, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т.д.

Гимнастические упражнения - специальные, расчлененные движения при которых достигается избирательные воздействия на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы.

Группы гимнастических упражнений:

а) общеразвивающие - для определенных мышечных групп, классифицируемые по анатомическому признаку;

б) упражнения в расслаблении - активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического направления мускулатуры.

в) Упражнения в растягивании - активные гимнастические упражнения с преимущественным воздействием на патологические изменения, эластичность тканей.

г) Упражнения дыхательные - гимнастические упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла.

д) упражнения основные, скоростно-силовые, в статическом напряжении, гимнастические упражнения - с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения.

е) Упражнения корригирующие - гимнастические упражнения, способствующие устранению деформации опорно-двигательного аппарата и различной этиологии.

ж) Упражнения на координацию проводятся при сложных сочетаниях движений и регламентируемой последовательности.

з) Упражнения в равновесии - гимнастические упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата.

Физические упражнения прикладного характера - это ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, строевые упражнения.

Спортивные виды физических упражнений

Плавание;

Коньки;

Лыжи;

Санки;

Велосипед

  1. Подвижные игры - как средство ЛФК обеспечивают комплексное воздействие на организм и высокую эмоциональность:

Игры малой подвижности (игры на месте, в и.п. сидя, полулежа, лежа, реже стоя).

Игры средней подвижности - двигательная деятельность в этих играх направляется движениями туловища, конечностей, брыкания, лазанием, ходьбой, прыжки ограничены, бег не используется.

Игры большой подвижности - сопровождаются физической нагрузкой средней и выше средней интенсивности.

Массаж - средство ЛФК, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами.

Закаливание - целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию.

  1. Методика ЛФК.

В методике ЛФК дозировка физической нагрузки занимает ведущее место, во многом определяя лечебный эффект от подобранных средств.

Наиболее распространенными способами дозировки физической нагрузки являются длительность выполнения физических упражнений, подбор самих упражнений и подвижных игр, количество повторений, выбор исходных положений, применения сопротивления и отягощения, темп и ритм движений.

Суммарная физическая нагрузка при занятиями ЛФК по своей интенсивности делится на 3 группы:

  1. Малая нагрузка - достигается использованием в занятиях хорошо знакомых и освоенных ребенком элементарных движений. Число поворотов 3-4 темп медленный или средний. Статистическая нагрузка минимальная. И.п. с большой площадью опоры. Исключаются упражнения с отягощением и сопротивлением.
  2. Для достижения нагрузки средней интенсивности - применяют упражнения для всех мышечных групп. Количество поворотов 8-10, помимо знакомых вводятся новые упражнения. Увеличивается амплитуда движений, применять приемы отягощения и сопротивления. Темп средний и быстрый. Паузы уменьшаются, плотность занятая увеличивается. Применяются упражнения циклического характера - ходьба, бег, поскоки, лазание. Нагрузки средней интенсивности оптимальны для решения большинства лечебных задач.
  3. Значительные максимальные нагрузки редко применяют в ЛФК с целью достижения таких нагрузок, используют упражнения для крупных мышц со значительной амплитудой, в среднем и быстром темпе. Ходьба, бег, прыжки, допустимы эстафеты.

Занятия ЛФК.

  1. Вводная часть - подготовка к высшему уровню нагрузки включает в себя построения, перестроения ходьбы. Упражнения на координацию и внимание.
  2. Основная часть - решает ведущие лечебные и лечебно-оздоровительные задачи, заключающиеся в воздействии, как на пораженные органы и системы, так и на весь организм ребенка. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
  3. Заключительная часть - физическая нагрузка снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму занимающихся детей.

Особенности методики проведения ЛФК в школьном возрасте. Состав группы 3-12 человек. Длительность занятия 25-35 минут. При проведении занятий должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качеств; наличие отдельного оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования. Отсутствие посторонних раздражителей, четкая подготовка инструктора к занятию и последовательность в решении лечебных и педагогических задач.

Принципы применения средств ЛФК.

От простого к сложному;

Последовательность повышения требований;

Индивидуального подхода к каждому ребенку;

Принципы доступности;

Учета возрастного развития движений;

Сочетания общего и специального воздействия;

Чередование или рассеянной мышечной нагрузки;

Принцип сознательности и активности.

Кабинет ЛФК - оборудованное помещение для малогруппных занятий должен иметь хорошее естественное освещение, пол с ковровым покрытием. Общая площадь из расчета 4м2 на человека. В условиях Чермозской специальной коррекционной школе занятия ЛФК проводятся с детьми, у которых имеется нарушение осанки, а также сколиоз. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоявшего человека, которую он принимает без изменения мышечного усилия. Ведущими факторами, определяющими осанку, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. Угол наклона таза при этом в пределах 35-55*, у мальчиков чуть меньше.

Дефекты осанки:

  1. Нарушение осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника.

а) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. (Ребенок при этом нарушении стоит с согнутыми в коленях суставах ногами)

При сутуловатости и круглой спине грудь западает, плечи шея и голова наклонены вперед, живот?, ягодицы уплотнены, лопатки круговидно выпячены;

в) кругловогнутая спина - все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза.

Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты. Мышцы задней поверхности бедра растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.

  1. Нарушение осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника.

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выставлена. Лопатки крыловидны.

б) плоско-вогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом нарушение одно плечо и лопатка опущены по сравнение с другой.

Нарушение осанки помимо косметического дефекта, нередко сопровождаются расстройствами деятельности внутренних органов.

Снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной приводит к микротравмам головного мозга и утомление и головным болям.

Коррекция дефектов осанки:

Целенаправленное использование средств физического воспитания.

  1. Улучшение и нормализация течения нервных процессов. Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития.
  2. Активизация общих и местных (т.е. в мышцах туловища) обменных процессов. Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление «мышечного корсета».
  3. Исправление имеющегося дефекта осанки.
  4. Формирование и закрепление правильной осанки.

Исправление нарушений осанки - процесс длительный, требующий строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Занятия ЛФК должны проводится систематически не реже двух -трех раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнениями корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях. Исправление дефектов осанки детей достигается с помощью специальных упражнений.

Например: крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и тазобедренные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.

Для выработки соответствующих правильной осанки мышечно-суставных ощущений используют тренировки у зеркала (зрительный самоконтроль).

Комплекс корригирующей гимнастики при нарушении осанки:

Сколиоз характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и его торсией (скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси).

По тяжести лечения сколиозы делятся на четыре степени. В нашей школе группах ЛФК занимаются дети с начальной степенью сколиоза и сколиоза первой степени.

ЛФК обеспечивает решение следующих задач.

  1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела. Укрепление «мышечного корсета».
  2. Стабилизация сколеотического процесса, а на ранних его стадиях - исправление в возможных пределах.
  3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
  4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма.
  5. Повышение неспецифических защитных сил организма.

Схема: построения занятия ЛФК при нарушениях осанки и сколиоза начальной степени.

Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления правильной осанки, дыхательные упражнения.

Основная часть: упражнения обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания мышечного корсета, корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающимися и дыхательными.

В конце основной части - подвижная игра.

Заключительная часть: ходьба, упражнения в координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной позы.

Физические упражнения. Рекомендуемые в занятиях ЛФК при сколиозах начальной степени и нарушениях осанки:

1 Упражнения для формирования и закрепления навыка проверки осанки.

а) И. п.стоя правильная осанка обеспечивается за счёт касания стен ягодичной областью икрами ног и пятками.

б) И. п. как в первом упражнении отойти от стены, сохранив правильную осанку.

в) И.п лёжа на спине, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижать к туловищу. приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и. п.

г) И. п. лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

д) Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями.

2. Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Для мышц спины.

а) И.п. лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей положенных одна на другую. Перевести руками пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.

б) И.п. лежа на животе руки под подбородок. Имитация плавания способом «брасс».

в) И.п. то же - поднять голову и плечи, руки в стороны сжимать и разжимать кисти рук.

г) И.п. то же - поочередное поднимание прямых ног не отрывая таз от пола.

д) И.п. то же - приподнимание обеих прямых ног и удержание до 10-15 счетов.

е) И.п. лежа на животе попарно мяч в согнутых руках перед собой - перекатывание его партнеру и ловя с сохранением приподнятого положения головы надплечий.

Для мышц брюшного пресса.

И.п. - для всех упражнений лежа на спине, поясница прижата к опоре.

Сгибание и разгибание ноги в коленом и тазобедренном суставах поочередно;

Согнуть обе ноги, разогнуть, вперед медленно опустить;

Велосипед;

Руки за головой поочередное поднимание прямых ног вперед.

Для боковых мышц туловища.

И.п. - лежа на правом боку, прямая правая рука -поднять вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу, тоже на другом боку.

Корригирующие упражнения.

  1. И.п. - лежа на животе подбородок на тыльной поверхности кистей (положение туловища прямое), выпрямить руки тянуться вперед в направлении рук головой, не поднимая подбородка и плеч.
  2. И.п.- то же - сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, ноги разогнуть в коленях, приподнять - «рыбка».
  3. И.п.- то же - руки вперед, ноги прямые приподнять несколько раз нагнуться - «лодочка».

Асимметричные

  1. Стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.
  2. И.п. лежа на животе, держась за рейку гимнастической стенки, приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.
  3. Ходьба по рейке гимнастической стенки с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

После заключительной части цитата из книги. Показ дополнительных упражнений при занятиях ЛФК для развития интереса.

Физическая культура, 1-4 класс

Аннотация к рабочим программам по физической культуре 1-4 классы

Настоящая рабочая программа по физической культуре для начальной школы создана на основе: программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы». Сборник под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуман. изд. «Владос», 2010 г.; учебного плана ГКС(К)ОУ «Введенская школа - интернат VIII вида». Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с обучающимися ОВЗ. Физическое воспитание рассматривает и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Цель - содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося, с учетом психофизических особенностей. Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных,подводящих и коррекционных упражнений. В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика (бег, прыжки, метание) лыжная подготовка (зимние игры), подвижные игры, для 4 класса - пионербол. В Рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

Физическая культура, 5-9 класс

Аннотация

Настоящая рабочая программа по физической культуре для начальной школы создана на основе: программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы». Сборник под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуман. изд. «Владос», 2010 г.; учебного плана ГКС(К)ОУ «Введенская школа - интернат VIII вида»

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна-ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво-енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола и физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Курс «Физическая культура» изучается в 5-9 классах из расчёта 3 часа в неделю. Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Курс обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоциональноценностного отношения к физической культуре; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли и формировании здорового образа жизни. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 5-9 классах 34 учебных недель. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 102 часа.

Использование нетрадиционных методов и нестандартного оборудования на занятиях ЛФК в коррекционной школе VIII вида.

Стафеева Т.М., учитель-валеолог

Красноисетская специальная коррекционная

Школа-интернат VIII вида.

Физическая культура в системе специального образования предполагает проведение уроков физкультуры – это главная составная часть всей системы физического воспитания учащихся, играющая базовую роль в коррекции недостатков двигательной сферы учащихся.

В специальных школах VIII вида около 70% школьников подвержены различным нарушениям опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, зрение). Нарушения и заболевания влияют не только на эстетическую сторону телосложения, но и влечёт за собой множество различных заболеваний. Для профилактики и коррекции нарушений, наряду с общими для всех уроками физкультуры, существует лечебная физическая культура (ЛФК), направлена на исправление грубых нарушений физического развития и моторики учащихся младших классов. Она включена в учебный план коррекционной школы в 1-4 классах по одному часу в неделю.

В группы ЛФК зачисляются дети, имеющие более грубые нарушения осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, нарушения координации движений и др.

Комплектование групп производится в начале учебного года, по классам, на основании заключения педиатра и школьного медицинского работника. С учениками 1 класса занятия проводятся по 20-25 минут, с учащимися остальных классов в соответствии с общим учебным планом (45минут). В особых сложных случаях проводятся индивидуальные занятия. На занятиях ЛФК используются общеразвивающие упражнения, корригирующая гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения, подвижные игры.

Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям. Интерес обеспечивается посильностью, привлекательностью и разнообразием упражнений.

Для создания положительного эмоционального настроя кабинет ЛФК оформлен соответствующими наглядными средствами обучения (памятками, плакатами о ЗОЖ, схемами и комплексами корригирующей и общеразвивающей гимнастики, гимнастики для глаз),

подобрана цветовая гамма голубого и бежевого цветов, т.к. цветовоздействие влияет на психику ребёнка (особенно ребёнка с ограниченными возможностями),

На занятиях используется ароматерапия, которая предусматривает активизацию обонятельных центров головного мозга. Аромат пихты и сосны – усиливает приток чистой энергии, помогает снять стресс, расслабиться; аромат мяты – оказывает стимулирующие воздействие на нервную систему, помогает при нервном возбуждении; аромат лимона – стимулирует умственную способность, помогает при нервном истощении, избавляет от головной боли.

Для гармоничного развитии ребёнка на занятиях используется прослушивание звуков природы: шелест листьев, журчание ручья, шум моря, звонкая трель птиц, звон колоколов.

С 2005 года в школе ведётся мониторинг здоровья учащихся по заболеваниям опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие), по зрению.

осанка

плоскостопие

зрение

сентябрь

сентябрь

сентябрь

20 12 -20 13

20 13 -20 14

20 14 -20 15

20 15 -20 16

По показателям за 2012-2013 учебные года прослеживается повышенный процент нарушения осанки, стопы, зрения. При работе по данной проблеме уже 2014-2015 году показатели нарушений повысились незначительно, а значит и рост заболеваемости снизился.

Данные медицинских осмотров фиксируются в «Паспорте здоровья». Паспорт заводится на каждого ученика и заполняется ежегодно в начале и конце учебного года с 1 по 9 класс. Результаты позволяют увидеть «западающие звенья» в здоровье детей, проследить динамику физического развития, наметить дальнейшую работу по исправлению, сохранению, укреплению здоровья.

Особое внимание уделяется работе по профилактике плоскостопия. Ведь подошва стопы – это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют, как можно чаще ходить босиком на природе. С этой целью в кабинете ЛФК создана «дорожка здоровья» из нестандартного оборудования, которая позволяет ребёнку почувствовать себя максимально приближенным к природе, пройти босиком «по дну озера», камешкам, по мягким подушечкам, по деревянным качалкам. Все виды оборудования изготовлены руками педагогов школы из подсобных и утилизированных материалов.

В «дорожку здоровья» входят следующие тренажёры:

1. Сенсорная дорожка - воздействует на рецепторы стопы, стимулирует внутренние органы, оказывает оздоровительный эффект.

2. Малый бассейн с водой – осуществляется закаливание.

3. Ребристый мостик – тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений.

4. Балансировочная дорожка – развивает координацию движений, вестибулярный аппарат, произвольное внимание.

5. Коврик из металлических пробок - воздействует на рецепторы стопы, развивает координацию движений.

6. Коврик из пластмассовых пробок - воздействует на рецепторы стопы.

7. Беговая дорожка - осуществляется закаливание.

8. Деревянные качалки (большие и маленькие) - развивает равновесие и координацию движений, воздействует на рецепторы стопы.

9. Набор тактильных шариков - воздействует на рецепторы стопы, оказывает оздоровительный эффект.

10. Дорожка-лесенка - развивает координацию движений, вестибулярный аппарат.

11. Деревянные палочки различной конфигурации – развивает тактильное восприятие.

Положительный результат занятий достигаться при тесной взаимосвязи между инструктором ЛФК и классными руководителями, воспитателями, медицинскими работниками, родителями.

Обучение на отделении валеологии позволило приобрести необходимые знания для решения поставленных задач в сфере охраны и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями.