Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Совместная деятельность педагогов и родителей в процессе проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Анастасия Рыкачева
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка . Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка , развития его «самости» . Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции , когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы» . Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив .

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития .

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры ) . Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы : действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей :

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие ;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр ;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры ;

*уметь организовывать начало игры ;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка , его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры , давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли , игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры . Если в это время ребенок наигрался от души , то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика .

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения . Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник . Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ» , 2005.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка? Игра - это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества. В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра. Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей, поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша, его склонности и интересы.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения.

На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей.

Игра - это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;

В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения - наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;

Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей.

Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий.

Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш - ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры.

Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой.

В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг - вот тогда и можно говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.

Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» - мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой, ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.

Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности, которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом с ребёнком, выясните его мотивы - возможно, именно ваше поведение стало причиной подобного исполнения ролей.

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.

И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры - это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.

Но самое главное - это инвентарь, предметы-помощники, которые превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома завалялись старые СССР-овские деньги - отдайте их ребёнку, пускай это будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».

Дидактические игры

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве.

Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок

с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.

Подвижные игры

Движение - это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте - он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

Все мы прекрасно знаем игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков. Пока играет музыка - дети танцуют вокруг стульев, но как только музыка останавливается - каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра, которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.

Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно победить хитростью.

Подвижные игры - это отличный способ отвлечь подвижного малыша от пакостей, или же раскрепостить тихоню.

Игрушки - основная ценность

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки - процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней.

Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи» и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами. У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

Кукольный дом

Мы привыкли, что с куклами возятся только наши дочери, но у сыночков тоже должны быть хотя бы 2 куклы, чтобы они могли играть с ними в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома, но в кукольном варианте - дом, мебель, посуда, одежда, хозяйственные и косметические принадлежности.

Конструкторы, пазлы

Если конструкторы и трансформеры больше удел мальчиков, то пазлы нравятся все

Постараемся определить роль игры в развитии ребёнка на примере конструкторов: мы можем заметить удивительные способности малыша из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое, до чего даже взрослый бы не додумался. Некоторые мальчишки способны часами сидеть над лего и конструировать замки, крепости, машины, а потом играть с ними, как с целым воображаемым миром. Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую моторику рук. А если вы купите не просто набор деталей, но ещё и с различными методами и способами их соединения, тогда вы увидите настоящее счастье в глазах ребёнка, потому что теперь у него есть больший простор для полета фантазии, возможность обучиться держать в руках ключ, работать с гайками.

А вот складывать пазлы любят даже взрослые, поскольку это очень увлекательное занятие, способное занять человека не на один час. Главное - подобрать интересную картинку, ведь малышу больше по душе складывать героев мультфильма, чем природу. Вы, как родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи - вот и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость, стремление, желание довести дело до конца. В итоге у родителей есть свободный час, а малыш развивается благодаря красивому пазлу. Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес, поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке, а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.

Развивающие игрушки

Для самых маленьких крох очень важны развивающие игрушки, поскольку игра, как средство развития навыков малыша ещё не может быть рассмотрена, ведь кроха вряд ли сможет в ней участвовать. Поэтому, детишек нужно развивать с помощью игрушек: музыкальных, ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно быть у вашей крохи.

Родительское собрание

Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

Форма проведения: круглый стол

Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс, психопрофилактическая работа с родителями.

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:

Дать родителям знания о значении игры в развитии и

воспитании ребенка;

Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре

в условиях семьи и детского сада;

Выслушать суждения родителей по проблеме,

помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Игра – приветствие «Цветные ладони»

Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой.

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

Игра – задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зелёного,

Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;

Рассказываю о своих играх в детстве;

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;

Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;

Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;

Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;

Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Если на вашем» столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Анализ результатов анкетирования

«Создание условий для игровой деятельности в семье» (приложение № 2)

По результатам анкетирования можно сказать, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитают просмотр мультфильмов и телепередач, подвижные игры. Родители покупают игрушки ребенку по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупать развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д., куклы или машинки. Дети бережно относятся к игрушкам. Сломанные игрушки чаще всего ремонтируются. Большинство детей дома могут в любое время, по желанию рисовать, лепить, им доступны бумага, пластилин, краски. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. У некоторых детей имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Детей с детства приучаем к труду. В основном все дети дома ухаживают за комнатными растениями и животными. Играет с ребёнком в основном мама, редко папа.

«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок». За правильный ответ команда получает фишку (показ презентации) .

Рефлексия

Прием «Выбери дистанцию»

Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.

Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку (Приложение 3) с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

III Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

Проект решения собрания:

1. Принимать активное участие в играх детей

2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.

3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.

4. Принимать активное участие в жизни детского сада.

5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.

Ход мероприятия

Звучит песня «Куда уходит детство».

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

Психологическая разминка «Улыбка»

Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

2 . Анализ результатов анкетирования (приложение 1)

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

3 .«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

4.«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.

Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это…»

Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д

Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

5. Игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза.Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей (приложение 6) .

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

6.Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия:

1. Впечатление от родительского собрания.

2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

приглашаем на «Круглый стол».

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много интересного узнаем.

Об играх и игрушках,

Наших славных

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

Воспитатели.

Приложение 3.

Памятка для родителей.

Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 4.

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

В этой статье:

Все мы когда-то были детьми и с упоением носились по улице, играя в догонялки, прятки или казаки-разбойники, строили магазины и обустраивали дома, распределив роли дочек и матерей. Чудесное время без всяких хлопот, кредитов, ипотечных взносов, безработицы и прочих неприятных моментов взрослой жизни.

Но пришла пора, мы сами стали родителями и теперь, наблюдая за играми своего ребенка (или детей), можем задаться вопросом: насколько такая простая вещь, как игра, влияет на ребенка и какое место она занимает в его развитии?

Давайте вместе порассуждаем на эту тему, а конкретнее о том, каким образом развиваются наши дети во время игры, причем подробно остановимся на ребятах дошкольного возраста.

В наше время границы семьи и дома раздвигаются до самых широких пределов. Огромный поток информации льется на нас и наших детей отовсюду: средства массовой информации, различные образовательные учреждения, литература, искусство, развлечения, наука. Нынешние дети разбираются в таких вещах, о которых еще 10-20 лет назад их сверстники и подумать не могли. Мы можем дать своим детям очень многое: от развивающих игрушек дома до поездок за границу в дальние страны. Все это соответствующим образом влияет на кругозор ребенка, формирование его мировоззрения и, безусловно, сказывается на его развитии.

Имея возможность заниматься самой разной деятельностью, наблюдая за жизнью взрослых, ребенок вольно или невольно копирует их и примеряет на себя впитанные им знания и впечатления.

В игре дети моделируют жизнь взрослых, отношения между ними, тем самым в организме ребенка включаются в работу психические процессы. Глядя на то, как играет ваш малыш, вы можете узнать себя со стороны, поэтому очень важно подавать самый положительный пример, который сыграет немалую роль в воспитании человека и формировании его как личности.

Виды игр и их значение

В дошкольном возрасте роль игр является первостепенной в развитии ребенка, поэтому их должно быть много. Те игры, что уже известны, дети дошкольного возраста с легкостью меняют, подстраивая правила под себя: усложняют или упрощают, привносят что-то своё, придумывают дополнения.

Игры бывают подвижные, дидактические, ролевые, конструктивные (строительные), и все они направлены на развитие творческих способностей ребенка, физическое совершенствование, обучение общаться с окружающими и действовать сообща в коллективе, а также на формирование познавательных процессов и нравственное развитие. Сюда же можно отнести игры с музыкальными инструментами и игрушками, а также игры, имитирующие театр.

Ролевые игры начинаются в раннем возрасте и копируют нас с вами, взрослых людей. Известные педагоги, занимающиеся исследованием игровой деятельности ребенка, считают, что ролевые игры занимают главное место в деятельности ребенка дошкольного возраста. Дети наблюдают, повторяют за взрослыми поведение в семье, быту, на работе и в целом во взаимодействии с окружающей средой.

Таким образом дети готовят себя к будущей взрослой жизни. Сюжетов для ролевых игр вокруг полным-полно: детский сад (воспитатель и воспитанники), больница (врач и пациент), дочки-матери (родитель и ребенок) и так далее.

Подвижные игры
сказываются прежде всего на физическом развитии ребенка. Укрепляют здоровье, способствуют развитию координации движений, ловкости. Такие игры любимы практически всеми малышами, у которых, как известно, внутри моторчик, требующий постоянного движения, беготни, прыжков и танцев. Роль подвижных игр сложно переоценить – без них невозможно представить полноценное счастливое детство любого ребенка.

Дидактические игры развивают память, внимание, самым положительным образом сказываются на развитии наблюдательности и мышления ребенка дошкольного возраста. Сюда относятся лото, красочные карточки с картинками и буквами, детское домино, пазлы.

Строительные
игры: пирамидки, кубики, конструкторы – направлены на развитие конструктивных способностей малыша. Они готовят детей к освоению ими трудовых навыков, развивают пространственное воображение и анализ-синтез (через умение собирать-разбирать).

Замечательно, если ваш ребенок будет проводить время, играя с музыкальными игрушками. Это могут быть металлофоны, колокольчики, детское пианино или гитара. Музыкальных предметов для детской игры огромное количество, и все они помогают малышу в развитии речи и слуха.

Играя в театр, который может быть пальчиковым, кукольным, настольным, дети получают возможность развить воображение, пополняют словарный запас, учатся взаимодействовать с окружающими и просто получают удовольствие от игры.

Разумеется, при выборе игрушек родители должны руководствоваться определенными требованиями.

Покупая игрушку, обратите внимание на производителя товара, материал, из которого игрушка изготовлена, ее внешний вид.
В последние годы российский рынок заполонили дешевые игрушки китайского производства, на которые, как говорится, без слез не взглянешь. Никаким эстетическим требованиям зеленые зайцы с кривыми носами и страшненькими глазами не соответствуют, а ведь это очень важно для формирования этетической личности ребенка. Кроме того, игрушка должна помогать в развитии и обязательно быть безопасной для здоровья. К этим вопросам нужно отнестись очень ответственно.

Помимо того,
что можно просто купить игрушку в магазине детских товаров, можно также приложить немного фантазии и сыграть свою роль в развитии ребенка.

Самое простое – поиграть на кухне. Пока мама готовит ужин для семьи, можно замечательно увлечь ребенка тем, что есть под рукой. К примеру, банальная яичная скорлупа (предварительно тщательно промытая) крошится на мелкие кусочки, а ребенок наклеивает их на пластилин или тонкий слой теста на бумаге, выкладывая узор, который потом можно раскрасить.

Кстати, о тесте. Лепить фигурки из него – сплошное удовольствие, а если приготовить соленое тесто и слепить из него фигурки, а затем высушить их в духовке – получатся прелестные статуэтки или панно.

Кроме того, крупы
– это отличный материал для игр, как и сухие макароны. Изготовление браслетов, рисование по мелким крупам, создание красивых и необычных аппликаций – отличный способ развить мелкую моторику ребенка, а также его творческие способности и воображение.

Для детей дошкольного возраста очень важными являются подвижные игры, как уже упоминалось выше. Запаситесь мячами, скакалками, сбивайте кегли, поиграйте на улице в городки – можно позвать в игру и других детей. Устройте веселое соревнование по прыжкам. При этом обязательно нужно следить за безопасностью детей.

Нередки случаи, когда дети разбивают коленки или лицо, потому что слишком быстро бежали, или наносят друг другу травмы игрушками, мячом или палкой. Организуйте подвижные игры так, чтобы дети веселились, двигались, но не
испытывали стресса, и чтобы игра не обернулась конфликтом.

Для ребенка дошкольного возраста очень важно, чтобы он умел играть разными игрушками. Не стоит категорично делить игрушки на «мальчуковые» и «девчачьи». Мальчик вполне может иметь дома пушистого мягкого зайца или забавного мишку, а девочка с удовольствием посадит своих кукол в грузовик и покатает их по комнате.

Таким образом, роль игры для ребенка дошкольного возраста имеет основополагающее значение. В процессе игры дети общаются, снимают стресс, учатся добиваться поставленных целей, взаимодействовать с коллективом и получают общее необходимое психическое и физическое развитие.

Не многие родители уделяют большое внимание воспитанию детей путем игры. Однако, малышам проще воспринимать информацию через игровую форму. Воспитание детей в игре позволяет увидеть склонности, интересы ребенка. В процессе можно попробовать на себе профессии, которые любопытны малышу. Забавляясь, развивается не только физическая активности, но и интеллектуальные навыки.

Роль игры в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети уделяют много времени забавляясь с игрушками. Взрослым очень важно выбирать качественные игрушки по возрасту, участвовать в сюжетно — ролевых играх, давать возможность выбора занятий. Современные родители воспитывают детей дошкольного возраста в игровой форме. В детских дошкольных учреждениях воспитатели все чаще обращаются за помощью к обучению через увлекательные задания.

Родителям необходимо организовывать уголки парикмахерской, кухни, строителей, пожарных и другое. Детям очень нравится пробовать “ взрослые профессии”:

  • исполняя роль врача в больнице, малыш развивает такие чувства как сострадание, желание помочь товарищу, умение выслушивать;
  • пожарники придают мальчикам уверенность в себе, учатся работать в команде;
  • любимая всеми девочками “ дочки — матери” несет в себе огромный потенциал для развития женственности. Подобные игры уже многотемные: куколку нужно покормить, погулять, отвести в сад, а маме сходить в магазин и выполнить другие важные домашние дела.

Благодаря играм, дети освобождаются от напряжения, страха, агрессии. Войдя в роль, маленький исследователь может “ понарошку” делать запрещенные в реальности вещи (делать укол, тушить пожар). Роль игрушек в детских играх безусловно велика. Психологи сделали вывод, что детям интересно играть не с готовой игрушкой, а с так называемыми “ заменителями”. Мальчишки во дворе часто “ стреляют” из палочек, веточки поменьше используются как шприц для укола, про коня — палку вообще можно не рассказывать. Таким образом развивается фантазия, умение занять себя и привлечь товарищей. Конечно, дома у девочек есть набор посуды и больницы, а мальчики “ работают” инструментами.


Детям необходимо организовать место и время для игр. Организуйте детский столик со стульчиком, за которым малыш сможет рисовать, лепить. Садовским детям допускается проводить время за развлечениями по вечерам после сада. Игра ребенка воспитывает в нем ответственность, ведь только самый чуткий врач или механик может понять, что болит у куклы или почему заглох трактор.

Выводить сына или дочь из игры не следует резко, грубо. Попробуйте подыграть и предложите малышу отвезти машины в гараж или уложить куклу в кроватку, чтобы отдохнули.Играя, дети повторяют увиденное в реальности. Не всегда содержание несет в себе положительную атмосферу, часто малыш переносит из жизни отрицательные моменты.

В дошкольном возрасте дети нуждаются в совместных играх. Взрослые направляют, подсказывают, задают наводящие вопросы. Важно не указывать как нужно себя вести в той или иной ситуации, а тактично направлять. Дошкольник так проявляет самостоятельность, заботу, творческое видение. Поиграйте с малышом в магазин, предложите ему расставить товар, поинтересуйтесь о наличии того или иного продукта.

Игра как средство воспитания и развития школьников.

Переступая порог школы, время первоклашки в основном занимает учеба. Тем не менее роль игры остается велика. Обучение развития дошкольников в игровой деятельности плавно переходит в школьное обучение. Школьникам младших классов проще усвоить материал, решить задачку в игровом изложении. Это позволяет решать психологические, умственные вопросы согласно возрасту.

С младшими школьниками лучше использовать ролевые занятия в обучении. Секрет заключается в том, что во время задания у ребенка развивается умственная активность, логическое мышление. Сюжетно — дидактические игры математического содержания позволят легко запомнить решения задачек. Выполняя определенный порядок школьники (в основном первоклашки) привыкают к:

  • дисциплине;
  • работе в команде;
  • взаимопомощи;
  • терпению;
  • умению выслушивать собеседника.

Занятия должны быть увлекательные, чтобы закрепление темы прошло быстрее и качественней.
Хочется отметить что для детей игровая форма обучение — увлекательное время провождения, но для педагогов — огромный труд. Учителю необходимо учитывать физические и умственные особенности каждого ученика. В процессе игрового обучения педагог выходит на дружеский уровень. Родителям не стоит бояться, что малыш потеряет уважение к учителю, наоборот, когда взрослый принимает участие в играх, его авторитет вырастает в глазах школьника.

Игры по возрастам.

Игры детям в возрасте от 3 до 4.

Игру “ Гуси — гуси” любят дети разного возраста, но именно в возрасте 3-4 года малыш познает коллективную игру. Происходит физическое развитие и развитие памяти. В начале выбирается водящий и “ волк”, остальные “ гуси” стоят лицом к “ волку”. “ Волку” необходимо поймать одного и более “ гусей”.

“ Подбери рифму” — здесь взрослый предлагает небольшое стихотворение без последнего слова, ребятам нужно его угадать. Например:
С длинной шеей великан,
Ростом он с подъёмный кран.
У него веселый нрав,
Потому что он – (Жираф).

“ Да или нет” . Правила таковы: ведущий задает вопрос и кидает мяч игроку. Участник, в свою очередь, должен немедленно ответить “ Да” или “ Нет”. Очень веселое времяпровождение среди сверстников. Играя в эту игру дети развивают внимательность и быстроту реакции.

Игры детям в возрасте от 4 до 5.

“ Быть воспитанным” — здесь развивается внимательность к произнесенным словам, закрепляется важность вежливых слов. В процессе взрослый спросит каждого участника принести что-либо, и его просьба должна быть удовлетворена при наличии слова “пожалуйста ”.

“ Мыши водят хоровод” . Между ребятами выбирают “ кота” и сажают его на стул (лавочку, пенек), чтоб поспал. “ Мыши” подходят потихоньку к “ коту” говоря: “ Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот. Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот — разобьет ваш хоровод”. В этот момент “ кот” начинает ловить детей. В этой игре развивается физическая активность, способность контролировать свои движения (тише, быстрее), память.

Домино, лото — отличное времяпровождения в кругу семьи, которое поможет развить внимательность и терпение.

Игры детям в возрасте от 5 до 6.

“ Слова” . Подойдет детям данного возраста. Здесь не нужно подготовки и дополнительных атрибутов. В нее можно играть по дороге в магазин, домой. Правила очень просты: каждый называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Например: мама говорит “ слон”, дите должен сказать слово, которое начинается с буквы “ н”.

Ролевая игра “ Магазин” в данном возрасте может усложняться. Вы можете приклеить ценники к товару, просить посчитать сдачу, взвесить конкретное количество продукта и прочее.

Поиграв в школу , дошкольник подготовится к новой жизни. Сначала родитель выступает в роли учителя, дает задания и проверяет их, хвалит и отпускает на перемены. Затем предложите ребенку быть учителем. Обязательно подыграйте малышу.

Можно понять, что любая игра доставляет детям радость. Позвольте развиваться малышу посредством игр, а еще лучше участвуйте в играх и направляйте подрастающую личность в правильное русло.