Более развито левое полушарие. Как развить правое и левое полушария мозга ребенка, взрослого? Упражнения для мозга для детей, школьников и взрослых. Самый простой способ развития

Все, что отличается от общепринятой нормы, привлекает внимание.

Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие — левой.

Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией , как почему-то считают некоторые люди.

Левый и правый мозги соединяются. Чтобы укрепить сети наших мозговых половин, существует несколько способов. Например, помимо прослушивания аналитических задач, прослушивающих музыку или идущих вверх и вниз во время обучения. Кинезиологические упражнения, такие как правый локоть, приводят к левому колену или кругу одной рукой на живот, а другой на короне. Выполните действия, направленные одновременно на обе половины мозга. . Удачи в сети и учебе!

В науке в настоящее время нет четких знаний о причинах инвалидности обучения. Чтобы проиллюстрировать это, необходима небольшая экскурсия в наш мозг. Левый мозг ответственен не только, но главным образом за рациональное мышление и аналитические и математические процессы. Сегодня это все еще неоспоримо, хотя исследования мозга гораздо более дифференцированы.

Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, — так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.

Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.

Вы ищете различные места обработки в процессах обучения в мозге. Они очень сложны и еще не привели к всеобъемлющей теории обучения. Поэтому может быть яснее оставаться с самым грубым известным и обеспеченным разделением или разделением труда мозга. Правильный мозг контролирует больше интуиции, творчества, символов и чувств и речевой мелодии. Эта половина мозга активируется метафорами, благодаря которым каждый человек может создавать свои собственные совпадающие изображения, символы, мелодии или запахи.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее. Образно говоря, левый и правый мозги постоянно конкурируют за половину обработки поступающей информации. Для обучения это наиболее эффективно, когда задействованы обе половины мозга. И это часто бывает не для детей с ограниченными возможностями обучения.

Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.

В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.

Как развивать мозг ребенка?

Как думают дети с дислексией и дискалькулиями. Мышление - это простое электричество, которое течет между нервными клетками. Когда одна половина мозга более взаимосвязана, чем другая, существует еще больший потенциал для напряжения, и эта половина мозга гораздо активнее обрабатывает информацию и, следовательно, в процессе обучения. Более взаимосвязанная половина мозга доступна в качестве входного потенциала. Этот дисбаланс называется «правильное или левое доминирование мозга».

В среде, ориентированной на средства массовой информации, кажется очевидным, что у дошкольников есть более правый сетевой ребенок через свой опыт и способы борьбы с ними. Левое полушарие характеризуется качествами, которые впервые становятся доступными для ребенка в процессе интеллектуального развития и созревания, таких как логика, систематика, анализ. Если в ребенке присутствует правое мозговое доминирование, проблема начинается. Потому что содержание начального образования сделано преимущественно для обработки в левом мозге.

Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.

У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ

Другими словами, можно было бы также сказать, что трудности с обучением возникают из-за того, что учебный материал в мозге ребенка прибывает в неправильное место и не может быть надлежащим образом обработан или закреплен там в соответствии с его или ее системой.

Значит, эти дети не менее умны. Им нужно предлагать контент только в соответствии с их конкретными возможностями обработки, чтобы в мозге возникали новые нейронные связи. На практике учебный контент должен быть подготовлен таким образом, чтобы его можно было понять с правой половиной мозга, так что левая половина мозга может постепенно включаться и в конечном итоге обрабатываться и храниться с левым мозгом.

Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез

Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.

С нашей интегративной концепцией обучения мы ориентируемся на функции правого мозга как ворота к новым знаниям. Правильный мозг не хочет ничего запоминать, кроме как понять все и понять систему. Мы помогаем детям всесторонне захватывать новое содержание - будь то правила орфографии, грамматика или логически конструктивные отношения в математике.

Текущие исследования функции мозга показывают, что два полушария головного мозга, связанные мозолистым корпусом, различаются по своей активности. Некоторые из этих исследований показывают, что два полушария функционируют в некоторой степени как два отдельных мозга и участвуют в поведении по-разному. Левое полушарие - это место языка и все те процессы, которые требуют линейного временного расположения; Аналитическое мышление и рациональные, а также когнитивные функции зависят от этой половины мозга.

Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.

Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Фактически, один ассоциируется с мышлением полушария левого полушария, логическими операциями, умением понимать смысл и содержание, аналитические и математические навыки, символическую деятельность и метонимию, а также значительную часть функций сознания. Левое полушарие имеет тенденцию делать различия; он сигнализирует о различиях, а не о сходствах.

Правое церебральное полушарие специализируется на процессах и порядках, которые не являются линейными, но пространственными: к ним относятся, например, геометрия, морфология, сходство, аналогия, понимание образов, одновременность, значимость, поэзия, форма, синтез, невербальные и тактильные функции, музыкальное сознание, художественного восприятия и бессознательного. Правое полушарие будет местом разнесения различий. Это место объединяющих, интегрирующих функций, а также гештальт-холистического восприятия.

Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость — результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Влияние биоданзы на правое полушарие головного мозга

Например, когда человек слушает музыку, формирует или танцует податливый материал. От такого распределения задач к задачам полушарий мозга можно сказать, что западная культура особенно способствовала развитию функций левого полушария. Совсем недавно предполагалось, что левое полушарие по своей природе является доминирующим. На самом деле это культурный феномен.

Прежде всего, Биоданза стимулирует правильное полушарие мозга, используя невербальный подход, который объединяет и стимулирует тактильную чувствительность и музыкальное восприятие. В результате компенсируется дисбаланс, вызванный культурой, которая способствует когнитивным, рациональным и аналитическим функциям в ущерб бессознательным, соединяющим и интегрирующим функциям.

Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
— капризности;
— негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
— энурезу;
— трудностям произношения;
— нелюбви к чтению;
— заиканию;
— задержке навыков рисования, двигательной пластики.

Тейлор «В одном выстреле» Как исследователь мозга обнаружил новые измерения сознания через ее удар. Бизнесмен отправил своих двух сыновей-близнецов в страну, чтобы оценить возможности его обувного бизнеса. Через некоторое время он получил письмо от каждого из своих детей.

Люди живут в сельской местности, где дороги немощены. Они пошли одинаково, но они видели разные вещи. Одни обнаруженные проблемы и другие возможности видели. Наш мозг разделен на два полушария. Каждое полушарие обрабатывает внешнюю информацию по-разному, но оба обладают независимыми личностями.

Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!

Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.

Он хранит теоретическую и числовую информацию и отвечает за структурирование, упорядочение и планирование. Он регулируется правилами, правилами, законами и пытается найти определенные качества и результаты во всем, что он делает. Между белым и черным он не может видеть серый цвет. Это полушарие, которое рассматривает только количественное и материальное измерение вещей.

Это полушарие воспринимает сигналы, знаки, метафоры и скрытые значения вещей. Это приводит нас непосредственно к эмоциональному и духовному измерению состояния человека, позволяя нам ощущать несущественную часть вещей. Наиболее оригинальные и упрямы, чем левое полушарие, правые нарушают социальные нормы, по-прежнему не обращая внимания на руководящие принципы в то время как сопереживание, сострадание и умение общаться невербально невероятно умелые. Развивайте воображение, инновации, интуитивное и творческое мышление.

Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга. И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.

Озарение – всегда есть результат творчества правого полушария

Неврологи подтверждают, что оба полушария взаимодействуют в одно и то же время, что они дополняют друг друга и что ни одна из них не имеет большей значимости, чем другая. В настоящее время подавляющее большинство из нас тиранизируется левым полушарием. Мы продолжаем думать, что логическое и рациональное мышление более важно и превосходит воображение, интуицию и творчество.

Подобно тому, как способность человека рассуждать отмечена от рождения, творческое мышление - это еще одна форма выражения, присущая человеческому состоянию. И так смело мы должны слушать наш ум, чтобы слушать наше сердце. Наш мозг разделен на два полушария, справа и слева. Каждая из этих половин имеет свою собственную форму знания, свой собственный способ восприятия внешней реальности; мы могли бы даже посмеяться сказать, что у них есть своя индивидуальность, обе половины дополняют друг друга. В некотором смысле, у каждого из нас есть два ума, соединенных и интегрированных с помощью кабеля нервного волокна, который соединяется с полушариями головного мозга.

Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически — так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.

Что нам дает правое полушарие

Никакое полушарие не является более важным, чем другое. Традиционно левое полушарие связано с областью, которая обрабатывает вербальные, логические и последовательные формы. Со своей стороны, правое полушарие более интуитивное, менее рациональное, глобальное, творческое и более способное с пространственными отношениями и одновременная обработка информации.

Чтобы выполнить любую задачу, нам нужно использовать оба полушария, особенно если это сложная задача. Баланс возникает в результате согласования полярностей и не основан на попытке устранить один из них. Нервная система связана с мозгом через кросс-соединение: правое полушарие контролирует левую часть тела, а левое полушарие контролирует правую часть тела. Если травма страдает с левой стороны мозга, наиболее пострадавшей частью тела будет правильная сторона. Если, с другой стороны, поражение страдает с правой стороны мозга, то часть тела, наиболее пострадавшего, будет левым.

Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.

Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.

Его можно назвать церебральной латеральностью к последствию распределения функций, которое устанавливается между двумя полушариями головного мозга. Предпочтительное использование одной или другой части тела для действия или ответа на определенные раздражители зависит от этого распределения функций между двумя полушариями головного мозга.

Хиропрактика и церебральная латеральность

Обычно бывает так, что у многих людей есть симптомы или боль всегда на одной стороне тела. Это происходит, когда на противоположной стороне мозга происходит гиперактивность. Например, чрезмерная стимуляция в правом полушарии головного мозга вызывает главным образом симптомы боли и дискомфорта в левой части тела. В этой ситуации удобно стимулировать левое полушарие мозга. С помощью позвоночных корректировок можно устранить нервные вмешательства и позволить электрическим импульсам Нервной системы достичь левого полушария головного мозга, чтобы активировать его, тем самым умиротворяя баланс двух полярностей.

В этой части статьи мы рассмотрим, как можно сделать так, чтобы ваши полушария головного мозга работали гармонично, а вы, благодаря этому смогли подняться на новый уровень развития. Если вы читали , то, наверняка, проверили с помощью данных там тестов, насколько же сбалансирована работа полушарий мозга у вас.

Так что вас уже не надо агитировать, насколько важно развивать правое полушарие (ибо левое у нас развивается априори). Однако я все-таки скажу еще несколько слов, поскольку считаю эту тему очень важной.

Что нам дает
правое полушарие

Есть два мощных результата, которые может подарить нам правое полушарие, – развить наши творческие способности и интуицию . Наверняка, не найдется ни одного человека, который не хотел бы иметь эти качества.

Как ни странно, один из самых распространенных мифов современности состоит в том, что не каждый человек способен творить. Утверждают, что лишь немногие люди обладают талантом. На самом деле, в каждом человеке есть какой-то скрытый талант. Каждый из нас способен на творчество. Но это качество надо развивать, вернее, надо развивать соответствующее полушарие головного мозга.

Следующий важный дар правого полушария – воображение . Сколько раз я убеждалась, что многие современные люди . Оказывается, таких людей можно только пожалеть. Они действительно не могут мечтать, ибо у них данное полушарие совершенно не развито. Есть такая печальная статистика – у 95% людей задействовано лишь одна часть мозга, что связана с обработкой вербальной информации.

Роль правого полушария не сводится только к чистому творчеству. Развитие этого полушария значительно повышает эффективность любого дела. У человека открываются огромные возможности по решению любых проблем.

Левое полушарие способно провести анализ любой проблемы, выделить ее ключевые моменты и составляющие.

А правое полушарие способно охватить проблему целиком, выдвинуть варианты ее решения и очень быстро провести их анализ. В результате может появиться нестандартное, но .

Озарение – всегда есть
результат творчества правого полушария.

Свой мозг
надо развивать

Известный психоаналитик Мэрили Зденек долгое время занимается развитием творческих способностей. Но в начале она не верила, что с помощью простых и на первый взгляд несерьезных упражнений человек может существенно повысить эффективность своей работы.

Свой путь в данном направлении она начала с того, что просто из любопытства решила проверить эти слухи. Когда же она с удивлением увидела результат, то уже вплотную занялась данной темой. Сейчас она президент компании “Right Brain Resources“, что специализируется на разработке программ, связанных с развитием личности. Так что, эффективность этих методов доказана на самом высоком уровне.

Однако в своих занятиях не стоит перегибать палку. Не стоит развивать правое полушария ради самого процесса развития. Основная цель должна быть в том, чтобы оба полушария головного мозга могли бы работать гармонично. Именно баланс обеспечивает эффективность любой деятельности.

Существует масса специальных упражнений, с помощью которых любой человек может развить у себя правое полушарие и открыть новые возможности, что пока что у него сокрыты. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Упражнения для развития
полушарий головного мозга

Общее число упражнений, которые способствуют развитию нашего правого полушария, подсчитать трудно. Их очень много, точно также как много разнообразных физических упражнений. И хотя большинство спортивных упражнений чем-то подобны друг другу (т.к. взяты из курса традиционной йоги), они могут сильно отличаться по технике и темпу исполнения. Могут использовать дополнительные приспособления и т.п.

Каждое из этих упражнений чрезвычайно эффективно. Выбирайте просто те из них, что вам больше всего нравятся и более гармонично вписываются в вашу жизнь. Как всегда, повторюсь, что не столь важно, что вы выберете. Более важно – заниматься этим регулярно и систематически (как и при укреплении своего тела). Все мы знаем, что мышцы без нагрузки быстро слабеют и атрофируются. Точно так же, если их не использовать, ослабевают и способности вашего мозга.

1. Самый простой
способ развития

Самый простой способ развить какое-то полушарие головного мозга – загрузить его работой , т.е. лучше всего заняться тем, на что ориентировано именно это полушарие.

Например, если вы хотите развить у себя логику, решайте побольше задач. Для тренировки ума надо разгадывать кроссворды. А хотите развить у себя воображение, то вам прямая дорога в музей (или займитесь рисованием).

Следующий безотказный способ , что развивает полушария мозга, – тело. Через тело можно воздействовать на мозг.

Суть проста. Организуйте свою деятельность так, чтобы максимально задействовать ту или иную сторону тела (в зависимости от того, какое полушарие вы хотите развивать). Так, для развития правого полушария больше внимания необходимо уделить левой части тела, для развития левого полушарий – правой.

Поэтому для развития правого полушария можно, например, писать или прыгать на левой ноге. Те же товарищи, что ленятся писать, могут поступить еще проще. Просто начните управлять мышкой компьютера левой рукой. Все эти действия прекрасно тренируют мозг.

2. Увеличиваем
осознанность действий

Лучший инструмент для развития мозга – руки. Когда человек осознанно действует двумя руками, он гармонично развивает оба свои полушария. Поэтому ребенок, который занимается музыкой, обязательно будет параллельно развивать у себя другие творческие способности. И он будет талантлив в разных направлениях.

Но можно обойтись и без рояля, а просто придумать массу упражнений, в которых будут задействованы обе руки . В качестве примера приведу три забавных упражнения. Они очень просты, но требуют четкости выполнения. Четкость здесь очень важна. Поэтому сначала медленно ее отработайте. А потом уже постарайтесь ускорить ритм выполнения. Вот тогда сразу поймете, что даже такое простое движение не так уж просто сделать.

  1. Ухо-нос . Одновременно левой рукой коснитесь кончика носа, а правой дотроньтесь левого уха. Так же одновременно отнимите руки и хлопните в ладоши. Быстро поменяйте положение рук.
  2. Зеркальное рисование . Возьмите по карандашу в каждую руку и одновременно начните рисовать обеими руками буквы, что имеют зеркально-симметричный вид. Особое внимание обратите на то, что изображения должны быть именно зеркальными.
  3. Колечко . Поочередно с большим пальцем соединяем в кольцо другие пальцы руки. Делаем это очень быстро и одновременно двумя руками. Можно начать с отработки каждой рукой отдельно. А потом уже перейдите к одновременной работе двумя руками. В самом конце добавьте небольшую скороговорку, произнося одно слово при смене пальцев.

3. Развиваем
внимание

Напоследок, приведу пару более сложных упражнений. Они требуют не только осознанности, но и четко направленного внимания. Попробуйте их выполнить и увидите, что сделать это не так уж просто.

  1. Светофор . Для работы я этим упражнением скачайте картинку по этой ссылке . Ваша задача – как можно быстрее произнести вслух название цвета букв слов, что написаны на этой картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета их букв. При этом работают оба полушария. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет.
  2. Скорая помощь . Замечательное упражнение НЛП, что не только развивает мышление и внимание, но и снимает эмоциональное напряжение, а также улучшает работоспособность.
    Работаем с картинкой, где написаны буквы алфавита. Под каждой буквой есть одна из трех пометок: Л, П, В. Пометки указывают на движение рук

    Напомню, что направление вращения указывает на то, какое полушарие у человека более развито. Вращение по часовой стрелке означает, что у вас работает левое полушарие мозга, против часовой стрелки – правое полушарие.

    Если полушария головного мозга у человека развиты гармонично, он легко меняет направление вращения. На этой картинке это выглядит как настоящий танец.

    Так что протестируйте себя еще раз и упражняйтесь хотя бы с помощью приведенных выше пяти упражнений. Поверьте мне, что эффект от таких занятий вы получите впечатляющий.