Три жизни императорской яхты «Штандарт. Императорская яхта "штандарт" - история в фотографиях

С него сняли последнее оборудование, якоря и три буквы его последнего имени. Испытания нового ракетного оружия прошли успешно. То, что осталось от корабля, отправили на металлолом. Участвовавшие в этих испытаниях и не подозревали, что расстреливали один из самых красивых когда-то кораблей российского флота…

«Где бы ни швартовался “Штандарт” — на Балтике или у крымских скал — он был образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер, оснащенный паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно. Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на черном фоне, устремленный вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера. Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты, затеняющие от солнца плетеные столы и стулья. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем. Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты, на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников». Так описывал императорскую яхту «Штандарт» американский писатель Роберт Мэсс в книге «Николай и Александра», посвященной последнему российскому императору и его семье.

Первого октября 1893 года вечерние газеты Санкт-Петербурга сообщили, что в Копенгагене на судостроительной верфи «Бурмейстер и Вайн» в присутствии прибывших на яхте «Полярная звезда» императора Александра III, императрицы Марии Федоровны и цесаревича Николая была заложена новая императорская яхта, «способная отвечать задачам поддержания престижа России и величия императорского дома на международной арене». Через два с небольшим года, 26 февраля 1895 года в 2 часа 15 минут, яхта «Штандарт» «невзирая на лед, замечательно плавно сошла на воду». Но Александр III не смог увидеть сей торжественный момент, так как за четыре месяца до этого скончался, и все прелести нового корабля в полной мере оценил его сын, Николай II.

Новый корабль был четвертым в составе российского флота, носившим это имя. Первым был всем известный фрегат времен Петра I. Второй — 60-пушечный фрегат «Штандарт», участвовавший в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, — построили в 1824 году в Херсоне.

Для императора Александра II 9 июня 1857 года во Франции заложили двухмачтовую колесную яхту «Александра», переименованную в ходе строительства в «Штандарт» и ставшую третьей в этом списке. При водоизмещении 895 тонн и мощности машин 400 л.с. она имела длину 70,4 метра. Оригинальное носовое украшение яхты состояло из овального щита с царской короной по центру и идущих от него вдоль бортов рельефных изображений двух развевающихся императорских штандартов.

Имя яхты — «Штандарт» — имело особое значение, так как штандартом называется флаг главы государства, вывешиваемый над местом, где он пребывает. Это подчеркивало величие и могущество монархов. В конце XIX - начале XX века штандарт, изготовленный из золотистого шелка с изображением черного двуглавого орла и морских географических карт, поднимали на яхте, когда на ней находился император.


Императорская яхта "Штандарт". Художник И.А.Всеволожский. 1907 г.

При длине 128 метров и ширине 15,4 метра водоизмещение новой яхты в нормальном грузу составляло 5400 тонн. Паровая машина позволяла развивать скорость хода 22 узла. Для «салютации» на верхней палубе имелись восемь 47-миллиметровых пушек Гочкиса с никелированными для красоты стволами. «Штандарт» имел три палубы: верхнюю, царскую и жилую.

На просторной верхней палубе, покрытой досками белоснежного американского тиса, вместо фальшборта установили поручни из медных стоек с деревянным планширем. На него во время качки для безопасности пассажиров надевали мелкую сетку из линя. На верхнюю палубу вели четыре трапа: два носовых (служебных) и два кормовых (парадных), причем правый кормовой считался царским.

Командный мостик находился на верхней палубе позади фок-мачты, непосредственно над рубкой с электрическим машинным телеграфом. В рубке также располагались каюта для ведения вахтенного журнала при стоянке «Штандарта» на якоре и походная каюта (кабинет и спальня) его командира. На командном мостике размещалась ходовая рубка, в состав которой входили штурманское отделение и штурвальная рубка.

Выше на легком ажурном мостике, рядом со штурвалом, связанным с главным штурвалом в штурманской рубке, обычно находился вахтенный начальник. В рубке, кроме электрического и механического машинных телеграфов, находились телефоны судовой связи и аппарат для подводного улавливания маячных сигналов. Все рубки командного мостика были построены из темного красного дерева.


"Свидание в Свинемюнде". Кайзер Вильгельм II и император Николай II на палубе яхты "Штандарт". Июль 1907 г.

За надстройкой командного поста на верхней палубе шли котельные кожухи и основания двух корабельных дымовых труб. Вдоль бортов, напротив кожухов, размещались сетки для матросских коек. Между трубами, при одном из кожухов, были обустроены камбуз для команды, офицерская кухня, помещение для хранения хлеба и радиопост. Вокруг труб размещались вентиляционные раструбы котельного и машинного отделений яхты. Сразу же за грот-мачтой на верхней палубе находился световой люк машинного отделения. Его зеркальные стекла предохранялись от возможных ударов прочными никелированными решетками.

В кормовой части верхней палубы, на шканцах, традиционно для императорских яхт располагалась большая рубка (царская зала-столовая), в которой могли разместиться 75 гостей. При входе в нее, на поперечной переборке, висело большое зеркало с жардиньерками для цветов. В нем отражалась вся зала протяженностью 25 м, шириной 5 м и высотой 4 м, с большим обеденным столом и проходящей через столовую бизань-мачтой, на которой были укреплены электрические часы и большой образ Святого Великомученика Георгия Победоносца.

В конце залы-столовой стояло пианино, а у стен, облицованных белым кленом и голубым линолеумом, располагались диваны. Тяжелые, массивные стулья, расставленные вокруг обеденного стола, были обиты синей тисненой шагреневой кожей. Во всю длину залы проходил световой люк, который вместе с боковыми окнами обеспечивал равномерное естественное освещение столовой в дневное время. Вечером помещение освещалось тремя большими хрустальными люстрами и настенными бра. Крыша залы служила прогулочной площадкой («променад-деком») и имела поручни. Рядом с царской столовой на палубе стояли легкие плетеные кресла для отдыха на свежем воздухе. Зала-столовая заканчивалась на юте навесом, под которым были установлены диваны и плетеные кресла.

От салона залы-столовой на верхней палубе трап вел вниз, на царскую палубу, в прихожую гостиной и приемного кабинета Николая II. Из кабинета императора и салона открывался отличный вид на всю палубу до самого бака.

Царская палуба начиналась от носовой части яхты, где размещались брашпильное отделение, изолированная каюта с астрономическими часами, офицерские каюты, каюты старшего врача, минного офицера, судовых чиновников, капельмейстера оркестра Гвардейского экипажа, священника, двойная каюта старшего офицера яхты, каюты младших офицеров и механиков, вахтенных начальников, штурмана и ревизора. Между жилыми каютами располагалась офицерская кают-компания со световым люком, за ней находилось котельное отделение.

По одну сторону котельных кожухов размещались каюты для низших чинов императорского Двора, а за ними — каюты флаг-офицера при флаг-капитане, две каюты (с ванной) флаг-капитана и каюта командира «Штандарта».

По другую сторону кожухов находились каюты гофмаршала, лейб-медика, дежурного флигель-адъютанта и министра Двора. Здесь же, при одном из котельных кожухов, располагался царский камбуз с электрожаровней и помещением для хранения продуктов. За котельным отделением следовало машинное отделение с люком для связи с верхней палубой. Вокруг люка было свободное пространство, в котором в холодное и дождливое время устраивали гостиную для царских особ.

Далее на главной палубе яхты располагались собственно царские апартаменты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной. На этой же палубе находились столовая, салон, каюты великих князей.

Великие княжны, цесаревич Алексей и офицеры яхты "Штандарт"

В вестибюле царских апартаментов, отделанном красным деревом, находилась походная церковь с иконостасом из светлого дуба, с богатой серебряной утварью и судовой иконой «Хождение по водам Христа Спасителя». Это был подарок императрицы Александры Федоровны команде «Штандарта».

Яхта «Штандарт» достойно представляла Россию при многочисленных дипломатических визитах. На ее палубу поднимались первые лица ведущих европейских держав. Не забывал Николай II и об отдыхе, путешествуя на любимой яхте по Балтийскому морю, особенно часто посещая финляндские шхеры.

Вахтенным начальником на яхте в 1906 году стал лейтенант Н. В. Саблин, прошедший всю русско-японскую войну: бои с японским флотом сначала на миноносце «Разящий», затем на броненосце «Ретвизан», бои на сухопутном фронте, ранение, позорную сдачу Порт-Артура и, наконец, год в японском плену.

Николай Васильевич прослужил на «Штандарте» десять лет. Десять лет он общался со своим венценосным тезкой, его милыми детьми и оставил интереснейшие воспоминания «Десять лет на “Штандарте”», которые через 70 лет были опубликованы в России, за что благодарить надо заместителя директора РГАВМФ М. Е. Малевинскую.

Саблин писал: «Мореходные качества корабля, вполне океанского, были действительно великолепны. Килевая качка в носовой части, где она ощущалась больше, чем на корме, была приятна и покойна, и судно не испытывало столь обыкновенных жестоких ударов встречных волн».

Офицеры яхты "Штандарт". Командир "Штандарта" капитан 1 ранга И.И.Чагин (в центре), Н.В.Саблин - четвертый слева. 1907 г.

Саблин как опытный морской офицер был чрезвычайно наблюдателен. В его воспоминаниях много интересных подробностей, характеристик. В 1907 году «Штандарт» отправился в Свинемюнде. Николай решил «отдать визит императору за свидание в Бьерке в 1905 году». Вот интересное наблюдение, сделанное Саблиным во время этого визита: «Вечером у нас состоялся большой обед с командирами со всех судов германской эскадры. Полный парад. Вильгельм произнес опять трескучую речь, на что он был такой мастер. Говорил он очень быстро и на отличном plattdeutsch (нижненемецкий диалект. - Л. А.), так что мы ничего не поняли. Вообще же он больше произносил свои речи по-английски. Не владея от рождения правой рукой, Вильгельм с трудом управлялся с вилками и ножами, поэтому его всегда сопровождал лакей с футляром столового прибора, причем вилки имели особое устройство — одну сторону из заостренной стали, как нож, так что таким прибором можно было и резать, и брать пищу. Кайзер очень ловко действовал левой рукой, разрезал и ел одной и той же вилкой. А лакей менял их в соответствии с подаваемыми яствами. После обедов кайзер всегда давал руку нашему гоф-фурьеру Ферапонтьеву, очень демократично этим благодаря за услуги. В общем, Вильгельм был всегда дружески расположен к государю и даже как бы заискивающе. Но в то же время замечалось его чувство превосходства над нашим скромным и бесконечно добрым государем».


Салон императорской яхты "Штандарт". Царская зала-столовая. Справа - бизань-мачта

В 1907 году в Гангеудских шхерах «Штандарт» сел на мель, не отмеченную ни на одной карте. Только что сменившийся Саблин «вне себя» выскочил наверх в одном сапоге. «Их величества и дети не выражали ни малейшего испуга». Водолазы осмотрели днище и, кроме вмятины и немного разошедшихся листов на стыках обшивки, никаких пробоин не нашли. К счастью, яхту удалось вскоре снять с рифа. Командира «Штандарта» И. И. Чагина оправдали, а в 1912 году он застрелился. Писатель В.Пикуль, известный, кроме всего прочего, и весьма вольным обращением с историческими фактами, так описал эти события: «За посадку “Штандарта” на рифы Чагина судили заодно с Костей Ниловым. Их выручил финский лоцман, доказавший на суде, что риф (острый, как иголка) известен только старым рыбакам, а на картах он не отмечен. Чагин был оправдан. Но он не вынес того, что под палубой его “Штандарта” размещалась подпольная типография, жарившая “Долой царя!” прямо на корабельных бланках. Свидетель пишет, что Чагин “зарядил винтовку и, налив ее водою для верности, выстрелил себе в рот. Голова разлетелась вдребезги, оставив на стене брызги мозгов и крови. На панихиде гроб был покрыт Андреевским флагом, а на подушке — вместо головы! — лежал носовой платок. Факты, обнаруженные следствием, держались в строгом секрете”. “Штандарт” имел свои особые тайны...». Человек, которого В.Пикуль запросто называет Костей Ниловым, был адмиралом и флаг-капитаном Николая II. В 1907 году ему исполнился 51 год. Саблин, разумеется, не упоминает о подпольной типографии, которой, понятное дело, на «Штандарте» не было. Он пишет: «Произведенное властями следствие выяснило, что причины самоубийства оказались сугубо личного характера». Добавим, что адмирал К.Нилов был большим любителем спиртных напитков.


Паровая машина яхты "Штандарт"

В 1917 году «Штандарт» стоял у одной из пристаней Петроградского военного порта. Он уже был «бывшей» императорской яхтой и в середине июля ушел в Гельсингфорс. Там он оказался в числе тех кораблей, которые по Брестскому миру должны были покинуть финляндские порты, причем предусматривалось, что пока лед не позволяет осуществить переход, на кораблях должны оставаться лишь «незначительные команды». Это позволило бы немцам легко захватить все корабли. Но благодаря мужеству и честности контр-адмирала А. М. Щастного 12 марта начался знаменитый Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. «Штандарт» в составе третьего отряда по каналу, пробитому ледоколами, самостоятельно дошел до Кронштадта. Там его вывели в резерв и вскоре поставили на долговременное хранение в Военную гавань Кронштадта. Незадолго до этого по требованию матросов «Штандарт» переименовали в «18 марта» в честь первого дня Парижской коммуны, а Щастного за спасение кораблей Балтийского флота большевики отблагодарили… расстрелом.

Наступило время грабить награбленное.


Яхта "Штандарт" в Ялте

В 1999 году в Москве мне довелось побывать в гостях у одного известного морского офицера, служившего в послевоенные годы на Балтике. Его отец тоже был моряком и, кроме того, библиофилом. В квартире было много старинных вещей, а в горке середины XIX века блестела хрустальная посуда. Хозяин рассказывал о своей службе и, разумеется, предложил выпить по рюмке водки. «Пить будем, — с ложной скромностью сказал он, — из рюмок с яхты “Штандарт”». Он открыл горку и достал две рюмки с монограммой Николая II. Там были еще какие-то бокалы, стаканы… Но водку мы пили из обычных граненых стопок емкостью 80 граммов. Сколько антиквариата разошлось тогда по рукам матросов! А еще больше было просто уничтожено…

В 1927 году наконец вспомнили о яхте «Штандарт». Началось долгое обсуждение вариантов ее использования. В итоге решили «Оставить корабль в резерве ВМС и признать более целесообразным переделать его в минный заградитель». Проектирование переоборудования поручили Кронштадтскому военному порту, и 31 октября 1931 года флагман 1 ранга В. М. Орлов утвердил четвертый вариант проекта, который все равно подвергся значительным изменениям. Выполнение переоборудования «Штандарта», в 1934 году получившего новое имя — «Марти», поручили Ленинградскому судостроительному заводу им. Марти. И завод, и корабль были названы в память французского коммуниста Андре Марти.


Великая княжна Ольга на палубе яхты "Штандарт". Финские шхеры. 1907 г.


Великая княжна Татьяна на палубе яхты "Штандарт". Финские шхеры. 1907 г.


Великая княжна Мария на палубе яхты "Штандарт". Финские шхеры. 1907 г.


Великая княжна Анастасия на палубе яхты "Штандарт". Финские шхеры. 1907 г.

25 декабря 1936 года новый минзаг вошел в состав Балтийского флота. «Марти» активно участвовал в минных постановках в годы Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В октябре 1941-го благополучно доставил в Кронштадт 2029 защитников ВМБ Ханко и 60 орудий. И это при том, что на пути к полуострову в правом параване «Марти» взорвалась мина. От сотрясения три котла дали течь, и вышли из строя все грузоподъемные средства правого борта. В рубке сорвало штурвал, и некоторое время, пока рулевой матрос не принял управление на запасном посту, корабль двигался без управления. Но, несмотря на серьезные повреждения, корабль под командованием капитана 1 ранга Н. И. Мещерского выполнил боевое задание. За время перехода в Кронштадт «Марти» десять раз уклонялся от плавающих мин, пять раз мины взрывались прямо по носу в тралах лидирующего тральщика. В блокадную зиму 1941-1942 годов минзаг, как и все корабли, оставшиеся в Ленинграде, вел контрбатарейную борьбу с германской артиллерией. Отражая атаки вражеской авиации, комендоры «Марти» сбили шесть самолетов противника.

В 1948 году Андре Марти выступил с резкой критикой в адрес ВКП(б) и лично И. В. Сталина. Реакция последовала незамедлительно: француза объявили антисоветчиком, и его имя оказалось под запретом. Минный заградитель «Марти» переименовали в «Оку».

В конце 1950-х корабль вывели из боевого состава флота и переоборудовали в плавучую казарму. А когда пришло время списать легендарный корабль, его решили использовать в качестве мишени для первых испытательных стрельб нового ракетного оружия. С бывшего «Штандарта» сняли последнее оборудование, якоря и три буквы его последнего имени. Испытания прошли успешно — то, что осталось от корабля, отправили на металлолом.

Участвовавшие в этих испытаниях и не подозревали, что расстреливали один из самых красивых когда-то кораблей российского флота, бывшего при всем неоднозначном отношении к его венценосному пассажиру символом России, его «Штандартом».


Сверху вниз: Императорская яхта "Штандарт". Эскиз парусного вооружения. В носовой оконечности яхты - втягивающийся в клюз якорь Холла (проектный вариант). Минный заградитель "Марти". Вид сбоку (по отчетным чертежам Ленинградского судостроительного заво


Удивительную историю этого корабля раскопал историк Г.И. Зуев. Оказывается, ветеран флота во многом разделил судьбу своей страны и времени. За 65 лет морской службы корабль, которому бы, казалось, судьбой было предначертано развлекать императорскую семью и их гостей, героически сражался в трех войнах, был участником великих исторических событий. Да, его палуба и роскошные салоны видели монархов и известных государственных деятелей. Но корабль пережил и унизительный период забвения, а затем вновь возродился, чтобы служить Балтийскому флоту и защищать Отечество. Ему дважды вручались гвардейские знамена, и его трижды переименовывали.

Началась же его история с того, что 27 сентября 1893 года петербургские газеты опубликовали телеграмму из Копенгагена, извещающую жителей столицы о том, что «государь император сего числа повелеть соизволил строящийся здесь пароход числить императорской яхтою. Закладку корабля назначить в пятницу, 1 октября...» В этот же день временно-управляющий Морским министерством генерал-адъютант А.Кремер издал приказ по морскому ведомству № 123, оповещавший о решении императора Александра III «строящийся в Копенгагене пароход наименовать императорской яхтою "Штандарт"». А 27 ноября особым распоряжением генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича яхту включили в список судов 1-го ранга 5-то флотского экипажа.

Хотя строительство шло без задержек, на торжественном спуске на воду флагмана эскадры императорских яхт присутствовал уже новый российский монарх — Николай II, по повелению которого адмирал Ф.В. Дубасов телеграфировал из Копенгагена в Петербург: «Сегодня, 26 февраля 1894 года, в 2 ч 15 минут императорская яхта "Штандарт", невзирая на лед, замечательно плавно сошла на воду... на спуске присутствовали датский наследный принц, принцесса и члены королевской семьи».

Названная в честь первого русского корабля на Балтике — петровского 28-пушечного фрегата, построенного на Олонецкой верфи, императорская яхта «Штандарт» стала четвертым по счету российским кораблем, носящим это имя.

Это было хорошее для своего времени судно, имевшее водоизмещение 5400 т, при длине 128 м. Условиями контракта с заводом-строителем предусматривалась установка на «Штандарте» двух главных паровых машин тройного расширения, которые на приемных испытаниях развили мощность в 12 000 л. с. при наибольшей частоте вращения 90 об/мин. Скорость яхты достигла на приемных испытаниях 22 узлов, а экономический ход корабля составлял 14 узлов при задействованных 12 котлах из 24. А запасы угля в 680 т обеспечивали дальность плавания корабля экономическим ходом около 1400 миль.

Интересно, что на палубе «Штандарта» были установлены четыре 47-мм орудия. Правда, предназначались они, в основном, для торжественных салютов, а не для обороны корабля.
Борта императорской яхты были тщательно покрыты черным каретным лаком, а чуть выше ватерлинии была проведена золотая полоса. Судовые помещения тщательно отделали ценными породами дерева, щедро украсили золоченой бронзой и разноцветной тисненой кожей. Центром корабля являлись императорские покои — огромная гостиная, просторный царский кабинет, спальная, ванная комната. Рядом располагались пышные апартаменты царицы. По бортам разместили каюты статс-дам, камер-фрейлин, обер-гофмейстера.

«Штандарт», всегда готовый к походу, постоянно стоял на якоре на Кронштадтском рейде. На нем несли службу командиры и офицеры из гвардейского экипажа, кандидатуры которых утверждались самим царем. Как правило, это были моряки, имевшие определенный опыт службы на других кораблях и побывавшие в боевых операциях.

Члены царской семьи регулярно совершали на «Штандарте» путешествия по Балтийскому и Черному морям, наносили официальные визиты главам других государств. Николай II ежегодно с семьей и свитой летом некоторое время проводил в плавании и в финских шхерах, осматривая живописные бухты и острова.

Летом 1907 года яхта, которую вел финский лоцман Иоганн Блум-квист, водивший 35 лет корабли в районе шхер, неожиданно наскочила на камень, не указанный на карте. Машины были остановлены, и на яхте объявили аварийную тревогу.

При ударе о камень дал трещину форштевень, появились две пробоины в носовой части, были затоплены две передние кочегарки, помято первое дно под машиной и выгнут фундамент в кормовой кочегарке. Императорская семья была пересажена на посыльное судно «Азия» и доставлена на борт колесной яхты «Александрия».

Капитан и команда остались на борту ликвидировать последствия аварии.

Судно удалось спасти. Тем не менее 12 ноября 1907 года в зале Морской библиотеки Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге состоялся суд над виновниками аварии, в числе которых значился и командир «Штандарта» И.И. Чагин. Суд учел боевые заслуги Ча-гина в Цусимском сражении, где тот командовал крейсером «Алмаз», и всего лишь объявил ему выговор, отстранив от командования императорской яхтой. Однако Чагина такой приговор не устроил, и он подал кассационную жалобу. Повторный суд, состоявшийся 21 декабря, полностью оправдал его и восстановил его в качестве командира «Штандарта». Позднее И.И. Чагин даже был зачислен в свиту царя и произведен в контр-адмиралы.

Злополучный камень достали со дна моря, привезли в Кронштадт и положили с соответствующей надписью в Петровском парке.

В 1906 году на яхте смонтировали совершенные по тому времени приборы дальней связи, о чем 1 июня командир доложил в Управление Морского генерального штаба: «На вверенной мне яхте установлены аппараты искрового телеграфа системы "Телефункен". Контрольный район действия — 100 миль, как для отправления, так и для получения радиограмм».

В 1912 году «Штандарт» был отправлен на Франко-Русский завод для капитального ремонта. На судне провели ремонт главных машин и вспомогательных механизмов, заменили водяные коллекторы и нижние трубки котлов. Но царю плавать на отремонтированной яхте уже не довелось.

Спустя шесть лет яхта была переименована, получив название «18 Марта» — в память о первом дне Парижской коммуны, и на долгие годы корабль поставили в Военную гавань Кронштадта. О ней вспомнили лишь 14 января 1927 года и стали думать, что с ней делать. Яхта требовала восстановительного ремонта и замены части оборудования. Так, например, требовались новые котлы, поскольку те, что планировалось поставить при ремонте 1914 года, по стечению обстоятельств были отправлены на крейсер «Аврора».

Средств на это не нашлось, и яхту решили использовать как базу для подводных лодок. «Яхту необходимо переоборудовать для обслуживания дивизиона подводных лодок, с установкой на ней дизелей для зарядки аккумуляторов, с трюмами, мастерскими, а также палубами для размещения 200 человек команды», — решили специалисты.

Еще одно предложение заключалось в переоборудовании яхты для транспортировки торпедных катеров в район боевых действий. По мнению начальника Технического управления Балтфлота, «вооруженный новыми мощными шлюпбалками или стрелами модернизированный корабль мог бы разместить на своей палубе до 46 торпедных катеров. Скорость хода "Штандарта" допускает плавание модернизированного судна совместно с эскадрой».

В конце концов был задействован третий вариант, согласно которому, бывший «Штандарт» решили переделать в минный заградитель. Заодно 22 января 1934 года командующим Морскими силами Балтийского моря М.Л. Галл ером был отдан приказ о переименования «Штандарта» в «Марти».

Корабль худо-бедно отремонтировали, и после ряда проволочек 25 декабря 1936 года «Марти» официально вошел в состав КБФ. Корабль и его экипаж в новой ипостаси вписали яркие страницы в историю Балтийского флота. Немалая заслуга в этом его командира, капитана 1-го ранга Н.И. Мещерского. Под его руководством «Марти» стал образцовым кораблем — флагманом соединения заграждения и траления КБФ. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота.

Уже в ночь на 23 июня 1941 года отряд кораблей в составе минных заградителей «Марти» и «Урал», лидеров «Ленинград» и «Минск», нескольких эсминцев вышел в море для постановки мин в устье Финского залива. За первые шесть месяцев войны в трудных навигационных условиях, при тяжелой минной обстановке, под обстрелами и бомбежками экипаж «Марти» произвел десять минных постановок.

В октябре 1941 года Военный совет Ленинградского фронта приказал приступить к эвакуации защитников полуострова Ханко. Операция производилась скрытно, в несколько этапов. Первый отряд кораблей в составе эскадренных миноносцев «Стойкий» и «Слава», минного заградителя «Марти» снялся со швартовов и, пользуясь наступающей темнотой, двинулся в путь.

Ночью на пути к Ханко в правом параване минного заградителя взорвалась мина. От сотрясения на корабле вышел из строя генератор. Погас свет. Три котла дали течь, вышли из строя почти все грузоподъемные средства правого борта, в рубке сорвало штурвал. Силой взрыва был погнут шток одного из цилиндров машины. И все шел «Марти», дошел до Ханко и принял на борт два дивизиона 343-го артполка, всю артиллерию 270-го стрелкового полка и боезапас. Корабль с тяжелыми повреждениями выполнил боевое задание, благополучно доставил в Кронштадт 2029 защитников Ханко и 60 орудий.

Суровой, полной испытаний оказалась для экипажа «Марти» зима 1941 года. Скованный льдом, минзаг был лишен маневра. И хотя «Марти» был замаскирован, в него несколько раз попали вражеские снаряды. Отражая атаки вражеской авиации, его команда сбила 6 самолетов противника. Удостоены боевых наград 117 матросов, старшин и офицеров.

В послевоенные годы «Марти» продолжал находиться в строю. В 1948 году корабль в третий раз был переименован и стал называться «Ока». Это случилось после публикации в газете «Юманите» статьи Андре Марти с резкой критикой ВКП (б) и лично И.В. Сталина.

В начале 50-х годов корабль-ветеран был выведен из состава боевого флота, разоружен и переоборудован в плавучую казарму. В последний раз корабль послужил флоту в 1961 году, когда командование Балтийского флота использовало его как мишень для испытательных стрельб нового ракетного оружия на морском полигоне. А то, что после этих стрельб осталось, отправили на металлолом.

Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Данное имя было дано нескольким кораблям Русского Флота до 1917 года - последним из них была данная яхта.

29 августа 1893 года Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем прибыли на корабле «Полярная звезда» в Копенгаген. После этого состоялась торжественная церемония закладки «Штандарта».
Спущен на воду 21 марта 1895 года. 8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» - ушел в Англию. Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
«Штандарт» имел 3 мачты, водоизмещение 5480 тонн, длину 128 м, ширину 15,8 м, осадку 6,6 м, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Экипаж 373 человека. Острый клиперштевень «Штандарта» украшала золоченая носовая фигура как бы летящего двуглавого орла.
Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от «Полярной звезды». Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон - березой, столовой - ясенем, а коридоров - дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II - золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.


Императорская яхта «Штандарт». Немецкий и русский императоры на борту.


1908г. Императорская яхта «Штандарт» в Ревельском заливе. Король Эдуард VII и император Николай II.


Императорская яхта «Штандарт». Государь беседует с адмиралом Арсеньевым на палубе. Виролахти.

В кормовой части верхней палубы, традиционно для царских яхт, размещалась большая рубка. В ней находились столовая для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рубки для начальствующего состава, над ними - ходовой мостик с рулевой рубкой.
На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной.

На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые.
Ниже этой палубы, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой - рефрижераторы для скоропортящейся провизии. Следует отметить, что для обслуживающего персонала и команды были созданы значительно лучшие условия обитания, чем на предыдущих яхтах

Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, император Германии и президент Французской республики.
В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта». На нём дважды побывал Вильгельм II: в июле 1902 года во время маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота, а потом в июне 1912 года, когда он приходил на яхте «Hohen-zollern» на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого.

В августе того же 1912 года Николай II принимал на «Штандарте» и вел дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре.


Николай II проводит смотр линейным кораблям-додредноутам Черноморского
флота с мостика императорской яхты «Штандарт» 2 июня 1914 года.

В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев - Центробалт.

Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в «Ледовом походе»: тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В 1917 году переименован в «18 марта». Стоял на хранении.
В 1933-1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти». На судно были установлены новейшие устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.

В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» добился завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота.
Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года, а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника.


Минный заградитель «Марти», 1942 год. Создан путём реконструкции бывшей императорской яхты «Штандарт».

В начале ноября 1941 минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, «Марти» принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза.
Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей.

Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Данное имя было дано нескольким кораблям Русского Флота до 1917 года - последним из них была данная яхта.

29 августа 1893 года Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем прибыли на корабле «Полярная звезда» в Копенгаген. После этого состоялась торжественная церемония закладки «Штандарта».
Спущен на воду 21 марта 1895 года. 8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» - ушел в Англию. Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
«Штандарт» имел 3 мачты, водоизмещение 5480 тонн, длину 128 м, ширину 15,8 м, осадку 6,6 м, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Экипаж 373 человека. Острый клиперштевень «Штандарта» украшала золоченая носовая фигура как бы летящего двуглавого орла.
Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от «Полярной звезды». Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон - березой, столовой - ясенем, а коридоров - дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II - золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.


Императорская яхта «Штандарт». Немецкий и русский императоры на борту.


1908г. Императорская яхта «Штандарт» в Ревельском заливе. Король Эдуард VII и император Николай II.


Императорская яхта «Штандарт». Государь беседует с адмиралом Арсеньевым на палубе. Виролахти.

В кормовой части верхней палубы, традиционно для царских яхт, размещалась большая рубка. В ней находились столовая для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рубки для начальствующего состава, над ними - ходовой мостик с рулевой рубкой.
На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной.

На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые.
Ниже этой палубы, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой - рефрижераторы для скоропортящейся провизии. Следует отметить, что для обслуживающего персонала и команды были созданы значительно лучшие условия обитания, чем на предыдущих яхтах

Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, император Германии и президент Французской республики.
В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта». На нём дважды побывал Вильгельм II: в июле 1902 года во время маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота, а потом в июне 1912 года, когда он приходил на яхте «Hohen-zollern» на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого.

В августе того же 1912 года Николай II принимал на «Штандарте» и вел дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре.


Николай II проводит смотр линейным кораблям-додредноутам Черноморского
флота с мостика императорской яхты «Штандарт» 2 июня 1914 года.

В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев - Центробалт.

Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в «Ледовом походе»: тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В 1917 году переименован в «18 марта». Стоял на хранении.
В 1933-1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти». На судно были установлены новейшие устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.

В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» добился завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота.
Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года, а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника.


Минный заградитель «Марти», 1942 год. Создан путём реконструкции бывшей императорской яхты «Штандарт».

В начале ноября 1941 минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, «Марти» принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза.
Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей.


Минный заградитель "Марти" и линейный корабль "Октябрьская Революция" на Таллинском рейде, 1940 год.

3 апреля 1942 года одним из первых на флоте удостоен звания гвардейского.
В 1948 сменил название на «Ока», переоборудован в плавказарму, а в 1961 году - в плавучую мишень для ракетных стрельб. Разобран на металл в середине 60х годов.

В Российском императорском флоте много славных исторических страниц. Часть этих страниц связана с гвардией. В Российском императорском флоте с 1810 года по 1917 год 50 экипажей кораблей носили это славное имя. Советская гвардия возродилась в годы Великой Отечественной войны. За этот период более 80 кораблей и получили это славное название. В истории советского флота есть удивительный корабль , который носил гордое звание - гвардейский минный заградитель «Марти ». Но прежде чем превратиться в боевой корабль и завоевать гордое звание этот корабль относился к числу элитных судов, так как по его палубам часто ходили члены императорской четы.

За свою долгую судьбу, растянувшуюся на шесть десятилетий, этот удивительный корабль носил три имени. При рождении он был назван «Штандарт », затем переименован в «Марти », а после в «Ока ».

императорская колесно-паровая яхта «Штандарт»

Императорская колесно-паровая яхта «Штандарт » была заложена на верфи «Бурместери Вайн » в Копенгагене в 1893 году. Спущена на воду 4 августа 1895 года, и в 1896 году вступила в строй кораблей Балтийского флота, будучи приписана к гвардейскому морскому экипажу. Ее называли чудом кораблестроения.

Экипажи царских яхт формировались из матросов и офицеров гвардейского морского экипажа. Ходили под гвардейскими флагами. В неформальной флотской иерархии все императорские яхты считались лейб-гвардейскими.

императорская яхта «Штандарт» фото




императорская яхта в Севастополе

нос


царские покои



царь


Где бы ни швартовалась императорская яхта «Штандарт », на Балтике или у Крымских скал, она была образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер оснащенная паровой машиной работающая на угле яхта , тем не менее, была спроектирована как . Над палубой возвышались три стройные покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами и бархатными портьерами. Помещения, предназначенные для царской семьи, были выполнены с особой роскошью.

Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра.

Особым отличием было оригинальное носовое украшение, которое состояло из овального щита в короне в центре и идущих от него вдоль бортов двух развивающихся императорских штандартов.

О великолепных качествах корабля свидетельствует случай у берегов Финляндии в 1907 году. Через узкий фьорд яхта «Штандарт » выходила в открытое море. Большинство пассажиров наслаждались на верхней палубе. Вдруг что-то затрещало, яхту сильно тряхнуло, да так, что даже музыканты не удержались на ногах. Парусное судно «Штандарт » натолкнулась на подводную скалу, как потом выяснилось не отмеченная на навигационных картах. Матросы начали готовиться к эвакуации. По оценкам яхта должна была затонуть через 20 минут. Но благодаря герметичным переборкам и прекрасно спроектированному корпусу яхта «Штандарт » осталась на плаву. Позже парусное судно довольно быстро отремонтировали.

На борту яхты «Штандарт » бывали не только члены императорской фамилии и представители высшей знати, но и такие исторические персоны как английский король Эдуард VIII и германский император Вильгельм. Последний раз яхта «Штандарт» и немецкая императорская яхта «Hohenzollern » виделись в июле 1912 года в порту Ревель (Таллинн). Затем в России наступило нестабильное время и яхту законсервировали.


Технические характеристики колесно-паровой яхты «Штандарт»:
Водоизмещение - 5480 тонн;
Длина - 112,8 м;
Ширина - 15,4 м;
Осадка - 6,6 м;
Силовая установка - две паровые машины тройного расширения, мощность 12000 л.с.;
Скорость хода - 22 узла;
Дальность плавания - 1400 миль;
Экипаж - 16 офицеров, 357 матросов;
Вооружение :
Артиллерийских орудий 47 мм - 8;

гвардейский минный заградитель «Марти»

28 августа 1934 года яхта «Штандарт » была расконсервирована. В 1936 году парусное судно было переоборудовано в минный заградитель и получило новое наименование «Марти ».

За свою бытность минный заградитель «Марти » повидал немало командиров. Но особняком в длинном списке стоит капитан 1 ранга Николай Мещерский. Достаточно сказать, что именно с этим командиром экипаж корабля встретил на Таллиннском рейде 22 июня 1941 года. Кстати, Владимир Мещерский, брат Николая Мещерского служил минером на знаменитом , позднее переименованным в «Марат ».

Модернизация яхты «Штандарт » радикально изменила корабль. В английском справочнике Джейна сказано, что «Марти» был совершенно новым кораблем, не имеющим ничего общего с прогулочной царской яхтой, что явствует хотя бы из контуров и внешнего вида корабля. Англичане назвали минный заградитель «минным крейсером».

минный заградитель «Марти» фото



минный заградитель «Марти» и линко р «Марат» на р ейде


В 1941 году минный заградитель «Марти» по-прежнему давал немцам все основания завидовать и злиться. Еще не закончился первый месяц войны, а командир корабля отдал приказ занести в бортовой журнал запись о потоплении немецкой подводной лодки.

23 июня 1941 года матросы «Марти » в два раза превысили норматив приготовления мин. Только в 1941 году минный заградитель совершил 11 боевых походов. Бывшая прогулочная яхта поставила во время войны тысячи тонн минных заграждений, создав не преодолимый морской рубеж на подходе к Кронштадту и Ленинграду. Минный заградитель «Марти » сбил 6 самолетов противника, принимал участие в снятии десанта на острове Ханко, перевез тысячи тонн военных грузов.

После война командир минного заградителя «Марти » капитан 1 ранга Мещерский сказал: «Мы умели отражать атаки самолетов и подводных лодок, умели плавать по счислению, не пользуясь навигационными приборами, но не предполагали, что нам придется плавать по минным полям противника под обстрелом его батарей ». А случалось и такое.

Командир минного заградителя «Марти » получил приказ: «Ночью в кромешной мгле пройти узким проливом мимо береговых батарей немцев, проникнуть как можно глубже в воды, контролируемые противником, а на обратном пути забросать фарватер минами ». Подвела луна. «Сигнальной ракетой» она осветила акваторию, и вражеские батареи открыли яростный огонь по кораблю. Приготовленные к постановке мины превратились в страшную угрозу для экипажа «Марти ».

Минный заградитель представлял собой склад с большим количеством боеприпасов - в несколько тысяч тонн. Попади в мину хотя бы один небольшой осколок и нет корабля. А как спастись, если даже маневрировать невозможно. Вокруг только банки и мины.

Командир корабля отдал безумный, но единственно верный приказ - ставить мины немедленно под огнем немецких батарей. Минный заградитель «Марти» все дальше уходил от батарей, забрасывая за собой путь минами. Наконец на горизонте показался купол Кронштадтского собора.

В самый разгар войны боевой корабль «Марти » как лучший минный заградитель завоевал переходящее красное знамя НАРКОМАТА ВМФ. Экипажу было, за что уважать своего командира.

3 апреля 1942 года обещал быть обыкновенным днем войны. Наблюдатель-зенитчик доложил на главный пост о приближении самолетов противника. Раздался сигнал боевой тревоги. Налет гитлеровских штурмовиков оказался затяжным. Зенитное и артиллерийское прикрытие кораблей, скованных льдами успешно выполняли свою задачу. Палуба была завалена гильзами. Немецкие ассы никак не могли пробиться в зону поражения. В эти тяжелые минуты боя по радио на борт минного заградителя «Марти » было передано, что кораблю и экипажу присвоено звание гвардейский. Фашистские самолеты растворились в Балтийском небе, а на «Марти» начали поступать поздравления.

После Великой Отечественной войны в 1948 году корабль «Марти » был переименован в судно «Ока». Теперь он стал плавучей казармой . В 1961 году судно было превращено в корабль-мишень для испытания ракетных вооружений, и в начале 60-х годов был сдан на слом. Так типично закончилась славная судьба роскошной прогулочной царской яхты и одновременно гвардейского боевого корабля.

Технические характеристики минного заградителя «Марти»:

Водоизмещение - 6200 тонн;
Длина - 122 м;
Ширина - 15,5 м;
Осадка - 7 м;
Мощность механизмов - 11500 л. с.;
Скорость хода - 18 узлов;
Дальность плавания - 2200 миль;
Экипаж - 20 офицеров, 361 матрос;
Вооружение :
Артиллерийских орудий - 14;
Якорных мин - 320 ед.;