Витторино де Фельтре «Дом Радости». История создания придворной школы

Развитие производства и распад феодализма в странах Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв, обусловили расцвет науки, техники, культуры и искусства Этот период называют эпохой Возрождения, характерной признаком которой является гуманизм, что возвышает человека в обществе, борется против ее унижения соответствии гуманистическая педагогика характеризуется уважением к детям, отрицанием физических наказаний, старайтесь енням к совершенствованию способностей детей Гуманисты значительное внимание оказывали физическое и эстетическое воспитание детей, изучению родного, греческого и латинского языков, математики, астрономии, механики, природо знавства, географии, литературы, искусства Они считали, что в процессе обучения и воспитания дети должны активно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир, а потому учебно-воспитательный процесс нужно в сделать привлекательным для них, широко использовать наглядность, организовывать прогулки, экскурсии и др.

Итальянский педагог Витторино да Фельтре (1378 - 1446) создал школу"Дом радости", которой прославился как "отец гуманности" и как первый учитель нового типа Он первым воплотил идею школы на природе, про которую впоследствии заговорили и мечтали многие педагоги Школа была расположена среди аллей и фонтанов на берегу живописного озера. Стены дворца украшали фрески с изображением детей. . Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию (изучали греческий язык и литературу, математику, астрономию, естествознание, логику, метафизику, музыку, живопись) В школе не было телесных наказаний, значительное внимание уделялось в воспитании личному примеру воспитателистому прикладу вихователів.

Центром гуманистического образования стала гимназия, созданная в 1537 г. в Страсбурге И. Штурмом (1507 - 1589). Альфой и омегой обучения были классические языки и литература. В 1578 г., например, здесь обучалось до трех тысяч учащихся. Помимо новых программ, в гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам. Так, ученики имели персональные словари древних языков. В гимназиях "вульгарная" латынь уступила место классическому латинскому языку, формальная риторика - изучению литературы, средневековая диалектика - математике. Было возобновлено обучение древнегреческому языку, преподавали и древнееврейский язык. Гимназии Штурма давали крайне одностороннее образование, принося в жертву древним языкам все остальные предметы средней школы, не давая при этом практически никаких реальных знаний. Во Франции в середине XV в. появились коллежи. Эти учреждения ведут начало от постоялых дворов для неимущих школяров и стипендиатов. Первые учебные заведения такого типа возникли при Сорбонне и Наваррском университете. Статусом 1452 г. ученикам коллежа вменялось публично экзаменоваться на факультетах университетов. В XVI в. коллежи были платными и бесплатными пансионами и экстернатами. Ученики изучали частично или полностью курс наук соответствующего факультета. Постепенно коллежи выделялись в самостоятельные учебные заведения общего повышенного образования. Среди учреждений такого типа выделялся основанный в Бордо М. Кордьером Гюэньский коллеж (scola aquitanica). Программа десятилетнего обучения во многом совпадала с программой гимназии Штурма. При изучении классических языков и литературы акцент был сделан не на грамматику, а на разговорную практику. В отличие от германских гимназий учащиеся изучали родной язык. Довольно широко был представлен курс математики. Особое место в системе западноевропейского школьного образования XV - начала XVII в. занимали традиционные учебные заведения для дворянства -дворцовые школы. Дворцовые школы своеобразно ответили на новые веяния в педагогической мысли и школьной практике. В XVI -XVII вв. прочные позиции в сфере повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на политическую и общественную жизнь Европы. В XV -XVI вв. продолжала расширяться сеть университетов. В XV в. их в Европе насчитывалось до 80, в следующем столетии - уже около 180. Растет и число студентов в отдельных университетах. Так, в университете Лёвена (современная Бельгия) количество записавшихся студентов в 1426-1485 гг. составляло ежегодно в среднем 310 человек, а в 1528-1569 гг. - 622 человека, то есть увеличилось вдвое. А в Саламанкском университете (Испания) в 1600-х гг. насчитывалось ежегодно более 6 тыс. студентов. Высшее образование стало ареной соперничества представителей уходящей и новой образованности. Созданием новых, реорганизацией действующих университетов занимались римско-католическая церковь, деятели Реформации и Возрождения. Так, в пределах германских государств в XVI -XVII вв. действовали семь университетов, контролируемых Ватиканом (в Кёльне, Лейпциге, Вене и других городах). Они являлись опорой традиций схоластической образованности. Свои университеты (studia superiora) открывал орден иезуитов. Их университетский курс состоял из двух циклов: трехлетнего философского и четырехлетнего теологического. В основе занятий философией лежало изучение аристотелизма в католической интерпретации. Кроме того, в первом цикле в ограниченном объеме изучались математика, геометрия и география.


Маркиз Мантуанский предоставил для Витторино и его учеников один из своих любимых дворцов, носивших название «Casa Giojosa», т.е. «Дом празднества». Витторино дал ему название «Casa Giocosa», т.е. «Дом игр». Как выражается один итальянский историк, «бывший дворец стал действительно домом литературных игр и умственных наслаждений, после того как перестал быть домом роскошных празднеств».
Местоположение школы было великолепно. Она стояла на возвышенности с чудным видом на реку Минчио, на одной из окраин города.

Вероятно, согласно указаниям Витторино, дом был заново декорирован, стены были украшены фресками, изображавшими играющих детей. Вообще все помещение школы и ее положение были настолько привлекательны, что вполне оправдывали название «Casa Giocosa». Под этим названием эта школа перешла и в историю. Мы будем ее называть «Счастливый дом», или «Дом счастья».
«Дом счастья» имел внушительные размеры: все комнаты были высокие с обилием света и воздуха, коридоры были также светлые и широкие. Витторино полагал, что красота и привлекательность обстановки содействуют здоровой умственной работе. В этом отношении он стоял на точке зрения, резко противоположной той, которая доминировала в середине века, когда полагали, что нездоровая, некрасивая местность особенно пригодна для устройства университетов или вообще учебного заведения.
«Счастливый дом», наоборот, был окружен с трех сторон прекрасным большим лугом, примыкавшим одной своей частью к реке. Луг пересекало несколько широких дорог, вдоль которых были посажены чудные деревья. Витторино весьма ценил этот луг, так как он служил для игр воспитанников.
Не следует забывать, что в школе Витторино все учащиеся были пансионерами и что это входило, по-видимому, в планы Витторино, так как только при таком условии он считал возможным достижение вполне успешных результатов.
Хотя «Счастливый дом» по своей внешности и оставался дворцом, Витторино убрал из него всю роскошную по тому времени обстановку и вообще все лишние украшения, так что дети и юноши жили в сущности в скромной обстановке. Наиболее замечательным обстоятельством было, однако, то, что все ученики жили совершенно в одинаковых условиях и что с ними как сам Витторино, так и его помощники обращались совершенно одинаково. Лень, дерзость или непослушание, кто бы ни оказывался в этом виновен, наказывались одинаково, без каких-либо послаблений для детей знати.
Впрочем, Витторино приходилось весьма редко прибегать к наказаниям. Он жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, и даже отдавался им гораздо более, чем это может сделать отец.
В самом деле, Витторино не имел других интересов кроме детей: он их учил, вместе с ними ел, вместе с ними играл, вместе с ними отправлялся на экскурсии и т. п. Дети любили его и, вообще говоря, беспрекословно ему повиновались. Бывало, однако, что тех или иных приходилось подвергать наказанию, причем Витторино не отказывался принципиально даже от физического наказания, представляя его как альтернативу удаления из школы. lt;...gt;
Задача Витторино как пропагандиста гуманитарного воспитания заключалась в гармоническом развитии всего человека - его тела, ума, характера, и в этом отношении он стоит выше других замечательных педагогов своего времени, хотя бы Гуарино, который стремился, главным образом к тому, чтобы сделать из своих учеников знатоков латинского и в особенности греческого языка.

Витторино считал главной своей задачей приготовить будущих граждан, людей жизни, людей дела, таких людей, для которых литературные или научные интересы не могли бы заслонить очередных животрепещущих задач окружающей действительности.
Само собой разумеется, его ученики употребляли много времени на изучение латинского и греческого языков - ведь мы находимся на эпохе полного расцвета идей и увлечений Возрождения. Однако подобно другим даровитейшим выразителям идей этой достопамятной эпохи и даже в большей мере, чем многие из них, Витторино не закрывал глаз на важность других областей знания помимо классических языков. У него замечалось даже стремление к сообщению своим ученикам известной энциклопе- дичности знаний. lt;...gt;
Еще замечательнее практиковавшиеся в «Счастливом доме» методы обучения. Первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр, причем, как говорил Витторино, он в этом случае шел по стопам древних египтян. Геометрии он учил вместе с черчением, с работами по измерению площадей и объемов по съемке. Напомним, кстати, читателям, что Витторино был выдающимся математиком.
Далее в школе Витторино учили алгебре, астрономии, которой Витторино заменил прежнюю астрологию. Даже естественная история не была забыта Витторино, хотя, конечно, она проходилась в таком виде, который соответствовал младенческому состоянию этой отрасли знаний в описываемое нами время.
В центре всех школьных занятий были все-таки классические языки, причем латинский язык изучался как язык живой, разговорный, каким он в то время в значительной степени и был, особенно в Италии. Есть основание думать, что и греческий язык изучался так же, как живой язык, причем применялся разговорный метод...
Значительный вклад в педагогику эпохи Возрождения внес знаменитый французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1483 - 1553). Представив в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» едкую, красочную сатиру на бесплодность и беспомощность средневековой учености, он выстраивает систему нового воспитания. В него входят средства физического воспитания, прежде всего режим, прогулки, некоторые физические упражнения. Особое значение он придает знакомству ученика с явлениями природы, наблюдениям, беседам о виденном. Он отбрасывает средневековое учение о греховности плоти, едко высмеивает лицемерие и ханжество в поведении служителей церкви, утверждает религию как любовь к людям.
Сочинения Франсуа Рабле пользовались большой популярностью и были переведены на многие европейские языки.

Представитель северной части Европы, выходец из Голландии Эразм Роттердамский (1469-1536) снискал себе славу своим сочинением-памфлетом «Похвальное слово глупости». Это высмеивание бесплодности схоластических дискуссий, показ отупляющего их влияния на человека. Гуманист утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокого знания древних языков, истории, литературы.
Оценивая в целом значение учений педагогов-гуманистов в истории педагогической мысли, можно утверждать, что хотя влияние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практику школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения, уважения личности ребенка.
Их сочинения вошли в золотой фонд развития педагогики, обогатили ее не только своим содержанием, но и как блестящие образцы оригинальной и яркой формы педагогического знания.
Фрэнсис Бэкон
О схоластической науке
Этот род выродившейся учености господствовал среди схоластиков: обладая острым и сильным умом и обильным досугом, они могли лишь очень мало разнообразить свое учение; их ум был заключен в узкий мир немногих авторов (главным образом Аристотеля, их властителя), подобно тому как они сами были заключены в кельи монастырей или учебных заведений; они почти не знали ни истории природы, ни истории человечества, и их ум из количественно ограниченного материала, но при непрерывном напряжении остроумия начал ткать трудолюбиво ту научную паутину, которую мы находим в их произведениях. Ведь остроумие и рассудок человека, если он обрабатывает материал, полученный им из созерцания творений Бога, приноравливается к предмету, который ставит ему известные границы; но если он имеет себя самого своим объектом и все черпает изнутри, как паук паутинные нити, тогда его работа бесконечна, тогда он ткет паутину учености, поражающую тонкостью ткани, но несущественную и бесполезную.
Публ. по: Хрестоматия по истории педагогики / Сост.
И.Ф.Свадковский. - М., 1936. - Т. 1. - С. 99.
Рекомевдуемая литература Безрогое В. Г., Мошкова Л. В., Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Все-

мирный историко-педагогический процесс: Концепции, модели, историография. - М., 1996. Евстафьев П. В. Начальные основания педагогики: Учебник для институтов, гимназий и учительских семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей. - СПб., 1880. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. - М, 1989-1990. -Вып. 1.-Ч. 1-2. Культура Возрождения и Средние века / Под ред. Л.С.Чиколико. - М., 1992. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К. И. Салимовой. - М., 1988. - Ч. 1. - Гл. 4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - Л., 1938. - Кн. 1. - Гл. 14, 15, 21-24. Хофман Ф. Мудрость воспитания: Пер. с нем. - М., 1979. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. - М., 1991.

Витторино де Рамбальдони (de Rambaldoni) (1378, Фельтре, - 02.02.1446, Мантуя), нтальянский педагог эпохи Возрождения. Окончил университет в Падуе. Испытал сильное влияние итальянских гуманистов П. Верджерио и Л. Бруни. Осуществлял на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. В 1423-1424 основал среднюю школу (Casa Giocosa - "Дом радости") при дворе герцога Гонзага в Мантуе. В ней обучались сыновья герцога, придворных, гуманистов Дж. Ф. Поджо Браччолини, Ф. Фильельфо, а также (за счёт Витторино) одарённые мальчики из бедных семей. Школу посещали и девочки из семейства Гонзага. К Витторино присылали учеников из других стран (Франции, Германии, Греции). Светлое, просторное здание школы было расположено в живописной местности, украшено яркими фресками, изображавшими детские игры, и ничем не напоминало аскетические средневековые школы. Основу обучения составляли латинские и греческие языки, чтение античных авторов, логика, риторика. Преподавались арифметика, геометрия, алгебра (в то время новая дисциплина), естествознание, музыка. Много внимания Витторино уделял нравственному воспитанию, в котором довольно сильным было влияние христианской этики. Классическое образование сочеталось с физическим воспитанием (упражнения и игры на воздухе были обязательными в любое время года и в любую погоду). Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в обучении элементы игры, отказался от схоластических диспутов, телесных наказаний. В преподавании математики применял наглядные пособия и практические работы. Считал необходимым пробуждение у учащихся интереса к предмету, учёт их индивидуальных способностей. Педагогических сочинений Витторино да Фельтре не оставил, его деятельность известна по воспоминаниям учеников.

Литература: Woodward W. H., Vittorino da Feltre and other humanist educators, Camb., 1897 (сор., N. Y., 1963); Vittorino e la sua scuola. Umanesimo, pedagogia, arti, Firenze, 1981.

В. И. Уколов

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Витторино да Фельтре (1378-1446) - итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения. Из этих же текстов мы можем узнать о том, как велось преподавание в его школе.

Известно, что его настоящее имя - Витторино Рамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, там он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе.

Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги 16 . Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль 17 . Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в преподавании элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики. Известно, что он считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.

Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели. Он приводит в пример Джованни Франческо Гонзага, который, будучи наслышан о невероятных добродетелях Витторино, приглашает его для обучения своих детей.

Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой» 18 . Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витторино де Фельтре в отличие от Сократа, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца» 19 .

Кастильоне в своих воспоминаниях рассказывает также и о жизни Витторино да Фельтре. Он сравнивал своего учителя с архиепископом Антонином, потому как считал, что их связывает добродетель и благочестие и их устремления во многом схожи. «Ибо один из них, как мы писали, посвятил себя религии; другой постоянно занимался делами светскими, внося в само исполнение дел чистейшее религиозное чувство, которое было у него в душе» 20 . «Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино» 21 .

Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, что подходило для любой науки, красноречием, а также безмерным благоговением перед Богом. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом священными канонами.

Витторино да Фельтре, по словам Кастильоне, был щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил» 22 .

В своем письме к Балдассаре Суардо Бартоломео Платина называет Витторино да Фельтре свои «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель Оньибене да Лониго учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – ученика Оньибене, Витторино является «дедом»» 23 .

Далее Бартоломео описывает жизнь Витторино да Фельтре. В юности Витторино оставляет родину и уезжает в Падую – «общее средоточие знаний» 24 . В Падуе он по решению падуанского Сената был включен в число докторов. Желая освоить математику, он становится учеником Бьяджо Пелакани.

«Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью» 25 . Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить» 26 .

Бартоломео пишет, что Витторино не избежал также и любви, как и другие юноши. Но по природе и воспитанию он был очень застенчив и простодушен. Он никогда не вызывал у ровесников ни ненависти, ни зависти. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить» 27 .

«Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное. Он хотел, чтобы за трапезой хранили молчание, особенно во время чтения» 28 . Бартоломео отмечает, что Витторино любил знатность и при спорах склонялся на сторону знатного. «Говорил, что с людьми надо так обращаться, чтобы из друзей сделать еще больших друзей, а тех, кто враждует с нами по причине какого-то соперничества, сделать друзьями» 29 .

Витторино всегда жил воздержанно и умеренно, что заболел только в последний период жизни. Даже страдая, он показывал себя очень терпеливым, от него никогда нельзя было услышать стона или жалобы.

Джованни Андреа Бусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит о том, что он в то время первым начал публичное чтение слушателем Ливия, чем вызвал огромное восхищение и похвалу. «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности» 30 . Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования» 31 . Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

Амброджо Траверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях, он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности. Он был большим знатоком старых книг, и увидел в библиотеке Витторино множество книг неизвестных еще во Флоренции. Среди них были такие как: речи императора Юлиана, «Жизнеописания Гомера» Псевдо-Геродота, трактат Августина «О троице» и другие. «Он оставил нам некоторые книги, прежде всего иноземные, чтобы они послужили нам утехой, и одарил небольшими и очень достойными подарками; и от нас он, насколько ему это было позволено, не отходил» 32 . Духовная культура Витторино и его рвение в преподавании греческого языка очень восхищала Амброджо Траверсари и его спутников.

В своем письме к Николо Никколи, Амброджо рассказывает о гостеприимстве Витторино, когда он прибыл в Мантую. Витторино послал Николо некоторые книиг: сочинение блж. Августина «О Троице», «Законы», письма и «Государство» Платона и том творений св. Иоанна Златоуста.

В другом письме к Николо, Амброджо упоминает о том, как он отправился вновь повидать Витторино и посмотреть греческие книги. Перевод из Иоанна Златоуста, сделанный одним из учеников. очень впечатлил его. Доброта Витторино также восхитила Амброджо.

Помимо писем учеников, мы можем узнать о Витторино из такого источника, как «Жизнеописания» Веспасиано да Бистиччи. В этом своем сочинении Бистиччи в том числе пишет и о Витторино.

По его словам, Витторино имел очень много достоинств. Среди своих сверстников он был самым воздержанным. «Стал ученейшим [мужем] во всех семи свободных искусствах, [а также] в греческом, не менее, чем в латыни» 33 . Витторино также был глубоко верующим человеком. Все, кто его знал, вспоминали, что когда он шел к столу, то всегда благословлял пищу и читал благодарственную молитву, когда поднимался из за стола. Витторино часто исповедовался и хотел того же от своих учеников. «Дом его был святая святых нравов, дел и слов» 34 .

Веспасиано да Бистиччи пишет, что из школы Витторино вышли достойнейшие люди как в жизни, так и в науке. Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

«Был Витторино низкого роста, худой, очень веселый от природы, так что казалось, он всегда смеется» 35 . Говорил мало, одевался в темную одежду, носил длинные до земли платья.

Письма правителей Мантуи и самого Витторино дают дополнительные данные об образе учителя. К Витторино обращались carissime noster, так правители обращались друг к другу. «Письма подтверждают постоянную заботу Витторино о людях – о женщине, почему-то не оформившей «вид на жительство» в Мантуе. И что характерно, Джанфранческо Гонзага по просьбе Витторино дает разрешение вопреки порядкам города, и оба правителя сообщают Витторино, что они это делают вовремя» 36 . Это подтверждается словами Гонзаги в письме к Витторино: «мы постановили, чтобы та женщина, которая пришла сюда из Бреши, и ее спутники никакому наказанию не подвергались и не претерпели его из-за небрежности, которую проявили, не получив ночную грамоту, согласно нашим порядкам, и их благодаря твоему усилию мы освобождаем о всякого осуждения» 37 . Видно, что они уважительно относятся к просьбам Витторино. Также из этой фразы можно судить о настойчивости и характере Витторино. Тон писем Гонзаги показывает его большое доверие к Витторино.

В письме Виторино к Андреа Корреру можно заметить уже упомянутую заботу о других. В этом письме он просит разузнать о положении Якопо Скудели, у которого отняли имущество и довели до нищеты. Витторино хочет защитить его права и освободить его от податей, чтобы хотя бы немного облегчить его несчастья. Из письма видно, что он доверяет Андреа Корреру: «Я решился возложить это дело на тебя, [к тому] меня склоняют как твоя исключительная благожелательность по отношению ко мне, так и моя не меньшая постоянная забота о Джованни Франческо, которого из-за того, что он ваш, я уважаю и нежно люблю не иначе, как сына» 38 .

Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения.

Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, сдержанный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников и друзей и оказывавший большое влияние на окружающих.