Расследование авиакатастроф рейс 1549. Чудо на Гудзоне

8 сентября в российский прокат выходит фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне» — основанная на реальных событиях драма о феноменальном летчике Чесли Салленбергере, которого сыграл Том Хэнкс. В январе 2009 года Салленбергер после отказа обоих двигателей посадил самолет Airbus A320 на реку Гудзон. В преддверии премьеры «Газета.Ru» побеседовала с Салленбергером.

— Как вы оцениваете работу ?

— Я думаю, это отличная работа, и не только потому, что было достигнуто внешнее сходство. Для меня было очевидно, что, готовясь к роли, он просмотрен массу документального материала, прослушал аудиозаписи, просмотрел интервью, которые я давал. Он один из тех, кто рассматривает актерское искусство как технологию, относится к ролям очень кропотливо, и это позволило сделать героя максимально живым. Он физически, ментально и эмоционально вжился в эту роль. Том говорил мне, как трудно для него оценить со стороны свою игру, но ему удалось уловить и передать напряжение и драматизм и в момент посадки на воду, и в процессе расследования (которое проводила Комиссия по транспортной безопасности. — «Газета.Ru»).

Чесли Салленбергер

Chuck Burton/AP

— Когда решил делать фильм об этой истории, как вы отреагировали?

— Продюсеры предложили превратить в сценарий мою книгу «Высочайший долг» в 2010 году. Однако прошло время, прежде чем этот сценарий приглянулся Клинту Иствуду и он начал снимать фильм. Когда стало известно, что Клинт этим занимается, я очень обрадовался — стоило подождать, чтобы найти режиссера, который воплотит эту историю достойным образом.

— Как вы относитесь к тому, что, несмотря на проявленный вами героизм, вы фактически попали под суд?

— Разумеется, это была сложная ситуация.

Я думаю, что комиссия пыталась докопаться до правды, какой бы она ни была, не слишком заботясь о моей профессиональной репутации, а остальные фигуранты преследовали каждый свои цели.

Для многих я мог стать козлом отпущения. Но у меня не было беспокойства, что меня признают виновным в произошедшем. Меня беспокоило только то, действительно ли я правильно оценил ситуацию и сделал ли я правильный выбор.

— Простите, но не могу не спросить, как вам удалось так быстро среагировать в той экстремальной ситуации?

— Я был тем человеком, который нес ответственность, я был командиром судна. Моя должность так и называлась — «командир воздушного судна». Поэтому я начал действовать немедленно, хотя это была ситуация, с которой мы никогда не сталкивались. К тому же эти наши учебные симуляторы не учат садиться на воду. Единственным тренингом, который мы получили по поводу посадки на воду, была теоретическая дискуссия в летной школе. И тем не менее мы впервые в истории посадили самолет на воду и сделали это правильно всего за 209 секунд. При этом я был абсолютно уверен, что я смогу это сделать. У меня и мысли не возникло, что я умру в этот день. Я не думал о том, что не смогу победить. Однако я не знал, насколько жесткой будет посадка и сколько времени самолет может продержаться на воде.

Но мне удалось приземлиться так, чтобы спасатели смогли прибыть как можно быстрее — это было решающим фактором в такой холодный день.

— Кроме экипажа вы много раз благодарили пассажиров, которые в таких страшных обстоятельствах вели себя очень дисциплинированно. Как у них это получилось в такой стрессовой, смертельной ситуации?

— Несмотря на то что каждый человек действовал в собственных интересах, были люди, которые помогали другим. Там была женщина в инвалидной коляске, и пассажиры, и экипаж помогли ей и ее взрослой дочери выбраться наружу. Была семья из четырех человек с двумя детьми, одному из которых было девять месяцев, и другие пассажиры им помогали. Так что не было такого, что каждый был только сам за себя. Конечно, были и крики, и толкотня, но я очень горжусь тем, как вели себя пассажиры и члены экипажа. Наверно, все так хорошо завершилось, потому что люди действовали заодно в такой тяжелой ситуации.

— Есть инженеры, которые говорят, что через пять лет в небе будут летать самолеты, которыми будут управлять автопилоты, но ваш пример говорит о том, насколько важен человеческий фактор в этой профессии. Как вы относитесь к этой перспективе?

— Я думаю, что лучшие системы — это те, которые уделяют достаточно внимания и человеческому, и техническому фактору.

Каждый человек и каждая технология имеют и свои сильные, и свои слабые стороны, и мы должны отвести каждому подобающую ему роль, чтобы сделать всю систему более жизнестойкой.

Я могу обратить ваше внимание на недавнее выступление главы Национального совета по безопасности на транспорте Криса Харта, который выступал с речью в Ассоциации гражданских пилотов. Он вспомнил наш случай и сказал, что сегодня такая ситуация, к счастью, не должна повториться — как раз благодаря технике. Но в то же время он подчеркнул, что люди — это менее предсказуемая часть, но и наиболее адаптивная. Технология может делать то, для чего она была запрограммирована, а человек может справиться с тем, что происходит неожиданно.

— Какой совет вы можете дать молодым пилотам, которые привыкли полагаться на технику?

— Пилота делает успешным то, что я называю профессиональным подходом, — дисциплина плюс умение бороться с отвлекающими факторами. Необходимо выявлять ошибки, прежде чем они смогут нанести вред, и я верю, что этому можно научиться.

— «Чудо на Гудзоне» скоро покажут в России. Хотели бы вы приехать сюда и встретиться с российскими пилотами, которые тоже с интересом будут смотреть фильм?

— Да, конечно. У меня, кстати, был разговор с российскими пилотами год спустя после истории 2009 года.

И кто-то из них сказал, что русские всегда считали, что их пилоты лучше, но у американцев лучше самолеты.

Но после 2009 года они решили это пересмотреть и пришли к выводу, что американские пилоты не хуже. Я был польщен этим комплиментом.

Обоих двигателей

Координаты 40°46′10″ с. ш. 74°00′17″ з. д. H G Я O L

Аварийная посадка A320 на Гудзон - авиапроисшествие , произошедшее 15 января 2009 года . Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 (позывной - Cactus 1549 ) по маршруту Нью-Йорк -Шарлотт -Сиэтл , но всего через 1,5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили, 83 человека получили ранения - 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные .

Всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду; этот случай - шестой, обошедшийся без жертв (после рейсов Pan American-006 , Northwest Airlines-293 и Japan Air Lines-002 , а также Ту-124 СССР-45021 и Ту-134 СССР-65607).

Самолёт [ | ]

Airbus A320-214 (регистрационный номер N106US, серийный 1044) был выпущен в 1999 году (первый полёт совершил 15 июня под тестовым б/н F-WWII). 2 августа того же года был передан авиакомпании US Airways и получил бортовой номер N106US. В начале 2000-х совершал полёты для дочерней авиакомпании US Airways - . Оснащён двумя двухконтурными турбовентиляторными двигателями CFM International 56-5B4/P . На день происшествия совершил 16 299 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25 241 час .

Экипаж [ | ]

Самолётом управлял опытный экипаж, его состав был таким:

В салоне самолёта работали три стюардессы :

Хронология событий [ | ]

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 EST. Спустя 90 секунд после взлёта (в 15:25:30) речевой самописец зафиксировал замечание КВС относительно попадания птиц . Спустя секунду были зафиксированы звуки ударов и быстрое угасание звука обоих двигателей.

Самолёт до столкновения с казарками успел набрать высоту 975 метров. КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолёта со стаей птиц, в результате которого были выведены из строя оба двигателя. Потеря тяги обоих двигателей была подтверждена предварительным анализом записей обоих бортовых самописцев .

Пилотам удалось развернуть лайнер, взлетавший на север, на юг, спланировать над рекой Гудзон , не задев мост Джорджа Вашингтона , и приводнить лайнер напротив 48-й улицы Манхэттена , при этом не разрушив тяжёлый заправленный самолёт. Окончательно он остановился напротив 42-й улицы . Всего самолёт пробыл в воздухе (с момента взлёта до приводнения) около 7 минут.

После приводнения самолёт остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на обе плоскости крыла . Все находившиеся на борту пассажиры были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к приводнившемуся самолёту (рядом с местом приводнения находилась одна из паромных переправ между Манхэттеном и Нью-Джерси).

Операция по спасению пассажиров и экипажа рейса 1549

78 человек получили медицинскую помощь по поводу незначительных травм и переохлаждения (температура воды была достаточно низкой, разные СМИ приводили цифры от «около нуля» до порой отрицательной температуры воды ).

Пострадавшие [ | ]

В момент приводнения 78 пассажиров получили повреждения различной степени тяжести, не представляющие опасности для жизни. Почти все пострадали от гипотермии. Наиболее серьёзную травму получила стюардесса Дорин Уэлш (глубокая рана ноги). 24 пассажира и двое спасателей были госпитализированы в местные больницы, но большинство из них в тот же день были отпущены. Один из пассажиров получил повреждения глаз от разлившегося в воде авиатоплива и был вынужден носить очки.

После происшествия все пассажиры получили компенсацию за потерянный багаж в размере 5000, а те из них, кто смог доказать более крупный размер потери, получили дополнительную компенсацию. Позднее находившиеся на борту в момент аварии дополнительно получили по $ 10 000 за отказ от дальнейших претензий к авиакомпании US Airways.

Повреждения самолёта [ | ]

Перо канадской казарки, найденное в двигателе №1

В результате посадки, а также спасательных и буксировочных работ планер самолёта получил значительные повреждения. В двигателе № \2 (правом) были обнаружены органические останки и птичье перо , двигатель №1 (левый) отделился при приводнении и затонул, но 23 января 2009 года он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу .

Расследование [ | ]

Расследованием причин происшествия на Гудзоне занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) .

На заседании пилотам Салленбергеру и Скайлзу предъявили претензии, грозившие им уголовной ответственностью, за то, что они (якобы) могли посадить самолёт в аэропорту вылета или в других ближайших аэропортах ( и Ньюарк в Нью-Джерси), но не сделали этого, а приводнились на реку Гудзон. Как доказательство NTSB привели показания с симуляторов , на которых была смоделирована та же ситуация, и во всех случаях пилотам-экспертам удавалось посадить самолёт в Ла-Гуардии, Тетерборо и Ньюарке.

В своё оправдание пилоты заявили, что на принятие решений им было отведено около 5 секунд (хотя в симуляторах на это отводилось около 20 секунд), что и подтвердилось по показаниям, взятым с речевого самописца. После этого совет NTSB принял решение вставить в симулятор полёта рейса 1549 те цифры затрат времени, что были сняты с самописца. После этого (в прямом эфире) ни один из пилотов симулятора не сумел посадить самолёт на ближайшую ВПП.

После просмотра всех вариантов решения этой ситуации все обвинения с пилотов были сняты.

Окончательный отчёт расследования NTSB был опубликован в апреле 2010 года.

Дальнейшая судьба самолёта [ | ]

Пострадавший самолёт в авиамузее «Каролинас»

После эвакуации пассажиров самолёт был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра (приблизительно в 6 километрах от места приводнения), где был произведён его подъём.

После окончания расследования лайнер был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (Северная Каролина). Сначала самолёт стоял без двигателей, полностью он был представлен к осени 2012 года .

Стихия не считается с мировым финансово-экономическим кризисом, а от отказов техники не гарантируют даже самые надежные бренды на рынке воздушных перевозок. 2009 год запомнится читателям новостей как год землетрясений и авиакатастроф. "Лента.ру" представляет обзор мировых происшествий и катастроф, произошедших за последние двенадцать месяцев.

Апеннины в руинах

Отчет о жестоких выходках природы и прочих превратностях судьбы за 2009 год можно начинать с весны. В ночь на 6 апреля произошло сильное землетрясение в Италии, эпицентр которого пришелся на город Аквила, расположенный в 85 километрах к востоку от Рима.

Примерно в полчетвертого утра разбуженные жители Аквилы начали покидать свои дома, испугавшись сильных подземных толчков. Возможно, многим из них поспешная эвакуация спасла жизнь - в результате землетрясения в городе были повреждены десятки жилых домов, старинные церкви. Несколько зданий обрушилось, в том числе корпус студенческого общежития.

Вернуться в свои дома люди не решались - подземные толчки происходили и дальше с регулярностью примерно раз в полчаса. Количество жертв и разрушений неумолимо продолжало расти. Если сначала сообщалось о нескольких десятках погибших и примерно 17 тысячах людей, оставшихся без крыши над головой, то к концу стихийного бедствия эти цифры выросли в несколько раз.

Землетрясение нанесло ущерб по всему центру страны - в Риме, Молизе, Умбрии, Кампании. Однако более всего пострадал регион Абруццо, административным центром которого является Аквила.

6 апреля премьер-министр Италии Сильвио Берлускони ввел в стране чрезвычайное положение. Он также обратился за помощью к Евросоюзу - в итоге на ликвидацию последствий стихийного бедствия ЕС выделил около 30 миллионов евро. Примерный ущерб Италии в европейской валюте составил не менее 3 миллиардов. К середине апреля погибшими считались почти 300 человек, еще 70 тысяч остались без крова.

Если верить сейсмологам, причиной землетрясения стало смещение Африканской и Евразийской литосферных плит, граница между которыми находится чуть южнее Апеннинского полуострова. Смещение повлияло на геологический разлом, проходящий с севера на юг вдоль Апеннинской гряды. Очаг землетрясения находился как раз на линии этого разлома, приблизительно на глубине десяти километров.

Как и всегда в подобных случаях, в прессе начались разговоры о том, можно ли было предупредить стихийное бедствие. В центре внимания оказался ученый Джоакино Джулиани, который предупреждал о землетрясении за месяц до происшедшего. Тогда власти не придали значения предупреждению Джулиани и призвали перестать сеять панику через интернет.
Впрочем, глава Национального института геофизики и вулканологии Италии, отвечая на вопросы журналистов уже после катастрофы, вполне внятно обосновал позицию государства: "Каждый раз, когда происходит землетрясение, находятся люди, утверждающие, что знали о нем заранее. Но, уверяю вас, точно предсказать подобное невозможно".

Гибель Паданга

По сравнению с событиями в Италии, землетрясение в индонезийской провинции Западная Суматра, из-за географической удаленности этого региона от Европы, может показаться не очень значительным. Но лишь на первый взгляд.

30 сентября 2009 года стихия фактически стерла с лица земли целый город - столицу Западной Суматры Паданг. Город с населением более 750 тысяч жителей был разрушен на три четверти. В число пострадавших сооружений попали две больницы, а также аэропорт, который позже вернулся к работе в аварийном режиме.

Тысячи людей оказались под завалами, но даже те, кто не получил ранений, выбравшись из-под обломков невредимыми, попали в очень тяжелое положение. После землетрясения Паданг накрыл проливной дождь, вместе с которым в город пришли панические слухи о приближающемся цунами. За несколько дней до событий на Суматре гигантская волна обрушилась на другой тихоокеанский архипелаг Самоа.

К счастью, слухи не подтвердились, но и без цунами жертвами землетрясения в Индонезии стали более 1300 человек. Более 2400 были госпитализированы с различными ранениями.

В течение нескольких часов после удара стихии на Суматру были направлены многочисленные бригады врачей и спасателей из других районов страны, а также начала поступать гуманитарная помощь от остального мира. Не осталась в стороне и Россия - 1 октября в Индонезию отправились два самолета МЧС.

Причиной катаклизма стало географическое положение Индонезии, уже привычной к подобным выходкам природы. С точки зрения сейсмологов, Паданг расположен крайне опасно - он стоит практически на границе двух литосферных плит - Индо-Австралийской и Евразийской. Эпицентр землетрясения находился в 47 километрах от Паданга.

Подземные толчки были настолько сильными, что ощущались даже в столице Индонезии Джакарте, расположенной в 940 километрах от эпицентра. Как выяснилось позднее, магнитуда первого толчка составила 7,6. Затем произошло еще около 20 сотрясений, магнитуда которых достигала 6,0. А уже 1 октября на острове Суматра был зафиксирован еще один толчок магнитудой 6,8, который, впрочем, к жертвам и разрушениям не привел.

Манила просит о помощи

Примерно через месяц после бедствия в Индонезии стихия испытала на прочность еще одно тихоокеанское государство - Филиппины. На острова обрушились один за другим несколько тропических штормов. Самый крупный из них - "Кетсана" - достиг филиппинского побережья 26 октября.

В течение 12 часов на острова выпало более 40 сантиметров осадков - рекордная норма за последние 40 лет. Ливни сопровождались ураганным ветром - от 85 до 100 километров в час. Столица страны - Манила - была в короткий срок затоплена почти на 80 процентов.

Президенту Филиппин Глории Арройо пришлось добираться на экстренное заседание правительства по монорельсовой надземной дороге, а часть пути даже проделать пешком. Но многим филиппинцам повезло гораздо меньше. Скорость прибывания воды была столь высока, что люди не успевали спасти даже документы и деньги, а некоторые утонули прямо в своих домах. Те, кто пытался отсидеться на крышах, зачастую оказывались в воде из-за обрушения строений.

В стране было объявлено чрезвычайное положение, развернуты лагеря для людей, оставшихся без крыши над головой. А их по приблизительным подсчетам набралось до 100 тысяч. Количество погибших в результате наводнения превысило 300 человек. Еще около сотни филиппинцев погибли от следовавшего за "Кетсаной" тропического шторма "Парма". Для ликвидации последствий нескольких штормов подряд Филиппинам пришлось прибегнуть к помощи американских спасателей и военных.

Нелетное лето

Если весна и осень 2009 года были отданы на откуп бушующей стихии, то лето прошло под знаком крупных авиакатастроф. Утром 1 июня в воды Атлантического океана рухнул аэробус компании Air France, летевший из Рио-де-Жанейро в Париж. Когда самолет находился в 350 километрах от побережья Бразилии, связь с ним прервалась. На борту A330-200 находились 228 человек.

Причиной катастрофы могла стать как техническая неисправность самолета, так и сложные погодные условия. Исходя из расшифровки последних автоматических сообщений, полученных с борта, установлено, что аэробус разрушился при ударе о воду.

Позже были найдены и опознаны тела 50 пассажиров. Кроме этого спасателям удалось обнаружить лишь отдельные фрагменты человеческих тел. До сих пор не найдены и "черные ящики" аэробуса, хотя Франция не оставляет попыток отыскать их. В декабре было объявлено о проведении новой операции совместно с экспертами ВМС США и американского Национального комитета безопасности перевозок.

Операция будет проводиться при помощи эхолокаторов и роботизированных подводных лодок. Поиски затрудняет большая глубина (до 7 тысяч метров) в том месте, где, как предполагают, затонул самолет. Новый поход за бортовыми самописцами начнется не раньше февраля 2010 года.

Не прошло и месяца с момента катастрофы в Атлантике, как еще один аэробус утонул вместе с пассажирами. 30 июня в районе Коморских островов в Индийском океане разбился самолет компании Yemenia Airways, следовавший в столицу островного государства - город Морони. На борту лайнера находились 142 пассажира. 66 из них были гражданами Франции, почти все остальные являлись гражданами Коморских островов. Вместе с пассажирами погибли 11 членов экипажа.

Единственной выжившей в катастрофе стала 14-летняя девочка, которая была срочно госпитализирована. Состояние подростка врачи оценили как стабильное.

К сожалению, кроме нее никого из пассажиров аэробуса спасти не удалось. В районе катастрофы, а также на окрестных островах за время спасательных мероприятий было обнаружено более десятка тел, которые предположительно принадлежали пассажирам A310-300. Также были опровергнуты появившиеся в СМИ сообщения о еще двух выживших - маленьком ребенке и пилоте аэробуса.

"Черные ящики" самолета спасателям найти удалось, однако точная причина катастрофы до сих пор не установлена. Как и в случае с лайнером Air France, рассматривается версия о неблагоприятных погодных условиях. По другой версии, разбившийся самолет находился в плохом техническом состоянии.

Еще один пассажирский рейс в летнем "черном списке" - Ту-154, летевший из Тегерана в Ереван. 16 июля самолет компании Caspian Airlines разбился при заходе на аварийную посадку в одном из иранских аэропортов. На борту находились 168 человек, в том числе 153 пассажира. Все они погибли. Авария произошла через 16 минут после взлета.

От этой катастрофы в памяти осталось две дополнительных неприятных детали. Во-первых, на борту Ту-154 находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо в полном составе. Во-вторых, самолет незадолго до крушения прошел полное техническое обслуживание в российских Минеральных Водах.

После прохождения техосмотра Ту-154 имел допуск к полетам по 2010 год включительно. При этом официальной причиной крушения была названа остановка двигателя. После катастрофы правительство Ирана запретило местным авиакомпаниям покупать и арендовать подержанные самолеты российского производства.

Чудо на Гудзоне

Чтобы завершить катастрофический отчет за 2009 год на позитивной ноте, вернемся в самое начало года. 15 января Америка едва не стала свидетельницей очередной крупной авиакатастрофы, но вместо нее случилось то, что вскоре стали называть не иначе как "гудзонским чудом".

Аэробус A-320 авиакомпании US Airways, следовавший из нью-йоркского аэропорта "Ла Гуардиа" в Шарлотт, штат Северная Каролина, уже через несколько минут после взлета столкнулся со стаей птиц и повредил двигатели. Решение сидевшему за штурвалом Чесли Б. Салленбергеру III пришлось принимать буквально в течение нескольких секунд.

Сначала пилот хотел вернуться обратно в нью-йоркский аэропорт, и диспетчеры дали на это разрешение. Затем Салленбергер передумал, решив посадить самолет в ближайшем аэропорту Тетерборо, штат Нью-Джерси. После этого связь с бортом пропала.

В дальнейшем находившиеся в домах по берегам Гудзонского залива люди могли наблюдать удивительную картину. Некоторые даже с перепугу приняли происходящее за повторение событий 11 сентября 2001 года. Самолет, находившийся на высоте около километра, начал резко снижаться и, пролетев над мостом Джорджа Вашингтона, сел прямо на поверхность реки. Вопреки опасениям, что аэробус тут же утонет, он удержался на плаву и начал медленно дрейфовать на юг.

Находившиеся внутри пассажиры надели спасательные жилеты и по возможности забрались на спинки кресел. Из-за открытия аварийных выходов в салон хлынула вода. Осознав, что лайнер приводнился удачно, люди начали выбираться на крышу.

Тем временем самолет постепенно набирал воду и стал погружаться в Гудзон. На помощь пассажирам спешно отправились полицейские и спасательные катера, суда береговой охраны, частные паромы.

Спасатели сработали оперативно - в результате никто из 155 пассажиров не погиб, 78 из них пострадали, но в основном от обморожения. Пострадавших доставили в больницы Манхеттена и Нью-Джерси, однако большинству из них продолжительное лечение не понадобилось. Полузатонувший аэробус отбуксировали вниз по Гудзону и пришвартовали в Нью-Йоркской гавани у Бэттери-парка.

Пилот Челси Б. Салленбергер III стал в Америке национальным героем. Пресса ласково прозвала его "Салли", а в социальной сети Facebook в считанные часы после катастрофы открылось сообщество поклонников автора "чуда на Гудзоне". К концу 2009 года в него вступили около 20 тысяч пользователей.

18 февраля 1945 года во время наступательной операции в Германии Александр Покрышкин успешно посадил самолет на автомагистраль Бреслау-Берлин. Шоссе шириной 9 метров было слишком узким для штатной посадки боевой машины. Однако летчик пошел на риск. Маневр Покрышкина стал хрестоматийным и вошел в учебники авиации.

Пример командира

Гвардии полковник Покрышкин командовал тогда истребительной дивизией. Разворачивалось наступление на Берлин. Линия фронта быстро отодвигалась от полевых аэродромов, из-за распутицы оборудовать новые взлетные полосы было крайне сложно. Наши истребители почти всё горючее расходовали на то, чтобы достичь переднего края, побыть над полем боя считанные минуты и быстро возвращаться. А войскам была нужна поддержка с воздуха. Комдив пошел на рискованный эксперимент, решив использовать в качестве взлетно-посадочной полосы автобан. На своей «Аэрокобре» он выполнил посадку идеально. А вслед за командиром освоили этот прием и другие летчки. Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная авиадивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с участка обыкновенной автострады, не имея при этом ни одной аварии.

Но не только в военной, но и в гражданской авиации были случаи удачной посадки вне аэродрома в экстремальных условиях. В некоторых из них пилоты совершили чудо.

Посадка на автотрассе

Легкие самолеты несколько удачно садились на магистрали. 4 октября 2013 года в Сан-Хосе (США) пилот, перевозивший пассажира в самолете Bellanca 7ECA, обнаружил неполадки в двигателе, которые могли привести к аварии. Связавшись с авиадиспетчером, он объяснил ситуацию и попросил разрешения сесть на шоссе. Авиадиспетчер связался с дорожной полицией, которая экстренно, несмотря на час пик, освободила участок, необходимый для посадки. Пилот благополучно посадил свою «Биланку».

Были посадки и на загруженные магистрали. В этом случае успех зависел не только от сноровки пилота, но и от реакции водителей.

20 августа 2012 года легкий самолет, имевший перебои в работе двигателя, сел на шоссе Рига — Вентспилс (Латвия). При этом никто не пострадал. Правда, самолет повредил шасси, поскольку посадка прошла в нештатном режиме. В результате инцидента возникла многокилометровая пробка.

5 апреля 2010 года аналогичный случай произошел в Австралии. При этом 18-летний пилот воспользовался резервной полосой, которая не была загружена. Немного помятый самолет был удален с трассы при помощи автоэвакуатора.

25 августа 2009 года посадка «Сессны» в Калифорнии доставила жестянщикам работы побольше. Начинающий пилот не рассчитал необходимого для полета запаса топлива. В результате произошла остановка двигателя, и самолет спланировал на шоссе. Не успел уйти от этой неожиданной встречи лишь один автомобиль — VW Golf. Но все это, повторим, были легкие самолеты.

На воде

Шанс спасти несколько десятков человек при приводнении тяжелого пассажирского лайнера вполне реален. За всю историю было зарегистрировано 5 таких случаев.

Вечером 15 октября 1956 года лайнер Boeing 377 Stratocruiser, принадлежавший компании Pan Am, вылетел из Гонолулу в Сан-Франциско. На борту находилось 24 пассажира и 7 членов экипажа. 16 октября над Тихим океаном отказали 2 двигателя из 4. Командир лайнера принял решение садиться на воду. В результате никто из находившихся на борту не пострадал, если не считать царапин и синяков. Пассажиры и экипаж успели перебраться на спасательные плоты до того, как самолет ушел на дно. Через час спасенных подобрал катер береговой охраны.

21 августа 1963 года на Неве в черте Ленинграда приводнился лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот», следовавший из Таллина в Москву. Вырабатывая над городом топливо для экстренной посадки в аэропорту «Пулково» (у самолета заклинило стойки шасси), экипаж столкнулся с новой проблемой. Отказали оба двигателя. Пилоты спланировали на воду. В результате выжили все — 45 пассажиров и 7 членов экипажа.

22 ноября 1968 года лайнер DC-8 японских авиалиний Japan Airlines, совершавший рейс из Токио в Сан-Франциско, приводнился в полукилометре от американского побережья. Однако это была не аварийная посадка, а летная ошибка. В условиях густого тумана капитан ориентировался по показаниям радиовысотомера, который, как выяснилось, давал ошибку в 60 метров. И пилот, решивший, что садится на ВПП, очень технично приводнился. В результате никто из 96 пассажиров и 11 членов экипажа не получил даже легких ушибов.

17 июля 1972 года Ту-134, принадлежащий министерству авиации, проходил испытательный полет, в котором исследовались экстремальные режимы работы электрооборудования. Внезапно сеть «вырубилась», остановились топливные насосы, заглохли двигатели. Лайнер посадили на Икшинское водохранилище. Никто из 5 членов экипажа не пострадал.

15 января 2009 года Airbus A320 авиакомпании US Airways, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл, столкнулся со стаей диких гусей. Оба двигателя в результате полученных повреждений заглохли. Командир корабля Чессли Салленбергер, бывший военный пилот, посадил лайнер со 150 пассажирами на борту на реку Гудзон. Все выжили. Правда, 5 человек получили серьезные травмы.

В тайге

И, наконец, самый невероятный случай, который имел место 7 сентября 2010 года в России.

Лайнер Ту-154, принадлежавший авиакомпании «Алроса», совершал рейс из города Удачного в московский аэропорт «Домодедово» с 72 пассажирами на борту и 9 членами экипажа. На высоте 10600 метров исчезло электропитание. В связи с чем перестали работать навигационные системы, связь и перекачивающие насосы. В расходном баке оставалось топлива на 30 минут полета. Все попытки запустить запасной генератор успеха не имели. Экипаж начал искать место для аварийной посадки.

На земле, потеряв связь с лайнером, определяли его местоположение по автоматическому аварийному радиомаяку.

И случилось чудо — летчики «набрели» на заброшенный аэродром аэропорта «Ижма» (республика Коми), который использовался в качестве вертолетной площадки. ВПП длиной в 1325 метров была коротка для тяжелого лайнера. Однако начальник вертолетной площадки Сергей Сотников поддерживал полосу в рабочем состоянии, очищая ее от кустарника и молодых деревьев. Хоть в его обязанности это и не входило.

В результате лайнер успешно приземлился, несмотря на то, что из-за неработающих закрылков посадочная скорость оказалась существенно выше нормированной. Выкат за полосу, где начинался кустарник и мелколесье, составил 160 метров. Никто не пострадал.

Сергей Сотников был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Командиру корабля Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову присвоены звания Герой России. Остальные 7 членов экипажа награждены Орденами Мужества.

В настоящее время перевозками людей занимаются несколько сфер: автомобильная, железнодорожная и, конечно же, авиационная. Последняя, кстати, считается самой безопасной, так как количество аварийных ситуаций гораздо меньше. Полет в самолете один из самых комфортных и быстрых, поэтому большинство склоняется все-таки к этому виду перемещения из пункта А в пункт В . Но не всегда все бывает так, как задумывается изначально.

Без вариантов
Бывают такие случаи, что самолету необходимо сделать вынужденную посадку. К примеру, отказал или загорелся двигатель. Садиться приходится абсолютно в любое место. Так в конце 60-х годов русский летчик по фамилии Мостовой сделал вынужденную посадку на Неву , когда у самолета Ту-124 отказал правый двигатель.

Через несколько десятилетий история повторяется. В этот раз обязан был спасти пассажиров, сделав вынужденную посадку на Гудзон . Очередное героическое спасение людей нельзя оставлять без внимания.

«Top flyer»
– молодой и амбициозный юноша, увлекшийся авиатехникой еще в далеком детстве. В тот год, когда советский летчик совершил вынужденную посадку, Чесли уже был членом общества IQ Менса . На тот момент ему было всего-навсего двенадцать лет от роду.

Через несколько лет он вступает в один известный аэроклуб. Там же приходит осознание того, что быть летчиком – вот мечта всей его жизни. Ради этого он был готов на все. Чуть позже, когда Чесли стал совершеннолетним, он поступил в летную академию Соединенных Штатов Америки . Понравившись всем преподавателям и доказав, что молодой юноша заслуживает быть летчиком, он заканчивает учебное заведения с самой высокой квалификацией – Top Flyer , что переводится на русский язык как «летчик высшего класса».

Семь долгих лет Салленбергер работал летчиком военной авиации, выполняя различные боевые задания. Со временем он понимает, что это не совсем то, чем он хотел заниматься всю жизнь. И затем он совершает одно из важнейших решений в своей жизни – переходит в гражданскую авиацию. Тут у него карьера пошла в гору. Даже открыта своя небольшая фирма, которая консультирует людей по авиабезопасности.

Но большую часть времени и сил летчик тратил именно на то, что ему нравилось – управление воздушным судном. Более тридцати лет он был одним из лучших пилотов известной авиалинии США – US Airways , где за всю практику не было ни одного несчастного случая.

Ох уж эти птицы
Реальная история чуда на Гудзоне начинается в январе 2009 года. Пилот как обычно приходит на работу, где ему предстояло перевезти пассажиров из Нью-Йорка в Сиэтл с посадкой в Шарлотт . Пассажирский авиалайнер должен был взлететь в 15:20.

Интересный факт: пилот всю жизнь проработал только в US Airways, даже не подумав сменить авиакомпанию.

Полет должен был выполняться на Airbus A320 , который выпустили в 1999 году. За все время эксплуатации лайнер ни разу не вызывал нареканий, так как плановое техническое обслуживание проходило вовремя. Второй пилот – Джеффри Скайлз , который около двух десятков лет проработал в этой компании, но на А320 сел второй раз в жизни.

Всего на борту самолета находилось чуть больше 150 человек, включая летчиков и стюардесс. Но сразу же после поднятия в небо, примерно через полторы минуты, случилось ужасное – навстречу лайнеру попалась большая стая гусей. Если бы птицы попали в один двигатель, что повлекло бы за собой его отказ, то самолет долетел бы до пункта назначения, используя другой. А в этом случае гуси оказались в обоих двигателях, которые, как ни странно, отказали.

Пассажиры в салоне самолета слышали сильные удары. Запах дыма проникал вовнутрь, а некоторые люди через окно иллюминатора видели горящие двигатели, что, конечно же, навело огромную панику внутри салона.

Искупаемся?
Чесли сообщил диспетчерам, находящимся на земле, о том, что он обязан совершить вынужденную посадку. Так как самолет был в воздухе полторы минуты и не сумел подняться на нужную высоту, вывод был сделан сразу – возвращаться бесполезно, потому что лайнер попросту не долетит. Была также мысль о том, чтобы посадить воздушное судно в соседнем городе – Тетерборо . Но ситуация повторяется: запаса высоты не хватит долететь до места назначения. На этом моменте связь с землей прерывается. Пилоты принимают решение повернуть А320 в сторону юга, где протекает река Гудзон . Увидев перед собой огромный мост имени Вашингтона, Чесли с напарником смогли его облететь, приземлившись на воду. В этот момент в салоне авиалайнера была уже серьезная паника, но пилот успокоил людей словами: «Внимание, вынужденная посадка на воду. Всем сохранять спокойствие» .

Посадка прошла успешно – пострадали всего несколько человек, но не погиб никто. Самолет на несколько секунд погрузился под воду, а затем «вынырнул» наружу. Прыжком за борт из лайнера было не выбраться, так как это могло повлечь за собой смерть. Все потому, что за окном морозный январь, а вода, естественно, ледяная.

Тогда пассажиры начинали выбираться на крылья и корпус самолета. Сотрудники береговой охраны и добровольцы, располагающие плавательными средствами, двинулись на помощь. Все люди были спасены. А капитан, как полагается, покидает борт последним, убедившись в том, что на нем никого не осталось.

Честь и слава
Лайнер был отбуксирован к ближайшему берегу и передан в музей. После реальной истории самолета, получившей название «Чудо на Гудзоне», в небо он больше ни разу не поднимался.

Летчик получил мировую славу, героически спасши людей. Многие телевизионные шоу начали приглашать Чесли в гости, чтобы вновь услышать эту страшную историю из первых уст.

Спустя несколько лет на телеэкраны выходит фильм с одноименным названием «», главную роль в которой играет известный актер Том Хэнкс.