Какую Пасху отмечал Христос? Что такое Песах? Гид по еврейской Пасхе История праздника пейсах.

Таким образом, Песах отмечается 7 дней в Израиле и 8 дней в других странах, где живут евреи. В первый и последний день Песаха запрещено работать, поэтому эти дни – выходные.

Впрочем, вся пасхальная неделя является в Израиле «полурабочей» – либо с сокращенным рабочим днём, либо и вовсе объявляются «каникулы».

Когда существовал ещё Иерусалимский храм, праздник Песах был временем паломничества к нему. Ныне же часто израильтяне используют пасхальную неделю для поездок вместе с семьёй.

Песах знаменует собой Исход израильтян из земли Египетской, в светском же восприятии это праздник возрождающейся весны и обновления. Однако, есть ещё варианты этимологии названия праздника.

«Песах» переводится как «уста говорящие» – этот праздник предписывает говорить, рассказывать об истории освобождения евреев от египетского ига.

Отсюда традиция остерегаться разговоров, отвлекающих от сути праздника, особенно это касается первого дня Пасхи, вечернего семейного застолья. Слово «песах» имеет ещё одно значение – «пропускать».

Мы помним про 10 казней египетских, самая страшная из которых – это умерщвление первенцев. Эта кара постигла все египетские дома, но Бог пропустил («песах» – на иврите) дома евреев.

К такому великому празднику израильтяне готовятся заранее. Ровно за неделю до начала праздника Песах, в Великую субботу, раввин выходит на площадь и обращается ко всем горожанам с религиозными предписаниями. А их в пасхальную неделю предостаточно.

Самая основная заповедь еврейской Пасхи: не есть хамец. Хамец – это пища, приготовленная на основе сбраживания. Если мы замесили тесто и не испекли его в течение 18 минут – мы сделали хамец. Это строжайшее, очень жёсткое и бескомпромиссное требование.

Существует легенда, что перед исходом из египетской земли, в спешке и суете евреи не успели заквасить тесто, поэтому напекли простых пресных лепёшек.

С тех пор самое главное ритуальное блюдо на Песах – это маца: те самые пресные лепёшки. Также во все блюда, где одним из ингредиентов является мука, вместо неё в пасхальные дни используется перемолотая в пыль маца.

Существует традиция в канун праздника Песах проводить поиск хамца. Для этого во всём доме проводят тщательную уборку, а потом, помолясь, хозяин дома в молчании, при свечах ищет хамец в каждом уголке. Найденный хамец надлежит уничтожить (например, сжечь). Конечно, есть в этом ритуале некоторая символичность, например, иногда хамец специально подкладывают для того, чтобы его потом найти.

А весь ненайденный хамец можно аннулировать, произнеся положенные слова. Ещё один любопытный факт: если в доме много этой запретной еды, и хозяин не хочет её уничтожать, можно временно «продать» хамец любому не израильтянину.

Стол на Пасху должен быть непременно нарядным и даже роскошным. Обязательны живые цветы – сама природа должна присутствовать за столом.

Светлая скатерть и салфетки в тон ей – тоже обязательный атрибут праздника, желательно, чтобы они были сделаны из льна. Скатерть должна закрывать стол полностью, но в то же время не свешиваться до пола. На еврейскую Пасху нужна особая посуда – фарфоровая или серебряная.

Во многих семьях такая посуда хранится целый год и достаётся только на Песах. Блюдо с мацой, конечно же, занимает почётное место на пасхальном столе.

Не менее значимое место занимает особая пасхальная тарелка. В ней 6 ячеек. В первой лежит косточка – символ пасхальной жертвы, во второй – крутое яйцо (обычное праздничное жертвоприношение). В следующей ячейке находится марор – это горькая зелень.

Затем харосет – смесь орехов, сухофруктов, специй и вина, карпас– овощ, который едят, макая в посоленную воду, которая символизирует слёзы, политые евреями в Египте. И снова горькая зелень. Конечно, это не единственные ритуальные блюда, но, пожалуй, самые значимые.

За праздничным столом обязательны молитвы и чтение текстов из Торы. Ещё один важный ритуал: каждый должен выпить 4 стакана виноградного вина или сока – в этом тоже есть свой символ.

Первый и последний Песаха не следует работать. Первый вечер накануне праздника – это семейная трапеза (седер), а последний день Пасхи, когда вспоминают события на море, где расступившиеся волны позволили израильтянам пройти, а войско египтян потопили, сомкнувшись, следует провести у воды.

И в заключение путешествия в праздничный Израиль (напомним, что Песах в 2020 году начнётся 8 апреля) рецепт мясного цимеса.
Это ещё одно важное блюдо на еврейском пасхальном столе.

Итак, берём 1,5 кг. мяса с шеи или лопатки, чуть больше килограмма моркови, 2 больших картофелины, 1.5 чашки сахара, 1 чашку мёда, щепотку соли. Мясо режем кубиками, измельчаем морковь и картофель.
Кладём всё это в кастрюлю, наполненную на три четверти водой. Добавляем сахар, мёд, соль и варим полтора-два часа.

Бэ теавон! Что в переводе с иврита значит: приятного аппетита!

В пятницу вечером, 30 марта, иудеи начнут отмечать Пасху, которая в их вероисповедании имеет название Песах.

В отличие от других религий иудеи празднуют Песах в течение семи-восьми дней (в зависимости от места пребывания определенного семейства, - ред.). Ежегодно праздник отмечается с вечера 14 дня весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. В этом году этот период припадает с 30 марта по 7 апреля.

Песах является одним из наиболее древних и значимых праздников в еврейской культуре. В это время принято собираться за столом всей семьей, трапезничать, говорить об истории своего народа и вспоминать самые знаковые события. Важно, чтобы праздник отметил каждый еврей, вне зависимости от финансовых возможностей и положения в обществе.

История праздника

В религиозной традиции Песах посвящен освобождению еврейского народа от рабства - 400 лет евреи находились в рабстве у египтян. Для освобождения богоизбранного народа Господь послал на египтян 10 казней (превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и гибель первенцев). И только после десятой фараон отпустил евреев на свободу. Согласно Пятикнижию накануне последней из десяти казней египетских - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог "прошел мимо" (пасах) домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. В этот же день Моисей освободил еврейский народ, выведя его за пределы Египта

"Пе-сах" толкуется как "уста говорящие", и это соответствует тому, что главная заповедь этого праздника - говорить, рассказывать об истории Исхода.

Традиции праздника

Подготовка к празднику начинается заблаговременно. Главным этапом является уборка в доме - принято выбрасывать все продукты и напитки, которые были приготовлены путем сквашивания или брожения.

Главной традицией недели Песаха является праздничный ужин - седер.

Также важно не употреблять квасные продукты (пиво, дрожжевой хлеб, макароны и все продукты, которые прошли процесс брожения, - ред.).

В частности, в праздник запрещено употреблять:

  • злаки, которые входили в контакт с жидкостью (пшеница, ячмень, рожь, овес, полба);
  • перловку, кукурузу, горошек из-за того, что в них может начаться процесс брожения;
  • мучные изделия (хлеб, булки, макароны, печенье, торты и прочее);
  • хлопья, изготовленные из злаков;
  • солодовые и дрожжевые продукты, горчица;
  • алкогольные напитки (пиво, сидр, пшеничная водка, виски);
  • маринованные продукты с солодовым уксусом, фруктовой эссенцией.

В первый день праздничной недели перед ужином принято читать послание, описывающее события Исхода из Египта.

На праздничный стол необходимо ставить новую посуду, которую перед этим тщательно вымывают. Также должно быть специальное блюдо - кеар - на которое выкладывают следующие угощения:

  • зроа - жареная баранья голень, либо куриная ножка - ритуальный символ жертвоприношения;
  • бейца - вареное яйцо - символ скорби о разрушенном Храме в Иерусалиме;
  • карпас - зелень петрушки - символ скудного рациона евреев в Египте.

Также в седер подают измельченные яблоки и финики, которые символизируют глину, из которой иудеи изготавливали кирпичи во времена рабства, и хрен с листьями салата - символ горечи и страданий в рабстве.

Ни в коем случае нельзя забывать и о маце - пресной лепешке, которую выпекают перед праздником.

Особенным атрибутом седера являются мисочки с соленой водой. Таким символичным образом евреи чтят память женщин, которые пролили слезы, узнав о приказе убить всех первенцев.

Также во время праздничного ужина каждый взрослый еврей должен выпить четыре чаши вина, которые означают обещания Бога для еврейского народа. Дети и больные употребляют виноградный сок.

Стоит отметить, что первый и последний день праздника в Израиле являются выходными, в эти дни работать запрещается. В последний день Песаха в синагогах проводят церемонию "разделения вод" в память о том, что Господь осушил воды Красного моря, чтобы евреи могли перейти его, а затем обрушил волны на врагов.

Песах и Пасха: в чем отличие

Светлый праздник Пасхи посвящен Воскресению Иисуса Христа, в то время как Песах - исходу евреев из Египта. Седер, он же пасхальный ужин, в христианской традиции получил название Тайной вечери. То есть оба праздника тесно связаны как, событийно, так и в богословской трактовке.

Согласно Евангелию Иисус с учениками вошел в Иерусалим, когда древние иудеи как раз готовились отмечать Песах. Таким образом все события Страстной недели происходили как раз во время отмечания Песаха.

Кроме того, как правило, православная Пасха календарно привязана к евангельским событиям и наступает через неделю после Песаха.

Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю

И восемь дней в странах диаспоры .

Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - праздничные в полном смысле (иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготов­ление пищи разрешено); в остальные дни - хол х а-мо‘эд (`праздничные будни`) - работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма , не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй (Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг х а-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца ; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (х аг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (тал ) и полностью - Х аллел (в странах рассеяния Х аллел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней ; в последний день Песаха читается Х азкарат нешамот . Этот день принято связывать с переходом через Красное море . В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы (хаг х а-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее - на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошиях у централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского . Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

Праздник Песах (Пасха) является наиболее древним и значимым в еврейской культуре, однако он знаменует не , как у христиан, а исход евреев из Египта.

Во время Песаха евреи собираются за праздничным столом, проводят традиционную пасхальную церемонию, говорят об истории своего народа, вспоминают лишения и знаковые события. Считается, что этот праздник должен достойно отметить каждый иудей, независимо от своего материального и социального положения.

Евреи используют солнечно-лунную систему летоисчисления, поэтому согласно привычному для нас григорианскому календарю, дата проведения Песаха каждый год разная. Празднование традиционно начинается с 14 дня месяца нисана, и длиться 7 дней в Израиле и 8 за его пределами. Еврейская Пасха (Песах) в 2017 году выпадает на 11-17 апреля.

История праздника

История праздника Песах связана с библейскими событиями, в частности, выводом Моисеем евреев из Египта. Согласно сказаниям, перед тем, как наслать на Египет последнюю из 10 казней, Бог приказал евреям заколоть и зажарить ягнят, а их кровью пометить двери.

В ночь на 14 нисана Всевышний миновал дома евреев, на которых были сделаны отметки, а в остальных семьях умерли все первенцы. После этого Моисей вывел еврейский народ за пределы Египта.

Название Песах пошло от слова «песах», которое в переводе с иврита означает «обойти, пройти мимо». Таким образом, праздник назван в честь того, что беда обошла дома евреев, и они получили свободу.

Традиции празднования

Одной из основных особенностей Песаха является запрет на употребление и владение квасным (хамецом) – продуктами, которые прошли процесс брожения, например, пиво, дрожжевой хлеб, макароны, сдоба и т.д. Есть разрешается только традиционный пресный хлеб, который называется маца. Запрет связан с тем, что побег евреев из Египта происходил в большой спешке, из-за чего они были вынуждены печь в дорогу хлеб из теста, которое еще не взошло, и не успели запастись квасным.

Подготовка к празднику начинается еще за неделю до установленного срока. В доме проводится генеральная уборка, по результатам которой в жилище не должно остаться ни кусочка хамеца. Все собранное квасное сжигают или продают нееврею, если уничтожить запрещенные продукты не удалось, и они остались храниться в доме, то их нельзя есть и после праздника. Как правило, семьи стараются до Песаха съесть все запасы квасного.

Первый и последний день Песаха в Израиле являются выходными, а остальные – праздничными буднями.

Праздничная трапеза

Главным моментом праздника является вечерняя трапеза, которая носит название седер (в переводе с иврита «порядок»). Она устраивается в первый вечер Песаха, а в странах диаспоры – в два первых вечера. Празднование начинается после прихода семьи из синагоги и когда последний луч солнца скроется за горизонтом.

Во время седера читают молитвы, произносят традиционные благословления, поют псалмы. Также в этот вечер принято приглашать за стол нуждающихся и тех евреев, которые не имеют возможности провести праздник со своей семьей.


Стол сервируется лучшей посудой, которую предварительно обдают кипятком, чтобы уничтожить любые следы квасного. Особенно религиозные семьи имеют посуду, которая используется исключительно на Песах, и передается из поколения в поколение.

На стол также ставят вино, свечи, три куска мацы и кубок, предназначенный для пророка Илии (Элияха). Обязательным атрибутом праздничного стола являются миски, наполненные соленой водой, символизирующей слезы, которые пролили еврейские женщины, когда по приказу фараона были убиты все их первенцы.

Во время седера в определенном порядке зачитывается предание об Исходе, а затем все присутствующие едят символические блюда. Яства раскладываются на специальном блюде под названием кеар, которое используется исключительно для седера.

На него определенным образом кладут три блюда, имеющих символическое значение: карпас – любой весенний овощ, зроа – кусок жареной баранины с косточкой, бейца – сваренное вкрутую яйцо.

Перед человеком, ведущим седер, кладутся целые мацы, которые покрываются салфеткой. Напротив каждого участника трапезы кладут книгу со сказанием об Исходе из Египта (Агаду), а также все, что необходимо для совершения молитвы и благословения.

Седер предполагает прохождение пяти этапов – мицвот:

  • съесть мацу;
  • выпить 4 чаши вина;
  • съесть марор;
  • прочитать Агаду;
  • прочитать псалмы.

Для празднично трапезы часто готовят куриный суп с клецками из мацы, запеченное мясо и фаршированную рыбу.

Во время седера принято выпивать четыре чаши вина, дети и больные люди могут пить виноградный сок. Каждый бокал символизирует одно из четырех обещаний, которые еврейскому народу дал Бог. Кроме того, существует традиция наполнять специальный кубок для пророка Элияха, который должен провозгласить приход Машиаха – мессии, который принесет на землю благоденствие и вернет всех евреев в Израиль.

Выходные на Песах

Главными на Песах считаются первый и последний день. В первый день запрещается выполнять какие-либо работы. Пять последующих дней являются также праздничными, но в них разрешается осуществлять несложные работы. Седьмой день символизирует переход евреями Красного моря.

В этот день в синагогах проводится особая церемония «разделения морских вод», кроме того, существует традиция читать определенный отрывок из Торы возле реки или другого водоема. В странах диаспоры отмечается восьмой день Песаха.