Впр по географии решать онлайн. Всероссийская проверочная работа

Всероссийские проверочные работы ВПР по географии в 11 классах в 2018 году прошли 3 апреля. Данная проверочная работа не является обязательной как и год назад, и проводится в 2018 году по решению школы. ВПР предназначена для выпускников, не выбравших географию для сдачи ЕГЭ.

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут реальные варианты 2018 года.

Варианты ВПР 2018 по географии 10 - 11 класс с ответами

Школы имеют возможность выбрать, проводить проверочную работу по географии в конце 10 или в конце 11 класса, в зависимости от своего учебного плана.

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При разработке заданий ВПР по географии за основу были взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах: источники географической информации, мировое хозяйство, природопользование и геоэкология, регионы и страны мира, география России.

В работе проверяется знание географических явлений, географических особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий.

Также участникам ВПР необходимо продемонстрировать умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Приоритетом в работе по географии являются оценка умения анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, а также способности применять полученные знания для анализа экологических проблем.

Таблица перевода баллов ВПР по географии в оценки

Предмет 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 11 класс
Русский язык 15−19 апреля 25 апреля 23 апреля 9 апреля
Математика 22−26 апреля 23 апреля 25 апреля 18 апреля
Окружающий мир 22−26 апреля
История 16 апреля 11 апреля 25 апреля 13 марта
Биология 18 апреля 16 апреля 11 апреля 21 марта
География 9 апреля 16 апреля 12 марта
Иностранные языки 2 апреля 5 марта
Химия 14 марта
Физика 23 апреля 19 марта
Обществознание 18 апреля 4 апреля

Приказ Рособрнадзора .

НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа будет проведена 3 апреля 2018 года.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности.
В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:
1) задания, требующие записать ответ в виде слова;
2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;
4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
5) задания на установление правильной последовательности элементов.
В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ.
ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО ГЕОГРАФИИ

Уровни сложности заданий: Б - базовый (примерный уровень выполнения - 60-90%);
П - повышенный (40-60%).

№ задания Проверяемые элементы содержания Уровень
сложности
задания
Максимальный балл за выполнение задания
1 Природа России Б 1
2 Географические модели. Географическая карта, план местности Б 1
3 Хозяйство России Б 1
4 Атмосфера, погода и климат Б 1
5 Природа России Б 1
6 Регионы России П 1
7 Часовые зоны на территории России Б 1
8 Население и хозяйство России и мира П 1
9 Мировое хозяйство Б 1
10 Страны мира Б 1
11 Многообразие стран мира. Основные типы стран Б 1
12 Мировое хозяйство Б 2
13 Природные ресурсы П 2
14 Б 1
15 Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира Б 1
16 Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира П 1
17 Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства П 4

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. Выставлять отметки учащимся за выполнение ВПР школам не рекомендуется.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Овчинникова С.Р.

Знание только тогда становится знанием,

Когда оно приобретено усилиями своей мысли,

А не памятью.

Л.Н.Толстой.

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".

Правда, с прошлого учебного года, как только выпускникам 9-х классов предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. А в этом учебном году, процент желающих сдать экзамен по географии увеличился.

В следующем году планируется Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах.

Всероссийские проверочные работы по географии для обучающихся 10 или 11 классов (в зависимости от учебного плана) пройдут 19 апреля 2017 года.

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне.

ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

Ознакомившись с описанием ВПР и демоверсией, где 17 заданий – это вопросы, изучаемые с 8 по 11 класс, понимаешь (а мы, как правило, итоговые контрольные работы составляем по вопросам 10-11 класса), что без подготовки не обойтись.

Те учащиеся, кто в прошлом учебном году впервые в 9 классе уже сдавал ОГЭ по географии, в следующем учебном году им будет легче.

Но нас волнует работа этого учебного года, а времени для подготовки обучающихся к ВПР немного, т.к., Письмо Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ» в 11 классе датировано 16.11. 2016г. с дополнением от 13.12.2016г.

Как же нам быть, как подготовить детей в такие короткие сроки, если консультационных часов нет, да и учащиеся уже расписали всю вторую половину дня на дополнительные занятия по тем предметам, которые им необходимы для сдачи ЕГЭ?

Основная работа по повторению в 11 классе будет проводиться на уроках. Урок, а он 1 раз в неделю, у него своя цель, изучаемая в соответствии с тематическим планированием.

Мы, учителя географии, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся. Поэтому система повторения должна быть четко спланирована.

Конечно, задания ВПР составлены в пределах школьной программы, но:

  • материал дан за 8-11 класс, а 8 - 9 кл. требует повторения;
  • 12 вопросов базового уровня, а 5 вопросов повышенного уровня, а они в свою очередь рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении;

Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешному написанию ВПР по географии? Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего, мне кажется, следует начинать – это подготовительная работа по подготовке к ВПР:

1. тщательно изучить описание и демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения заданий;

4. предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала за предыдущие годы .

5. провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

  • Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье – мини - практические работы

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием различных источников информации, например, с атласами

Четвертое – организация и проведение мониторингов

В СТАТГРАДЕ мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

Пятое - устные упражнения

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

  • каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;
  • вопросы по карте;
  • небольшие географические задачи;
  • слайды с устными и тестовыми заданиями

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР

Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .

1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2. официальный информационный портал ЕГЭ.

3. официальный сайт Рособрнадзора;

4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про https://neznaika.pro/oge/geo_oge/662-variant-9.html

7. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;

8. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm .

9. Большой востребованностью пользуется дистанционный контакт с учениками через СКАЙП, вайбер, ватсаб, вконтакте. Где можно раздавать рассылку с заданиями и отвечать на вопросы учеников.

Седьмое – дифференцированная работа с классом

Для качественной подготовки школьников к ВПР возможны такие группы учащихся, как:

  • учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;
  • учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной

Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий

Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, пытаемся формировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

В работе с учениками каждый учитель использует свои собственные подходы, приемы и методики и я уверена, что каждый учитель уже имеет банк контрольно-измерительных материалов.

И еще, каждый учитель найдет плюсы в создавшейся ситуации.

Например:

  • учащиеся, наконец-то более серьёзно обратят внимание на предмет географию, а, следовательно, проявят интерес к урокам географии;
  • появится возможность у учителя увеличить количество отметок у каждого ученика. Можно ввести накопительную систему отметок, за выполнение нескольких заданий, ответов на вопросы. Каким образом: созданием индивидуальной карты ученика, жетонов, карточек с личной подписью, тетрадью личных достижений - это решает учитель.
  • опыт написания ВПР уже есть в начальной школе, а значит можно обратиться к анализу проведенных работ, выявленным проблемам работы и рассмотреть пути решения.

Образец ВПР 2018 по географии 11 класс с ответами. Всероссийская проверочная работа 2018 года по географии 11 класс, содержит 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

1. Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо включать уличное освещение 1 ноября, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Тверь
Петрозаводск
Волгоград

Ответ: ____________________

2. В Воронежской области ведутся подготовительные работы перед началом разработки крупнейшего месторождения медно-никелевых руд.
Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для оценки возможных экологических последствий этих
работ?

Ответ: ____________________

3. Крупные алюминиевые заводы оказывают значительную нагрузку на окружающую среду, могут являться источниками загрязнения атмосферы и вод.
В каких трёх из перечисленных регионов работают крупные алюминиевые заводы? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Тыва
2) Республика Хакасия
3) Иркутская область
4) Вологодская область
5) Красноярский край
6) Калининградская область

Ответ: ____________________

Задания 4 и 5 выполняются с использованием приведённой ниже карты.

4. С антициклонами весной обычно связана ясная солнечная погода. Назовите один (любой) город из числа показанных на карте, погоду в котором 13 мая будет определять антициклон.

Ответ: ____________________

5. Сергей из Санкт-Петербурга прослушал прогноз погоды по радио: «Завтра 14 мая ожидается похолодание, пройдут дожди», но не услышал, для его ли города этот прогноз был составлен. С помощью карты определите, для какого из показанных на карте городов был составлен этот прогноз.

Ответ: ____________________

6. Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала.
«Уникальные природно-климатические условия республики создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма. Большой интерес у туристов и альпинистов вызывают ледники. Особо охраняемые территории представлены двумя заповедниками, в том числе Катунским, пятью заказниками, зоной покоя «Укок», природным парком «Белуха». Уникальные природные объекты, такие как Телецкое озеро, гора Белуха и др., решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного наследия».

Ответ: ____________________

7. Прямая трансляция парада на Красной площади в Москве 9 мая начнётся в 10 часов по московскому времени. Используя карту, определите, в каких из перечисленных регионов эта трансляция начнётся в 14 часов по местному времени этих регионов. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Челябинская область
2) Омская область
3) Тюменская область
4) Кемеровская область
5) Республика Бурятия
6) Республика Тыва

Ответ: ____________________

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Демографическая ситуация в Швеции

По статистическим данным, на начало 2017 г. в Швеции на постоянной основе проживало более 10 млн человек, что на 1,5 млн человек больше, чем в начале XXI в. Основной прирост населения был обеспечен за счёт _____________(А) – превышения числа иммигрантов над числом эмигрантов. При этом в стране прекратилась естественная убыль населения: показатель _____________(Б) ежегодно был выше показателя _____________(В). По-прежнему сохранилась тенденция увеличения доли пожилых людей в общей численности населения страны.

Список слов (словосочетаний):

1) естественный прирост
2) миграционный прирост
3) смертность
4) рождаемость
5) средняя продолжительность жизни
6) урбанизация

9. На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице, в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Канаде и во Франции в период с 2012 по 2014 г. Наталья указала, что и в Канаде, и во Франции ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)

Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г.
1) Канада 100,1 101,6 103,9
2) Франция 97,3 99,1 99,2

Правильный ли вывод сделала Наталья? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: ____________________

10. Марина включила радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о наводнении.

Выход из берегов рек в центральных районах страны стал причиной гибели трёх и пропажи без вести как минимум 19 человек. В результате стихии почти 1,5 миллиона домов остались без водоснабжения в столице страны Сантьяго и её окрестностях.

Марина не услышала начало сообщения и не поняла, в какой стране произошло стихийное бедствие. Определите, о какой стране шла речь в сообщении.

Ответ: ____________________

11. Уровень экономического развития страны во многом определяет особенности её населения и хозяйства. Установите соответствие между страной и её характерной особенностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) Афганистан
Б) Великобритания
В) Чад

Особенность

1) высокая (более 75%) доля сферы услуг в ВВП
2) высокая (более 30%) доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве

Ответ: ____________________

12. Электроэнергетика является отраслью, во многом определяющей развитие всех отраслей хозяйства страны. Количество производимой в стране электроэнергии является важным показателем уровня экономического развития страны.
Какие три из перечисленных стран составляют тройку мировых лидеров по производству электроэнергии? Запишите цифры, под которыми указаны эти страны.

1) США
2) Китай
3) Бразилия
4) Индия
5) Франция
6) Саудовская Аравия

Ответ: ____________________

13. По радио прозвучало сообщение о том, что за 11 лет показатель ресурсообеспеченности природным газом Индонезии вырос с 30 до 37 лет. Используя данные таблицы, объясните, с чем это связано.

Ответ: ____________________

Задания 14–16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Новая приливная электростанция

Новую приливную электростанцию компания «РУСГИДРО» планирует построить в морском заливе на севере Хабаровского края.
Новая приливная электростанция (ПЭС) не только обеспечит энергией потребителей Хабаровского края, но и создаст возможность для экспорта электроэнергии в Китай.
В Хабаровском крае, имеющем благоприятные условия для строительства приливных электростанций, уже работает одна ПЭС – Паужетская.

14. Назовите море, в заливе которого планируют построить ПЭС.

Ответ: ____________________

15. Назовите ещё один (кроме ПЭС, ветровых и ГЭС) тип электростанций, использующих возобновимые источники энергии (ВИЭ), построенных в России.

Ответ: ____________________

16. Объясните, почему Хабаровский край имеет благоприятные природные условия для строительства приливных электростанций.

Ответ: ____________________

17. В январе 2015 г. уровень воды в озере Байкал впервые за 60 лет упал до критической отметки. В населённых пунктах, расположенных на восточных берегах озера, возникла сложная ситуация с водоснабжением из-за исчезновения воды в колодцах и угроза нарушения всей экологической системы озера.
Относительно причин понижения уровня воды в озере существуют разные точки зрения. Одни специалисты указывают на естественные причины – особенности погодных условий в бассейне озера Байкал в 2014 г. Другие специалисты связывают понижение уровня воды в озере с работой построенной на Ангаре Иркутской ГЭС, естественным резервуаром воды для которой является озеро Байкал.
Выберите одну из упомянутых выше точек зрения и запишите рассуждения, подтверждающие эту точку зрения.

Ответ: ____________________

Ответы на Образец ВПР 2018 по географии 11 класс
1. Волгоград, Тверь, Петрозаводск
2. Центральная Россия, Восточно-Европейская равнина
3. 235
4. Новосибирск, Ямбург, Элиста
5. Воронеж
6. Республика Алтай
7. 46
8. 243
9.
В Канаде рост действительно был, а во Франции в период 2012–2014 гг. наблюдался спад объёмов производства, так как показатели роста объёмов промышленного производства (в % к предыдущему году) не превышают 100%
10. Чили
11. 212
12. 124
13.
— Разведанные запасы газа возросли примерно в 1,3 раза, величина добычи – очень незначительно.
— Темпы прироста разведанных запасов были выше, чем темпы роста добычи
14. Охотское море
15. геотермальные электростанции,
ИЛИ
солнечные электростанции,
ИЛИ
мини-ТЭС, использующие биотопливо,
ИЛИ
мини-ГЭС разновидность ГЭС
16. морские приливы в Охотском море высокие
17.
В ответе приводятся рассуждения, подтверждающие точку зрения, согласно которой понижение уровня воды в озере связано с естественными причинами: полностью прослеживается цепочка связей между особенностью погодных условий и понижением уровня воды в озере:
1) небольшое количество атмосферных осадков;
2) уменьшение поверхностного и подземного стока в озеро.
ИЛИ
В ответе приводятся рассуждения, подтверждающие точку зрения, согласно которой понижение уровня воды в озере связано с работой Иркутской ГЭС: полностью прослеживается цепочка связей между работой Иркутской ГЭС и понижением уровня воды в озере:
1) количество выработанной электроэнергии на ГЭС зависит от объёма воды, пропущенной через турбины;
2) количество воды, пропущенной через турбины, равно количеству воды, забранной из озера Байкал

Астрахань

Мурманск

Пояснение.

В Северном полушарии Земли долгота дня больше 12 часов с середины марта до конца сентября и с ростом широты она увеличивается до полярного дня. Для 1 мая продолжительность дня будет длиннее, для городов, которые находятся севернее.

Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск.

Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск

Источник: Статград: Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2017 год.

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города в порядке увеличения времени ночного освещения 20 декабря, начиная с города с наибольшей продолжительностью дня.

Владимир

Архангельск

Владивосток

Пояснение.

В декабре продолжительность светового дня увеличивается к югу, а ночи - к северу. То есть, надо перечислить города с юга на север.

Ответ: Владивосток, Владимир, Архангельск.

Ответ: Владивосток, Владимир, Архангельск

Источник: РЕШУ ВПР, РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 1.

Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты:

А) Хибины;

В) Западный Саян;

Г) Сихотэ-Алинь.

Пояснение.

А) Хи­би­ны - 1191 м.

Б) Алтай - 4509 м.

В) За­пад­ный Саян - 3121 м.

Г) Си­хотэ-Алинь - 2090 м.

Ответ: АГВБ.

Ответ: АГВБ

Источник: РЕШУ ВПР, РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 2.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергосбережения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью дня.

Архангельск

Ростов-на-Дону

Пояснение.

Продолжительность светового дня в январе растет к югу. Надо расставить города с севера на юг: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону.

Ответ: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону.

Ответ: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города Сибири, в порядке уменьшения времени ночного освещения 15 июня, начиная с города с наибольшей продолжительностью ночи.

Верхоянск

Пояснение.

В июне продолжительность дня растет к северу, ночи, соответственно, - к югу. Чем южнее город, тем большее время требуется для освещения.

Иркутск - самый южный город, самая длинная ночь

Тикси - самый северный город, самая короткая ночь

Верхоянск

Расставим города в порядке уменьшения времени ночного освещения: Иркутск, Верхоянск, Тикси.

Ответ: Иркутск, Верхоянск, Тикси.

Ответ: Иркутск&Верхоянск&Тикси

В России очень популярны речные путешествия по Волге. Расположите города, находящиеся в долине реки Волга, которые можно посетить во время речного путешествия от верховьев к устьевой зоне, начиная с города, находящегося выше по течению. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Нижний Новгород

Волгоград

Пояснение.

Расставим города от начала реки (истока): Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град.

Ответ: Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град.

Ответ: Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо включать уличное освещение 1 ноября, начиная с города с наименьшей

продолжительностью этого времени.

Петрозаводск

Волгоград

Ответ: , , .

Пояснение.

На продолжительность времени освещения улиц влияет продолжительность темного времени суток, а это зависит от географической широты места. Поэтому, сначала следует определить географическую широту всех указанных городов – Тверь – 56-57° с. ш., Петрозаводск – 61-62° с. ш., Волгоград – 48-49° с. ш. Далее обращаем внимание на число, которое дано в условии задачи – 1 ноября. Все города находятся в России, в северном полушарии, а это значит, что в ноябре здесь зима; Солнце больше освещает в это время южное полушарие, следовательно, чем южнее город (ближе к экватору), тем короче будет продолжительность ночи, а значит и время освещения тоже будет короче. С продвижением на север (с увеличением широты) продолжительность освещения будет возрастать. Южнее всех Волгоград, севернее всех – Петрозаводск.

Ответ: Волгоград, Тверь, Петрозаводск.

Ответ: Волгоград&Тверь&Петрозаводск

Источник: Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2018 год.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с.ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю.ш.).

В данном задании указано 1 мая, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Омска, а самая большая продолжительность - у Воркуты.

Ответ: Омск, Ханты-Мансийск, Воркута.

Ответ: Омск&Ханты-Мансийск&Воркута

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 1.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

В данном задании указано 1 мая, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Улан-Удэ, а самая большая продолжительность - у Норильска.

Ответ: Улан-Удэ, Якутск, Норильск.

Ответ: Улан-Удэ&Якутск&Норильск

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 2.

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите названия перечисленных городов России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо 9 июня включать уличное освещение, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Ростов-на-Дону

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т.к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указано 9 июня, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Ростова-на-Дону, а самая большая продолжительность - у Вологды.

Ответ: Ростов-на-Дону, Курск, Вологда.

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 3.

Смоленск

Ставрополь

Архангельск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указан январь, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность будет у самого северного города - Архангельска, а самая большая продолжительность - у Ставрополя.

Ответ: Архангельск, Смоленск, Ставрополь.

Ответ: Архангельск&Смоленск&Ставрополь

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 4.

В медицине проводят исследования, изучающие влияние солнечного света и продолжительности светового дня на здоровье человека. Солнечный свет способствует выработке в организме человека гормона серотонина, вызывающего эмоции радости. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня в январе, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Мурманск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указан январь, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность будет у самого северного города - Мурманска, а самая большая продолжительность - у Сочи.

Ответ: Мурманск, Тверь, Сочи.

Ответ: Мурманск&Тверь&Сочи

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 5.

Для обеспечения комфортной температуры воздуха в жилых и производственных помещениях в холодное время года действует отопительный период. Он продолжается в то время, когда среднесуточная температура воздуха на улице меньше или равна +8°C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.

Краснодар

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить, что продолжительность отопительного сезона и среднесуточные температуры воздуха зависят от географического положения города. Холоднее всего на севере и северо-востоке страны, а теплее всего - на юге и юго-западе, а ближе к Атлантическому океану (на западе страны) зимы теплее. Исходя из этого самая маленькая продолжительность отопительного периода в Краснодаре, а самая большая - в Магадане.

Ответ: Краснодар, Пермь, Магадан.

Ответ: Краснодар&Пермь&Магадан

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 6.

Для оценки обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения. Запишите перечисленные регионы России в порядке повышения в них коэффициента увлажнения, начиная с региона с самым низким коэффициентом.

Астраханская область

Курская область

Вологодская область

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения данного задания нужно вспомнить, от чего зависит коэффициент увлажнения территории. Коэффициент увлажнения зависит от испаряемости (а она от температуры воздуха) и количества выпадающих осадков. На севере страны увлажнение избыточное (так как влага не испаряется из-за того, что температуры воздуха очень низкие), а на юге страны, наоборот, увлажнение территории недостаточное (высокие температуры воздуха высушивают территорию). Это значит, что увлажнение территории будет возрастать с юга на север, а территории будут располагаться в следующем порядке: Астраханская область, Курская область, Вологодская область.

Ответ: Астраханская область, Курская область, Вологодская область.

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 7.

В последние годы в России в целях повышения безопасности дорожного движения стали применять дорожные знаки с внутренней подсветкой, работающей в тёмное время суток. Знаки с внутренней подсветкой особенно эффективны на улицах с интенсивным движением, рядом с детскими учреждениями и больницами, на пешеходных переходах без светофоров и в местах выполнения дорожных работ. Время работы подсветки дорожных знаков напрямую зависит от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности работы подсветки дорожных знаков 10 февраля, начиная с города с наименьшей продолжительностью работы подсветки знаков.

Краснодар

Нарьян-Мар

Ответ: , , .

Пояснение.

В данном задании указано 10 февраля, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность светового дня будет у самого северного города (Нарьян-Мара), а это значит, что время работы подсветки у него будет самым продолжительным. А самая большая продолжительность светового дня будет у самого южного города (Краснодара), а время работы подсветки дорожных знаков будет минимальным. То есть, время работы подсветки дорожных знаков будет возрастать при движении с юга на север (от Краснодара до Нарьян-Мара).

Ответ: Краснодар, Пермь, Нарьян-Мар.

Ответ: Краснодар&Пермь&Нарьян-Мар

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 8.

В последние годы в России в целях повышения безопасности дорожного движения стали применять дорожные знаки с внутренней подсветкой, которая включается в тёмное время суток. Знаки с внутренней подсветкой особенно эффективны на улицах с интенсивным движением, рядом с детскими учреждениями и больницами, на пешеходных переходах без светофоров и в местах выполнения дорожных работ. Время работы подсветки дорожных знаков напрямую зависит от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности работы подсветки дорожных знаков 15 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью работы подсветки знаков.

Норильск

Ставрополь

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит время работы подсветки дорожных знаков. Оно зависит от продолжительность светового дня, которая, в свою очередь, определяется временем года и географической широтой места. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указано 15 января, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность светового дня будет у самого северного города (Норильска), а это значит, что время работы подсветки у него будет самым продолжительным. А самая большая продолжительность светового дня будет у самого южного города (Ставрополя), а время работы подсветки дорожных знаков будет минимальным. То есть, время работы подсветки дорожных знаков будет возрастать при движении с юга на север (от Ставрополя до Норильска).

Волгоград

Норильск

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

При воздействии солнечного света на кожу в организме человека вырабатывается витамин D, имеющий важное значение для поддержания костных тканей и иммунной системы человека. Недостаток воздействия солнечного света может привести к снижению содержания витамина D в организме. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности воздействия солнечного света 20 декабря, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Архангельск

Астрахань

Екатеринбург

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит количество солнечного света. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то и количество солнечного света, поступающего на разные районы страны, тоже меняется. И зависит это от продолжительности светового дня. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

Показатель энергоёмкости валового регионального продукта отдельных регионов зависит не только от наличия на их территории энергоёмких производств, но и от затрат энергии на отопление жилых и производственных помещений, которые определяются в том числе и продолжительностью «отопительного периода» - периода, в течение которого среднесуточная температура воздуха не превышает +8 °C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.