Состав и система согласных фонем
II. Состав фонем, как уже было сказано, – фонемы в сильных позициях. Сильные позиции для всех согласных – положение перед гласными [а], [о], [у], [и] 1 .В этом положении выделяют 34 согласные фонемы 2: (‹б›, ‹б’›, ‹п›, ‹п’›, ‹в›, ‹в’›, ‹ф›, ‹ф’›, ‹д›, ‹д’›, ‹т›, ‹т’›, ‹з›, ‹з’›, ‹с›, ‹с’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹j› 3 , ‹ц›, ‹ч’›, ‹ж›, ‹ш›, ‹ж’›, (представлена звуком [ж’]), ‹ш’›, (представлена звуком [ш’]), ‹г›, ‹к›, ‹х›.
Систему же согласных фонем образуют сильные и слабые фонемы со своими разновидностями.
Система согласных, как и система гласных, основана на пересекающейся и параллельной мене звуков.
Фонологическая система согласных русского языка характеризуется объединением большинства согласных в соотносительные пары, которые образуют соотносительные ряды. Существуют соотносительные ряды по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. При этом за счет парных по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных фонем осуществляется пересекающаяся мена звуков, а за счет внепарных – параллельная.
Глухость – звонкость согласных фонем
Пересекающийся тип позиционной мены
Из 34 согласных фонем современного русского литературного языка 9 являются внепарными по глухости – звонкости звонкими фонемами: ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j›; 3 – внепарными но глухости-звонкости глухими фонемами: ‹х›, ‹ц›, ‹ч’›. Остальные 22 фонемы образуют 11 пар фонем, противопоставленных по глухости-звонкости: ‹
Сильными позициями по глухости-звонкости, т. е. позициями, в которых противопоставляется глухость-звонкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:
1) перед всеми гласными:
дом [дóм] – том [тóм], ‹д›-‹т›
2) перед сонорными:
для [дл’а] – тля [тл’а], ‹д›-‹т›
3) перед [в], [в’] 1
дверь [дв’эр’] – Тверь [тв’эр’], ‹д›-‹т›.
Все указанные фонемные ряды являются полными, так как возглавляются сильными фонемами. Но фонемный ряд может быть и неполным, если он не возглавляется сильной фонемой, например вокзал – [вLгзáл]: ‹г› – слабая фонема, не имеющая соответствующей ей сильной. В орфографии это соответствует правописанию сомнительных непроверяемых согласных, а сам метод проверки представляет собой нахождение сильной фонемы в соответствии с данной слабой.
Различия гласных и согласных:
1.в акустическом аспекте:
Система гласных – вокализм. ПФШ считает, что в РЯ 6 фонем.
Гласные имеют 3 конструктивных признака:
2. подъем;
3. наличие / отсутствие лабиализации.
Лабиализация – только О и У.
Ряд определяется движением языка спереди назад.
Подъем – движение языка вверх \ вниз
Пер. ряд | Сред ряд | Зад ряд | |
Верхн подъём | и | ы | у |
Средний подём | э | о | |
Нижн подъём | а |
Дифференциальными являются только признаки подъема и лабиализации.
МФШ – признает 5 гласных фонем, отличающихся по признакам подъема и огубленности. Статус звучания Ы до сих пор не определен – этот звук позиционно закреплен, не свободен, всегда употребляется после твердых согласных, не может быть в начале слова.
ПФШ утверждает самостоятельность Ы. В ДРЯ Ы также была самостоятельной.
С течением времени система самостоятельных фонем упрощается.
В речи фонема подвергается позиционной мене или позиционным изменениям .
Гласные в сильной позиции под ударением, там слышен основной вариант фонемы.
Мена происходит только в слабых позициях фонем, т.е. безударных. Мена происходит в результате фонетического закона редукции. Мена не знает исключений и совершается в пределах одной морфемы.
Система гласных и согласных фонем в СРЯ. Три аспекта их изучения.
В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система согласных фонем характеризуется с трех точек зрения:
С фонетической точки зрения согласные звуки рассматриваются по следующим признакам:
по месту образования звуков (губно-губные; губно-зубные; переднеязычные, среднеязычный, заднеязычные, например: [б ] – губно-губной, [р ] – переднеязычный и т.д.);
по способу образования (смычные, щелевые, смычно-проходные (носовые и боковые); дрожащие, аффрикаты, например: [б ] – смычный, [с ] – щелевой и т.д.);
по участию средней части языка (мягкие и твердые согласные, например: [б ] – твердый, [б ’ ] – мягкий и т.д.).
согласные фонемы противопоставлены по двум дифференциальным признакам: по звонкости – глухости, мягкости – твердости.
По звонкости – глухости противопоставлены 12 пар согласных фонем:
<б> <б ’ > <в> <в ’ > <г> <г ’ > <д> <д ’ > <ж> <ж# ’ > <з> <з ’ >
<п> <п ’ > <ф> <ф ’ > <к> <к ’ > <т> <т ’ > <ш> <ш# ’ > <с> <с ’ >, т.е. 24 фонемы.
Внепарными по этому признаку являются 13 фонем:
<м> <н> <р> <л> <м ’ > <н ’ > <р ’ > <л ’ >
В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых позициях они нейтрализуются. В основе выделения позиций лежит противопоставленность фонем.
Сильные позиции согласных фонем по звонкости – глухости:
1) перед всеми гласными фонемами: <с ýд> <з ýд> ;
2) перед сонорными фонемами: <с рáм> <з рáза > ;
3) перед фонемами <в>, <в ’ >: <с вóи> <з вóн> ;
4) перед фонемой
По мягкости – твердости противопоставлены 15 пар согласных фонем:
<б> <в><г> <д> <з> <к> <л> <м> <н> <п> <р> <с> <т> <ф><х> <б ’ ><в ’ ><г ’ ><д ’ ><з ’ ><к ’ ><л ’ ><м ’ ><н ’ ><п ’ ><р ’ ><с ’ ><т ’ ><ф ’ ><х ’ >, т.е. 30 фонем.
Внепарными в системе по признаку мягкости – твердости являются 7 фонем: <ж>, <ш>, <ц>, <ч>, <ш# ’ >, <ж# ’ >,
Сильные позиции согласных фонем по признаку мягкость – твердость:
1) позиция конца слова: <брáт>,<брáт ’ > ;
2) позиция перед всеми гласными: <т ’ эма>, <атэл ’ jэ> ;
3) для переднеязычных фонем позиция перед заднеязычными и твердыми губными: <под бáвит ’ >, <свáд ’ ба> ;
4) для фонем <л> <л ’ > позиция перед всеми согласными фонемами: <вол нá> <вол ’ нá> .
Такова парадигматика фонем. Таким образом, в современной фонологической системе 37 согласных фонем. Синтагматика фонем проявляется в слабых позициях.
характеризуются исторические чередования согласных, участвующие в современном слово- и формообразовании. Например, рука – ручной . В образовании прилагательного участвует не только аффиксация, но и чередование к – ч (чередование в этой группе слов морфонологизировано).
Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику согласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, когда речь идет о смыслоразличительной функции согласных <д óм>, <т óм>, о противопоставленности согласных по двум дифференциальным признакам: звонкость – глухость, мягкость – твердость (§ 37, 38), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (§ 49, В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992).
Система гласных фонем современного русского языка.
В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система гласных фонем характеризуется с трех точек зрения:
С фонетической точки зрения гласные звуки характеризуются по месту подъема языка (выделяются следующие группы: гласные переднего ряда – [и ], [и э ], [ь ], среднего ряда – [ы ], [а ], [α ], [ъ, ], заднего ряда – [о ], [у ]), по степени подъема языка (гласные верхнего подъема – [и ], [ы ], [у ], гласные верхне-среднего подъема – [и э ], [ь ], гласные среднего подъема – [э ], [ъ, ], [о ], гласные нижнего подъема – [а ], [α ]), по участию губ (лабиализованные гласные звуки – [о ], [у ], нелабиализованные – все остальные).
С фонологической точки зрения гласные фонемы характеризуются по двум дифференциальным признакам: по степени подъема языка (гласные фонемы верхнего подъема – <и>, <у>, фонемы среднего подъема – <э>, <о> , фонема нижнего подъема – <а> ) и по лабиализации (гласные лабиализованные – <о> , <у> , гласные нелабиализованные – <и>, <э>, <а> ). Эти признаки выявляются в абсолютно сильной позиции: át (в начале слова, под ударением, перед твердой согласной фонемой).
В данной позиции в современном русском языке выделяется пять гласных фонем: <а>, <о>, <у>, <и>, <э>.
С морфонологической точки зрения рассматриваются исторические чередования гласных. При этом анализируется их участие в современном слово- и формообразовании. Например, обусловить – обуславливать . Чередование о//а – средство формообразования. Чередование морфонологизировано. Тебе – тобою – (чередование е//о – не морфонологизировано, т.е. не является средством формообразования).
Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику гласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, где речь идет о смыслоразличительной функции гласных фонем (дом – дам – дым ), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992. § 49).
ЛЕКЦИЯ №1
ФОНЕТИЧЕСКАЯ И ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
Система согласных и гласных звуков русского языка
Система гласных звуков русского языка строится на противопоставлении ударных гласных безударным. Это – важнейшая типологическая характеристика фонетической системы русского языка.
(Вспомним, что в соответствии с артикуляционными классификациями гласные звуки характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка, 2) местом подъема языка, 3) огубленностью-неогубленностью).
Если брать только ударные звуки, то система гласных будет иметь следующий вид:
передний | |||
Если же добавить те гласные звуки, которые встречаются и в безударных слогах, то получится следующее:
передний | |||
Все согласные русского языка классифицируются по четырем признакам: 1) по участию в их образовании голоса и шума, 2) по месту образования, 3) по способу образования, 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации).
Наиболее важны для русского языка следующие характеристики согласных: 1) соотношение голоса и шума, 2) место образования и 3) наличие/отсутствие палатализации.
Поэтому отметим
1) сонорные согласные: м, н, л, р, j и соответствующие мягкие;
2) переднеязычные зубные согласные: т, д, с, з, н, л, ц и соответствующие мягкие;
3) переднеязычные небные согласные: ш’, ч’, ш, р, р’;
4) заднеязычные согласные: к, г, х и соответствующие мягкие.
Фонетические (позиционные) чередования, их виды
Вспомним, что, находясь не в изолированном положении, а в звуковом потоке, звуки речи могут подвергнуться различным изменениям в результате воздействия на них различных факторов, связанных с фонетической позицией данного звука. Например, звук о, находясь не под ударением, меняет свое качество (дом дма), как говорят – редуцируется; превращается в редуцированный . Можно сказать, что он чередуется в позиции 1 предударного слога со звуком (о чередованиях можно говорить только когда сопоставляются разновидности одной морфемы!). Другой пример: звук д, находясь в конце слова, изменяется, чередуясь со звуком т: вода вот.
Рассмотрим виды чередований звуков в русском языке.
А. ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ.
I. Позиционные чередования – в результате редукции гласных.
*после ш,ж,ц.
(1 позиция редукции – редукция менее выраженная, звук изменяется в меньшей степени, 2 позиция редукции – звук изменяется в большей степени)
[а] – сад – сады – садовода
ряд – ряды – рядовой
Особое внимание окончаниям:
какая [ккајь]
тихая [т’ихъјь]
[о] – дом – дома – домовой
лёд – ледок – ледяной
В окончании: сколько [скол’къ]
[э] (после [ш], [ж], [ш’:] в исконных словах, после любых – в заимствованных, но мы их брать не будем)
шерсть – шерстить – шерстяной
лес – леса – лесовик
В окончании: поле, си́нее
Звуки [и], [ы], [у] не изменяются. Примеры: число, прибежали, была, сыровары.
Особое внимание:
[шы], [жы], [цы]: [шылъ], [жыз’н’], [цыфръ]
II. Комбинаторные чередования.
и/ы после твердых согласных: искать – разыскать
Это – прогрессивная аккомодация, в данном случае – влияние согласного на гласный: твердый, непалатализованный согласный как бы оттягивает звук и назад, превращая его в ы.
После приставок на твердую согласную: и//ы: искать → разыскать, игра → контригра, институт → пединститут.
Б. ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ
I. Позиционные чередования – в результате оглушения шумных согласных на конце слова: вода – вод, роза – роз, ежа – ёж.
II. Комбинаторные чередования
1. В результате ассимиляции
а) по глухости и по звонкости
озвончение глухих шумных согласных перед звонкими шумными (кроме в, в’): просить – просьба, такой – так же, отец – отец бы, дочь – дочь бы, бог – бог бы
оглушение звонких шумных перед глухими шумными: сказочка – сказка, подобрать – подпереть, в окно – в сад
(оба случая – регрессивная ассимиляция неполная)
б) по твердости и по мягкости
(характер этих чередований зависит а) от позиции в слове, т.е.внутри морфемы, на стыке морфем или на стуке служебного слова и знаменательного, б) от стиля произношения.
а) твердый с смягчается перед н’
внутри морфемы – снег
на стыке морфем – снять
на стыке служебного слова и знаменательного – с ним
б) старая норма – смягчение, новая норма – тенденция к отсутствию смягчения)
Чаще всего происходит чередование следующих звуков:
(внутри корня или на стыке корня и суффикса или окончания)
1) переднеязычные зубные перед переднеязычными зубными:
с/с’ перед т’: косточка – кости
з/з’ перед д’: звезда – звезде
с/с’, з/з’ перед н’, л’: баснописец – басня, казна – казне, ослы – осле, козлы – козле
н/н’ перед т’, д’: бант – бантик, команда – командир
т/т’, д/д’ перед н’: одна – одни, подлый – подленький, лето – летний, пот – потливый
2) н/н’ перед ч’, ш’: концы – кончик, жена – женщина
3) два одинаковых согласных рядом или оба мягкие, или оба твердые: ванна – ванне, группа – группе
4) любой согласный перед j: брат – братья, суды – судья, кол – колья (регрессивная неполная ассимиляция, или ассимилятивное смягчение)
в) в результате полной ассимиляции (уподобление по месту и способу образования)
с, з перед ш: собрать – сшить, из окна – из шахты
с, з перед ж: сорвать – сжать, разорвать – разжечь
с, з перед ш’: с щипцами – через щелку
д, д’, т, т’/ц, ч’ перед ц, ч’: молодец – молодца, брат – братца, наладить – наладчик, газета – газетчик
г) в результате других видов ассимиляции (регрессивной и прогрессивной – разнонаправленной):
с, з перед ч’: разносить – разносчик, возить – возчик (ч’ влияет на с и з, делая их небными ш’, а этот звук, в свою очередь ассимилирует себе ч’, делая его щелевым, в результате чего получается один долгий ш’)
т, д перед с (дает ц): дети – детский, города городской
т перед с’ (т, ть в глаголах + ся, дает цц: деть – деться, делает – делается
III. Чередования с нулем звука в результате диэрезы (выпадения звука):
стн, здн: прелесть – прелестный, опоздать – поздно
стл: счастье – счастливый
стц, здц, нтц, ндц: голландец – голландцы
нтск, ндск: гигантский
вств: здравствовать
рдц: сердце
лнц: солнце
Фонологическая система русского языка
Чем характеризуется система фонем русского языка? Как объединяются звуки в фонему?
Вспомним критерии фонемтичности.
1. Если звуки, встречаясь в одной фонетической позиции, способны различать звуковые оболочки слов – они представляют собой разные фонемы.
4 разных фонемы |
|||||
2. Если звуки никогда не встречаются в одной позиции или если, что то же самое, их появление зависит целиком от фонетической позиции, они не способны различать звуковые оболочки слов и не являются разными фонемами, а являются представителями одной фонемы – ее аллофонами.
1. и встречается в начале слова и после мягких согласных: игра, мина.
ы встречается после твердых согласных: сыграть .
Значит, и и ы объединяются в одну фонему: /и/.
Таким образом, слово сир следует записать по фонемам следующим образом: /сир/, а слово сыр – /с’ир/.
2. Звук о встречается только под ударением, звук только в первом предударном слоге, звук ъ только в остальных безударных словах.
Значит, воды – вода – водяной
о ъ = /о/
реализации фонемы /о/
(представители, аллофоны)
сСонейс
сбратомз
сСимойс’ /с/
сЗинойз’
с Женей ж’
с Шурой ш
темный – темно – темнота
о и э ь
водный – вода – вод – воде
/д/ = д // т // д’
Таким образом, аллофоны одной фонемы не могут встречаться в одной позиции.
Тот аллофон фонемы, который в наименьшей степени зависит от влияния позиции, называется основным представителем фонемы и дает название самой фонеме.
Система фонем любого языка характеризуется спецификой сильных и слабых позиций и наличием и характером нейтрализации.
Какие же сильные и слабые позиции выделяются в русском языке?
Вспомним, что сильные позиции – такие, где звуки различаются, слабые позиции – такие, где хотя бы два звука не различаются. В последнем случае говорят о нейтрализации фонем.
(Для чего необходимо различение сильных и слабых позиций звуков? Для практических целей: написания слова. Слабая позиция – стоп, внимание! Можно ошибиться, написать не ту букву! Именно в слабых позициях должны действовать почти все орфографические правила),
рос – /з/ и /с/ – позиция нейтрализации, слабая по глухости/звонкости
сма – /о/, /а/ – 1 предударный слог – слабая позиция для гласных
Перечислим сильные и слабые позиции:
А. У гласных:
1. Сильные позиции – под ударением.
2. Слабые позиции – в безударных слогах.
Б. У согласных (будем учитывать только сильные и слабые позици по глузости/звонкости):
1. Сильные позиции – перед гласными, сонорными согласными и в, в’: кора – гора, для тля, свал – звал.
2. Слабые позиции
а) на конце слова: рот – род
б) перед звонкими шумными (кроме в, в’): рок же – рог же
в) перед глухими шумными: роз-то – рос-то
Таким образом, основной представитель фонемы выступает в сильной позиции.
Для того, чтобы узнать, какая именно фонема реализуется в данной слабой позиции, следует:
1) определить, в составе какой морфемы находится данная фонема (корень – с каким значением, приставка, суффикс, постфикс, окончание – обузятельно выделить их значение);
2) найти слово, словоформу, в котором бы данная фонема находилась в составе той же морфемы в сильной позиции.
проколоть – можно ли проверить словом кол? Нет, только прокол, укол и т.д.
косьба – можно ли проверить словом покос? Нет, в этом слове эта фонема тоже находится в славбой позиции. Можно – коса, покосы.
В окончании: роза – стена, сада – стола, розой – стеной
В приставке: подправить – поднял.
рассердить ръс’с’и э рд’и́т’ /р??с’?рд’и?/
росказни
розвальни /о/
разорвать
разыграть /з/
сердится /э/
идти /т’/
/розс’эрд’и́т’ / фонематическая транскрипция
Что делать, если фонема “не проверяется”?
[кровъ] → /к – рова/
В современном русском литературном языке в основной фонетической подсистеме, т. е. в подсистеме общеупотребительных слов, существует пять гласных фонем: (а), (о), (э), (и), (у). Доказательство: все они различаются под ударением, и нет позиции, где бы различалось большее число фонем.
Споры долгое время вызывало фонематическое соотношение звуков [и] || [ы]. И хотя сейчас этот вопрос потерял научную актуальность, однако полезно, в целях воспитания здравых фонологических воззрений, рассмотреть данную проблему хотя бы вкратце.
Чередование [и] || [ы] является позиционным: после твердых согласных возможен гласный [ы] (но не
[и]); не после твердых согласных - гласный [и] (но не [ы]). Формулировка «не после твердых согласных» включает три возможности: а) после мягких согласных; б) после гласных; в) после «ничего», т. е. после паузы.
1 В транскрипциях можно звук [и5] (««, склонное к э») обозначать так: [и] - без знака ударения. Отсутствие знака ударения свидетельствует, что это [иэ], т. е. гласный, «не дотянутый» до верхнего подъема.
Позиционный характер этого чередования, разумеется, не колеблют случаи типа Ыллыгак (топоним), ни термин ыканье (если бы такой термин был), ни название буквы ы (тоже терминология - филологическая). Хотя в этих словах гласный [ы] - начальный и поэтому возможен после паузы, в той же позиции, в которой возможен и гласный [и], но сами эти слова не могут считаться единицами общеупотребительной (нетерминологической, незаимствованной) лексики. Фонетическая система, которую мы изучаем и которая является центральной, главной в современном русском литературном языке, обобщает факты, представленные именно такой лексикой: общеупотребительной, нетерминологической, незаимствованной. В других группах лексики действуют свои фонетические законы; в них представлены особые фонетические подсистемы. Так что все эти Ыллыгаки для главной фонетической подсистемы не показательны.
Предположим, что действительно чередование
[и] || [ы] непозиционно (доказательство «от противного»). Тогда [и] и [ы] представляют разные фонемы. Из этого вытекают такие выводы:
- После некоторых согласных возможны не все фонемы, а только некоторые. Например, после |ч’] возможна фонема lt;и) и невозможна фонема lt;ы) (в угловые скобки ы поставили условно, так как проверяется гипотеза, не особая ли это фонема). Но этот случай уникален. Все остальные гласные фонемы возможны после всех согласных.
- Склонение: шалаш, шалаша, шалашу... шалаши; калач, калача, калачу... калачи - одно и то же, окончания тождественны. Признав [и| - [ы] разными фонемами, мы должны считать, что в формах шалаши - калачи разные окончания (ишлаш(ы) -калач(и)); у них разный фонемный состав. Значит, эти слова имеют разные системы окончаний, значит, они принадлежат к разным склонениям. Но это противоречит тому, что все другие падежные окончания у них одинаковы: шалаш(а) -калач(а), шалаш(у) -калач(у)...
- Признав, что гласные [и] - [ы] представляют разные фонемы, мы должны считать, что в случаях - я [и]lt;3у - он [ы]дет, на [и\збах- под [ы\збами происходит мена фонем. Но систематическая мена фонем в начале слова в зависимости от предыдущего слова не существует в русском языке. Такая мена должна быть прописана только фонемам (и) - (ы), т. е. является исключением.
- В русском стихе обычны рифмы: дым - сидим, большими - твоими и т. д., т. е. рифма признает звуки
- Сравним: лист - листик. Кажется, что фонема
Проверяя ложное предположение, что (ы) - «фонема», мы снова смогли убедиться, что язык - система: неверное истолкование фонетических фактов на одном ее участке ведет за собой цепь нелепых выводов, касающихся не только области фонетики, но и морфологии, словообразования, поэтики.
Почему возникло ошибочное желание считать [ы] реализатором особой фонемы? Л. В. Щерба, признав,
1 Такая рифма называется консонансом и встречается у немногих поэтов (В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский, В. Шершеневич, П. Антокольский) как особый поэтический прием. Рифмовать же [и] - [ы] общепринято.
что [и] - [ы] чередуются позиционно, добавляет: «Но что-то мешает признать [и] и [ы] одной фонемой». Что именно?
Большинство гласных между твердыми согласными произносятся так же, как между «ничем», т. е. твердый согласный действует так же, как пауза. Произнести гласный между твердыми - значит произнести тот же гласный, который обычен между паузами. И, конечно, наоборот: произнести гласный между паузами - значит сказать то, что говорится между твердыми согласными. Перепишем последнее утверждение так: изолировать гласный, выделить его - значит произнести тот гласный, который находится между твердыми согласными. Это, как видно, определено самим законом русского языка. Все гласные, кроме [и] - [ы], подчиняются этому закону, закону равенства двух гласных в позиции между твердыми согласными и в позиции рядом с паузами. Поэтому мы легко выделяем, изолируем гласные [а], [о], [э], [у]. Напротив, гласные [а], [о], [э], [у] отдельно произнести, изолировать можно только после особой фонетической выучки.
Итак, на основе фонем (а), (о), (э), (у) создается навык, привычка; умение (у людей, чей родной язык - русский) выделять гласные, изолировать их от «твердого» согласного окружения, произносить в одиночку. Этот навык переносится и на [ы]: поэтому гласный [ы] тоже легко выделяется из окружения. Так сформировалось умение изолировать [ы]. Для Л. В. Щербы такое умение было очень важным признаком фонемной самостоятельности данного звука. Сейчас мы судим по-другому. Фонема не есть то, что легко выделяется. Определения фонемы в современной науке - другие.
Итак, понятно, почему возникает мысль о том, что [ы! - особая фонема. Понятно и то, что это неверная мысль.
Гласные и согласные - это два основных типа звуков, которые есть во всех языках. (Собирательным наименованием для гласных служит слово вокализм - от лат. vocalis - гласный звук; для согласных - слово консонантизм - от лат. consonans - согласный звук.) Между ними имеется ряд различий. Функциональные различия связаны с ролью звуков в слоге: гласные являются звуками слогообразующими, согласные же лишь входят в состав слога. При наличии в слоге гласного согласный не может быть слогообразующим. Артикуляционные различия заключаются в том, что при произнесении согласных на пути воздушной струи возникает преграда в виде смыкания или сближения органов речи. Согласные, таким образом, имеют место, фокус образования, являются звуками локализованными. При произнесении гласных преграды не возникает, они являются звуками нелокализованными. Акустические различия заключаются в том, что гласные, будучи тонами, обладают четкой формантной структурой, а согласные, будучи по преимуществу шумами, ею не обладают, хотя сонорные согласные (сонанты) /м , м" , н , н" , р , р" , л , л" , j/ в акустическом отношении стоят ближе к гласным, чем к шумным согласным.
Система гласных фонем
Система русских гласных включает 6 фонем /а, о, у, ы, э, и/ , противопоставляющихся по трем дифференциальным (различительным) признакам - ряда, подъема и лабиализации; два последних точно соответствуют свойствам основных аллофонов.
Таблица 1. Система русских гласных фонем
Ряд гласных обусловлен движением языка по горизонтали, а также сочетаемостными свойствами гласных. Гласные переднего ряда /э, и/ в тождественных фонетических условиях (например, в изолированном положении) произносятся при более продвинутом вперед языке, чем гласные непереднего (в сущности, заднего ) ряда /а, о, у, ы/. Акустическим коррелятом этого различия является частотное положение 2-й форманты (FII). Для гласных переднего ряда средняя частота FII имеет наибольшее значение. Они отличаются и особыми сочетаемостными свойствами: не могут стоять после парных твердых согласных (т.е. согласных типа /д , в , с/ , входящих в пары /д-д" , в-в" , с-с" и т.д.) в аффиксах склонения и спряжения. В этом случае парные твердые чередуются с мягкими: /вад а́/ - /вад "э́/ , /кас а́/ - /кас "и́т"/. Чередования фонем обозначаются значком //: /д//д" , с//с"/. В современной фонетике преобладает трактовка / а, о, у/ как гласных заднего ряда; от Л. В. Щербы идет традиция считать /ы/ гласным смешанного ряда. Наша интерпретация ряда гласных принимает во внимание и их сочетаемостные свойства и этим несколько отличается от "эталонной" артикуляционной интерпретации.
Подъем гласных обусловлен вертикальным движением языка. Различаются гласные верхнего подъема /и , ы , у/ , среднего подъема /э, о/ и нижнего подъема /а/. Гласные верхнего подъема произносятся при наиболее высоком поднятии языка к нёбу (поэтому их иначе называют закрытыми ), гласный нижнего подъема - при минимальном поднятии (гласный /а/ - открытый ), гласные среднего подъема - при среднем поднятии. Акустическим коррелятом различия гласных по подъему является частотное положение 1-й форманты (FI). Чем выше FI, тем больше открытость гласного, и наоборот.
Лабиализация (от лат. labia - губы), т.е. огубление, заключается в вытягивании и округлении губ. Лабиализованными гласными являются / о, у/ , нелабиализованными - /а, э, и, ы/ . Акустическим коррелятом лабиализации является более низкое частотное положение формант.