Начались испытания плавучей аэс "академик ломоносов". Где и как загружать ядерным топливом первую российскую плавучую АЭС: мнение «Беллоны

Вчера в Певеке - самом северном и труднодоступном порту на востоке России - обозначили место будущей стоянки атомного энергоблока "Академик Ломоносов". В основание защитных гидросооружений забили "лидерную сваю" и тем самым дали официальный старт строительству береговой инфраструктуры.

А вместе с тем положили конец сомнениям и спорам о месте размещения первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (сокращенно - ПАТЭС). Перебрав все прочие варианты, инициаторы этого проекта вернулись к той самой точке, с которой он, собственно, и начинался, - порт и поселок Певек в Чаунском районе Чукотского автономного округа.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Александр Емельяненков

В церемонии, посвященной началу строительных работ в Певеке, приняли участие губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам концерна "Росэнергоатом" Павел Ипатов, представитель заказчика-застройщика - руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов и другие официальные лица.

Там же, в Певеке, на оперативном совещании с участием руководства Чукотки и генерального подрядчика работ по строительству гидротехнических сооружений (компания "Запсибгидрострой") проанализировали результаты подготовительного периода. Отмечено, что с момента, когда был заключен договор на строительство гидротехнических сооружений, в Певек из Архангельска и порта Сабетта на Ямале прибыли уже три судна с первоочередными грузами. В их числе строительная техника, сваебойные и бурильные машины, много другого специального оборудования и материалов для начального этапа строительства.

Побережье Чукотки особенно славится ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду

Согласно планам, плавучий энергоблок "Академик Ломоносов", поставленный в Певеке, обеспечит замещение мощностей выбывающей из эксплуатации Билибинской атомной электростанции. Это, заметим, единственная в мире АЭС, построенная в зоне вечной мерзлоты. И ресурс ее энергоблоков рано или поздно подойдет к концу. При этом атомную генерацию заменят атомной, что не только престижно для российских ядерщиков, но и создает важный прецедент на пути коммерческого продвижения такого рода проектов в другие страны.

Достройка и график испытаний ПАТЭС "Академик Ломоносов" синхронизированы с работами в Певеке, утверждает Сергей Завьялов и главный строитель ПЭБ на Балтийском заводе Александр Ковалев. Фото: Александр Емельяненков

По словам главы Чукотки Романа Копина, новый атомный объект помимо функций замещения Билибинской АЭС даст энергию горнодобывающим компаниям на западе Чукотке, в Чаун-Билибинском энергоузле. А это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании. "Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, - уточнил Копин, - но на первом этапе, особенно в момент замены выбывающих мощностей Билибино, она обеспечит нормальную работу и даст стимул к дальнейшему развитию".

Если говорить в самом общем виде, ПАТЭС задумывалась как мобильная атомная теплоэлектростанция малой мощности для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Основная цель - обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. В связи с этим она разработана с большим запасом прочности, что делает ядерные реакторы неуязвимыми для природных аномалий. Ядерные процессы на таком плавучем энергоблоке отвечают требованиям МАГАТЭ и не несут угроз окружающей среде.

Применительно к головному энергоблоку "Академик Ломоносов" - это две реакторные установки КЛТ-40С (ледокольного типа), каждая из которых имеет тепловую мощность 150 МВт. А в совокупности они способны вырабатывать 70 мегаватт электрической и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что обеспечивает жизнедеятельность города с населением около 100 тысяч человек.

Два реактора ПАТЭС установлены на штатные места и уже интегрированы с другим энергетическим оборудованием. До конца 2016 года предстоит завершить все процедуры, позволяющие начать загрузку ядерного топлива. Фото: Александр Емельяненков

Еще год назад в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации началась подготовка экипажа для плавучего энергоблока "Академик Ломоносов". В пилотную группу включили два десятка человек оперативного персонала - тех, кто будет непосредственно управлять энергоблоком. Как пояснили в концерне "Росэнергоатом", численность эксплуатационного персонала ПАТЭС "Академик Ломоносов" составит 96 человек. Из них 42 будут работать на постоянной основе (с проживанием в Певеке), остальных специалистов - эксплуатационный персонал, ремонтников и судовую команду - задействуют вахтовым методом. К этому дню на работу в качестве персонала ПАТЭС официально принят 31 человек, включая главного инженера. Директор станции пока не назначен. В течение следующего года численность персонала планируют довести до 77 сотрудников. В "Росэнергоатоме" уже дали понять, что при оформлении на работу в приоритетном порядке будут рассматриваться кандидатуры из числа работников Билибинской АЭС.

А что же сам энергоблок, он в какой степени готовности? С июля 2016 года его содержат на плаву у достроечной набережной на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Обозревателю "РГ" удалось недавно там побывать и увидеть все своими глазами. Причем не только снаружи, но и рассмотреть изнутри, что, где и в какой степени готовности. И там же задать уточняющие вопросы представителям концерна "Росэнергоатом" и Балтийского завода.

600 метров - такова протяженность мола-причала, который нужно построить, чтобы создать защищенную акваторию базирования для ПАТЭС "Академик Ломоносов"

По их словам, сейчас на объекте завершают монтаж и наладку основного оборудования и одновременно проводят швартовные испытания. То есть проверяют работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем ПЭБ. Плановый срок окончания испытаний - октябрь будущего года. Готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017-го. После этого ПАТЭС как готовый объект будет доставлена по Северному морскому пути к месту работы, раскреплена у мола-причала и подключена к береговой инфраструктуре, сооружаемой в Певеке.

В сентябре 2019 года "Росэнергоатом" планирует приступить к установке энергоблока на штатное место и той же осенью провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Прямая речь

Сергей Завьялов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС:

Что сейчас мы делаем на Чукотке? В этом году подписан договор на сооружение мола-причала. Это грандиозное гидротехническое сооружение протяженностью около 600 метров, которое обеспечивает возможность формирования закрытой акватории, где будет базироваться плавучий энергоблок. Сам ПЭБ будет раскрепляться с помощью особых шарнирных устройств - так, чтобы можно было обеспечить вертикальное перемещение плавэнергоблока и обеспечить передачу тепла и электричества по коммуникациям мола-причала на берег.

В июле, августе и сентябре нынешнего года мы занимались мобилизацией техники, материалов, оборудования, временных зданий и сооружений с Большой земли в порт Певек. Доставка грузов продолжается и сейчас - с тем, чтобы обеспечить задел строительных материалов на межнавигационный период 2017 года.

В текущем году обеспечим берегоукрепление на месте базирования атомной станции. Проведем отсыпку и укрепление мола-причала. Выйдем в море уже метров на 150-200, до второго водопропускного канала, что позволит в будущем году создать основание и развернуть работы по верхнему строению мола-причала.

Мы хорошо понимаем, что ждет нас в Арктике. Прежде всего это большие ледовые нагрузки, включая многометровые торосы, которые при сильных ветрах буквально наваливаются на берег. А Чукотка как раз славится своим ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду. Он сносит 90-тонные краны, как щепки. И в этих условиях концерну "Росэнергоатом" и нашему подрядчику придется в сжатые сроки выполнить все намеченные работы.

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" представляет собой проект мобильных транспортных энергоблоков небольшой мощности. Это всего лишь первый энергоблок, который войдет в состав полной плавучей АЭС. Уже в 2019 году он должен прибыть в северный порт Певек. Основная цель этого блока - замена Билибинской атомной станции и Чаунской ТЭЦ.

Предназначение

Плавучая АЭС в Певеке должна обеспечить жителей Чукотки теплом и электричеством. Работающая Билибинская атомная станция и Чаунская ТЭЦ должны быть выведены из эксплуатации, поскольку их срок службы подходит к концу в силу устаревшего оборудования. Конечно, на Чукотке можно было бы построить новую АЭС, однако из-за сильных морозов сделать это дорого и сложно. Вместо этого по заказу российской компании "Росатом" идет строительство плавучей АЭС. Эта идея лежала на поверхности, ведь построить энергоблок в нормальных условиях проще, чем в вечной мерзлоте. Уже готовые блоки можно переправлять по воде к дальним городам, пришвартовывать их там и обеспечивать местных жителей электричеством. Также от этих энергоблоков можно запитать нефтяные и газовые платформы, предприятия.

Кроме того, плавучая атомная электростанция способна обеспечивать жителей и предприятия тепловой энергией, а также производить опреснение морской воды. В сутки возможно переработать от 40 до 240 кубометров морской воды, после чего она становится пресной и пригодной для употребления. Все это позволяет поднять промышленный потенциал регионов и даже привлекать инвестиции за счет удешевления электроэнергии.

Судно как город

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" - это огромный корабль с размером в 12-этажный дом и длиной в 144 метра. Его можно сравнивать с небольшим городом. На корабле вместо запутанных улиц есть лабиринты коридоров, вместо мэрии здесь находится центральный пост - именно с него осуществляется управления технологическими процессами. Вместо домов на корабле есть удобные одноместные каюты для персонала. Для руководящего состава еще предусмотрены кабинеты.

Также на этой плавучей АЭС находятся социальные объекты: библиотека, спортивный и тренажерный зал, сауна, а также специальный пресс-рум для общения с представителями прессы.

Всего на судне 96 членов экипажа, которые работают вахтовым методом по три месяца. Такая схема работы является стандартной и применяется на многих крупных судах, которые долгие месяцы находятся в море.

Стоимость и участники проекта

Стоимость первого блока плавучей АЭС обошлась в 16.5 миллиардов рублей. Сюда входит все: строительство, оборудование, реакторная установка, создание специальных береговых сооружений для швартовки судна. Если от этой суммы отбросить все лишнее, то цена "чистой" плавучей энергоустановки составит 14.1 миллиарда рублей. Следовательно, 2.4 миллиарда рублей ушло на возведение гидротехнических и береговых сооружений, которые также необходимы для обеспечения работы судна.

Участниками проекта выступают следующие предприятия:

  1. Компания "Росатом" является заказчиком.
  2. "Атомэнерго" - проектировщик плавучей атомной электростанции.
  3. ОАО "Балтийский завод" - изготовитель.
  4. Изготовление турбин взял на себя Калужский турбинный завод.
  5. За поставку реакторных установок отвечал "ОКБМ им. И.И. Африкантова".

Планы на будущее

Стоит отметить, что проект плавучей АЭС в Санкт-Петербурге в случае успеха становится весьма перспективным. Многие страны ждут начала работы данной станции с целью определения ее эффективности и целесообразности использовать у себя. Еще в 2002 году компания "Росатом" подписала декларации о строительстве плавучих АЭС для использования в Вилючинске (Камчатка), Дудинке (Таймыр), Певеке. Также эти "плавучки" должны появиться в Якутии и Красноярском крае.

Безопасность

Учитывая то, какой "груз" на борту такой плавучей станции, вопрос безопасности является одним из самых острых. Начать, пожалуй, стоит с того, что обогащение топлива, которое используется в плавучем энергоблоке, не превышает установленного МАГАТЭ уровня. Следовательно, все станции создаются в узких рамках международного законодательства.

Второй актуальный вопрос - это устойчивость плавучей установки к природным воздействиям. Смерч, цунами, сильные ветра - все это плавучая АЭС должна выдерживать. О "ОКБМ им Африкантова" располагают технологиями изготовления атомных установок, которые будут выдерживать любые природные динамические нагрузки. Эти технологии были применены при создании плавучей атомной станции. Косвенным подтверждением тому являются атомные реакторные установки крейсера "Курск". Они выдержали мощный взрыв, а после этого обеспечили вывод реактора и поддерживали его в безопасном состоянии, из-за чего радиоактивные вещества не вышли в окружающую среду.

Как и любая другая станция, плавучий энергоблок также проектируется с запасом прочности, превышающим возможные нагрузки в местности, где планируется эксплуатация блока. Также в расчет берутся и нагрузки, которые предположительно могут возникнуть в результате столкновения с другим судном или береговым сооружением.

А вообще, сотни судов с энергетическими атомными установками используются в составе флотов России, США, Китая, Франции, Англии. Ледоколы, авианосцы, крейсера, подводные лодки - на многих из этих судов установлены атомные силовые установки, и базируются они в портах, которые находятся вблизи крупных городов.

Обслуживание

Что касается ремонта и перезагрузки топлива, то все эти операции выполняются в России с привлечением специализированных предприятий, занимающихся технологическим обслуживанием атомных судов. В их состав входят квалифицированные специалисты, а сами компании обладают необходимым оборудованием для обслуживания судов.

После того, как энергоблок отслужит 40 лет, он будет заменен на новый. Старый же блок возвращается на специализированное предприятие, где утилизируется. В результате от него не останется никаких опасных материалов и веществ, которые могли бы навредить окружающей среде и человеку.

Кто против плавучей АЭС?

Как и многие другие амбициозные проекты, идея создания "плавучего Чернобыля" была плохо воспринята экологами. Они не просто не приветствуют подобную идею, они считают, что нахождение на плаву столь мощной реакторной установки является опасным. Специалисты, принимающие участие в этом проекте, утверждают, что опасности нет, так как уже много лет атомные суда находятся на плаву, и никаких катастроф не происходит. Но активисты настаивают на своем, приводя в качестве аргумента тот факт, что параметры реакторов плавучей установки изменены по сравнению с параметрами реакторов, использующихся на ледоколах, крейсерах и т.д. В частности, реакторы плавучих АЭС обладают большей активной зоной, да и работать они будут в более жестких условиях, а заявленный 40-летний срок службы превышает допустимый срок работы подобных реакторов. Поэтому многие экологи допускают, что в Поморье готовится большой ядерный эксперимент, который может закончиться пагубно не только для данных регионов, но и для всей России.

Также и "Гринпис" присоединился к протесту, опубликовав на своем сайте огромный список аварий на судах с реакторными установками. Список был внушительный, а составлен он на основе доступных общественных источников. В этот список вошло более чем 100 аварий, произошедших на судах, включая и аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Отходы

Экологи уверены, что Россия прикрывается проблемами энергоснабжения отдаленных регионов для постройки плавучих ядерных реакторов, которые в дальнейшем будут сдаваться в лизинг за границу. При этом есть большая вероятность, что обслуживание, в том числе и захоронение отработанного ядерного топлива, будет брать на себя также Россия. Уплывшая из Северодвинска баржа с ядерным топливом, вернется обратно через 40 лет в качестве большой мусорной ядерной свалки. Если поставить на поток производство таких АЭС, то очень скоро возникнет проблема с утилизаций отработанного топлива, а хоронить его будет сложнее, чем обычное топливо из наземных АЭС.

Дороговизна

Заместитель гендиректора "Росатома" Сергей Крысов заявлял ранее, что стоимость одного произведенного на плавучей АЭС кВт*ч составляет 1.5 рубля. Это намного дешевле, чем стоимость кВт*ч, полученного при сжигании газа или угля в условиях Крайнего Севера, ведь цена за электричество формируется в первую очередь транспортной составляющей.

Генеральный директор фирмы "Малая энергетика" признается, что по сравнению с наземными АЭС стоимость производства одного кВт*ч на плавучей станции обходится намного дороже, но в любом случае это дешевле, чем использование ископаемого топлива в условиях Крайнего Севера. Стоит отметить, что в стоимости строительства плавучей АЭС не учитывались расходы на утилизацию отработанного топлива, которое нужно будет хоронить через 40 лет. С учетом этих расходов, возможно, цена за производство одного кВт*ч электричества могла оказаться намного выше, чем стоимость одного кВт*ч при использовании газа или угля.

Однако сейчас никто платить и учитывать расходы на утилизацию не собирается. Вполне возможно, что в течение 40 лет будут изобретены дешевые технологии утилизации. Также могут быть изобретены способы повторного использования отработанного ядерного топлива.

В заключение

В мире плавучих АЭС всего две. Первую планировали построить в 1961 году американцы, однако уже 1976 года она была выведена из эксплуатации из-за экономической неэффективности и небезопасности применения. "Академик Ломоносов" - это единственная на сегодняшний день рабочая плавучая атомная электростанция, которая является весьма неплохим решением для энергоснабжения отдаленных северных регионов России. Со временем использование этих "мобильных батареек" позволит развивать промышленность и увеличивать мощности существующих предприятий в отдаленных регионах, где ранее этого нельзя было сделать из-за дороговизны или отсутствия электроэнергии.

В середине ноября у меня раздался телефонный звонок. Звонил Александр Журавлёв – инженер-ядерщик из государственной корпорации «Росатом». Первый раз с ним мы общались в 2007 году, когда «Росатом» объявил о строительстве первой в мире плавучей атомной станции «Академик Ломоносов». Уже тогда Журавлёв, будучи заместителем директора по сооружению плавучих атомных тепловых станций (ПАТЭС), увидел в чертежах моменты, которые ему показались странными, о чём доложил руководству.

Но, вместо того чтобы разобраться в ситуации, Журавлёва уволили. Так мы с Александром Дмитриевичем и познакомились – он пришёл ко мне за помощью. Именно благодаря его смелости и принципиальности в 2007 году в проект плавучей атомной станции «Академик Ломоносов» были внесены существенные изменения. А самого Журавлёва впоследствии восстановили на работе.

С тех пор прошло 10 лет. Строительство ПАТЭС входит в завершающую стадию. Однако проект, по мнению Журавлёва и других профессиональных атомщиков, получился запредельно дорогим. Как мне кажется, «Рос­атом» скрывает это от руководства страны, продолжая вбухивать бюджетные деньги в швартовые испытания, заливку ядерного топлива, а также создание гидротехнических и береговых сооружений для плавучей станции.

Дорогая игрушка «Росатома»

Мы встретились в Доме журналиста. На встречу Александр Журавлёв привёз документы о результатах целевой инспекционной проверки плавучей атомной станции «Академик Ломоносов». После ознакомления с ситуацией у меня сложилось мнение, что проект провалился, но государственная корпорация «Росатом» продолжает и продолжает вкладывать в него миллиарды, пытаясь реализовать проект любой ценой.

– «Росатом» строит плавучую атомную станцию, как вы знаете, больше 10 лет, – начал наш разговор Александр Журавлёв. – За это время стоимость референтного образца постоянно менялась.

Похоже, что сегодня цена атомной баржи не 30 млрд рублей, как продолжает утверждать государственная корпорация «Росатом», а уже около 121 млрд рублей.

Именно в такую сумму, по-видимому, вылилось многолетнее строительство. Как мне кажется, за такие деньги эта плавучая АЭС никому не нужна, она фатально нерентабельна, поэтому патент вроде как быстренько продали в Китай. Подобное не должно было произойти без распоряжения первого заместителя главы «Росатома» Кирилла Комарова. А в структуре Сергея Завьялова в дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС чуть ли не идёт процесс ликвидации бухгалтерии. Эта плавучая АЭС будет создана в одном-единственном экземпляре и скорее всего будет обречена на убыточность, хотя ТВ-каналы продолжают гонять новости о прорывных достижениях «Росатома» в строительстве целой «флотилии» плавучих АЭС.

Вот это новости! Дабы концы не ушли в воду, я сразу же обратилась в Службу экономической безопасности ФСБ, а также в пресс-службу Владимира Путина. Отдельное обращение было адресовано администрации президента РФ. Далее, насколько мне известно, оттуда был сделан запрос в государственную корпорацию «Росатом» .

Как я понимаю, в «Росатоме» после этого сильно заволновались и забегали и, хотя навигация уже закончилась, начали спешно готовить экспедицию на Чукотку. Не заставил себя ждать и запрос в пресс-службу губернатора Чукотки Романа Копина о строительстве береговых и гидротехнических сооружений. Однако оттуда так и не ответили.

Чукча в чуме ждёт АЭС

Напомним читателю, что первоначально плавучая атомная станция предназначалась для Северодвинска. Однако что-то не заладилось, и проект перенесли на Камчатку. Но местные жители, по-видимому, выступили резко против ядерной пришелицы. В результате атомную баржу решено было установить на якорь на Чукотке.

Но нужна ли в маленьком Певеке такая огромная ядерная «батарейка»? Даже в рекламных брошюрах «Академик Ломоносов» обещает обогревать город с числом жителей 200 тыс. человек. Хотя вся Чукотка имеет численность населения всего-то 50 тыс. человек. В Певеке живут 4733 человека.

Обратить внимание нужно и вот на какой момент: как сообщается, плавучая АЭС должна заменить в работе Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ. Но один из самых серьёзных оппонентов «Росатома», известный физик-ядерщик Андрей Ожаровский интересуется: если плавучая атомная станция собирается стоять «на мёртвом якоре» в Певеке, как она сможет заменить АЭС в Билибине? Как это возможно чисто технически, учитывая, что расстояние между Певеком и Билибином составляет 239 километров?

–Это действительно странно, – удивляется Александр Журавлёв. – Плавучая АЭС не сможет заменить Билибинскую АЭС. Насколько я понимаю, там нет сетей, а сети эти никто строить не собирается.

Сегодня в Певеке не требуется такого объёма электроэнергии. К тому же оба мощных ядерных реактора (а на ПАТЭС должны работать два ядерных реактора) в этом малолюдном регионе, по всей видимости, будут работать в режиме пониженной мощности. А это очень опасный режим, поскольку это может увеличить риски!

Похоже, что для Чукотки атомная баржа действительно оказывается малопригодной. Видимо, именно по этой причине в коридорах «Росатома» ещё в апреле 2016 года могла гулять идея кардинально изменить проект новых плавучих АЭС. В ведомстве, похоже, решили: строить плавучие АЭС по образцу «Академика Ломоносова» очень дорого, а потому стоит перейти к более дешёвой модели – без жилого модуля и без хранилища облучённого ядерного топлива (ОЯТ). Однако о том, что постройка судна-сборщика для ОЯТ также обойдётся в копеечку, в «Росатоме», вероятно, опять промолчали.

Удивительное совпадение, после того, как вызывающие вопросы сведения оказались в распоряжении администрации президента, в Сети появилось примерно вот такое сообщение: «В Певеке ведётся строительство береговых сооружений, которые нужны для функционирования плавучей атомной станции». В Архангельске встали под погрузку два теплохода, которые доставят на Чукотку необходимые материалы и оборудование. Эти рейсы позволят подрядчику работать в порту до начала следующей навигации. Параллельно плавучий энергоблок проходит швартовные испытания на Балтийском заводе в Петербурге.

– Срок окончания швартовых испытаний плавучей станции, по всей видимости, был намечен на конец 2016 года, – предполагает Александр Журавлёв. – После этого, как было обещано, «Академик Ломоносов» выйдет с завода, затем будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключён к береговой инфраструктуре в порту Певек. Кстати, примерно в феврале 2017 года на борту «Академика Ломоносова», вероятно, должна начаться загрузка ядерного топлива.

Но, если проект нерентабелен, зачем нужны новые огромные траты? Похоже, что это понимают многие. Недаром свежее интервью генерального директора Балтийского завода Алексея Кадилова называется «Ещё рано говорить о серийном выпуске плавучих АЭС». «Пока «Росэнергоатом» не поставит плавучую АЭС в Певеке, не начнёт эксплуатировать, не поймёт, что и как, говорить о продолжении серии преждевременно», – сообщает Алексей Кадилов.

То есть господин Кадилов уже в курсе, что вторую плавучую станцию Балтийский завод строить не будет? Почему же не поднять вопрос на государственном уровне?

Конь не валялся

Тем временем первые дни наступившего 2017 года принесли очередные интересные новости. Почти все ведущие российские СМИ 7 января сообщили о том, что на Чукотку доставлены строительные грузы для сооружения атомной электростанции «Академик Ломоносов». Цемент, песок, щебень, трубная продукция и контейнеры общим весом почти 10 тыс. тонн прибыли в Певек на сухогрузах «Синегорск» и «Иоганн Махмосталь», которые сопровождали дизельные ледоколы «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров».

Зачем же погнали суда в эти опасные ледяные заторы? Навигация на Чукотке закончилась ещё 20 ноября. В дороге льды зажали корабли, так что компания вынуждена была обсуждать возможность ждать весны для продолжения пути. Почему «Росатом» пропустил навигационный сезон, а спохватился лишь в конце ноября? И сколько стоил этот ледовый бросок в Певек?

– Возникает вопрос, – удивляется Александр Журавлёв, – как составляли графики доставки грузов для береговых сооружений на Чукотку?

Кстати, незадолго до прибытия каравана в Певеке состоялась торжественная церемония забивки первого лидерного шпунта в основание береговой инфраструктуры для плавучей атомной станции. Всего для приёма плавучей АЭС нужно построить 600-метровый мол. Сколько это будет стоить бюджету? Очевидно, что недёшево. Но если проект всё-таки не удался, может быть, не надо пускать на ветер новые миллиарды?

– Сегодня строительство береговых сооружений на Чукотке идёт, – продолжает наш разговор Александр Журавлёв. – Но вот что интересно: вероятно, что все расходы на гидротехнические и береговые сооружения в сумму 121 млрд рублей, скорее всего уже потраченных на строительство ПАТЭС, не входят. В итоге весь проект плавучей АЭС вместе с береговыми сооружениями обойдётся бюджету ещё дороже! Напоминаю: огромную сумму стоит только плавучий энергоблок. Более того, в решениях и разработки и реализации проекта плавучей атомной станции, по всей видимости, не рассматривались вопросы её жизненного цикла. Предложения Росэнергоатома об использовании на период ремонта модернизированного атомного ледокола вместо плавучей АЭС, как я считаю, на текущий момент не проработаны ни с технической, ни с экономической стороны.

Далее: скорее всего не рассматривалась даже сама задача определения и создания инфраструктуры обслуживания плавучего энергоблока, а также, похоже, не вёлся разговор и об обеспечении ремонта оборудования плавучего блока в удалении от базы и др.

Тут надо сказать вот ещё о чём. В середине декабря на плавучей атомной станции неожиданно случился пожар. Пламя тушили с помощью МЧС. С верхней палубы атомной баржи были эвакуированы 150 человек. Пожар, как известно, испокон веков является хорошим способом заметать следы…

Ушла на китайскую базу

А теперь из Певека переберёмся в Китай. Наши китайские коллеги, журналисты из газеты «Наньцзао жибао», подтвердили, что ведущая энергетическая корпорация Китая China General Nuclear Power Corp уже строит плавучую атомную станцию с собственным ядерным реактором ACPR50S.

Тут надо сделать такое примечание. Ещё с 2014 года мы обсуждали с китайцами планы по совместному строительству плавучих АЭС – в Пекине очень давно проявляли интерес к «Академику Ломоносову». В планах даже значился выход на серийное строительство плавучих атомных станций, что могло открыть России и Китаю рынок третьих стран. Но все эти утверждения, выходит, уже не соответствуют действительности?

Между тем игра в плавучие атомные кораблики продолжается.

– Плавучими атомными станциями уже заинтересовались зарубежные страны, – заверяет начальник по строительству плавучих АЭС Сергей Завьялов. – Интерес к мобильной электротеплогенерации проявляют в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Саудовской Аравии и Катаре. Представители из этих стран заявляли, что, как только мы достроим головной энергоблок и будут заметны первые результаты работы, они могут начать с нами сотрудничество. Поэтому чем быстрее мы сегодня продемонстрируем наши новые технологии мировому сообществу, тем скорее сможем получить заказы. Само собой, серийные плавучие АЭС реально строить с меньшими издержками и по уже усовершенствованным технологиям. Типовая плавучая АЭС может обойтись на 40–50% дешевле. Скорее всего очередную плавучую АЭС начнут строить сразу же после того, как заработает референтный образец. Подобные станции со временем придут на Таймыр и Камчатку.

Однако Камчатка однажды уже отказалась от такого подарка «Росатома». Где фантазии, а где реальность?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пока материал готовился к печати, стало известно, что страсти вокруг плавучей атомной станции начинают закипать и в городе на Неве, где идёт строительство «Академика Ломоносова». Депутат Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов направил запрос директору государственной корпорации «Росатом» Алексею Лихачёву с требованием подтвердить информацию о запуске ядерных реакторов на плавучей атомной станции. Ведь работы, относящиеся к категории ядерно опасных, были запрещены в черте города ещё четверть века назад!

– Исключение делается только для атомных ледоколов, – резюмирует Александр Журавлёв. – Но строительство плавучей АЭС – это не сооружение атомного ледокола. Почему за все 10 лет строительства атомной баржи «Росатом» не удосужился внести необходимые изменения в документацию? Полагаю, что из дирекции строящихся плавучих АЭС нужно немедленно убрать некоторых неэффективных руководителей, пока ещё можно выправить ситуацию. Всё руководство сооружения ПАТЭС необходимо перевести на ручной режим. Во главе поставить человека, который умеет принимать правильные решения.

Первая в мире плавучая атомная электростанция, спроектированная так, чтобы устоять перед цунами и землетрясениями, подобно тем, что стали причиной катастрофы на Фукусиме (2011), будет открыта на российском Крайнем Севере — Чукотке и начнет производить электроэнергию в 2020 году.

«На данный момент платформа с двумя реакторами на борту проходит морские испытания в доке, которые завершатся к концу этого года или в 2017-ом», — рассказал EFE Георгий Тихомиров, профессор Московского Инженерно-физического института (МИФИ) (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — прим. ред. ).

Затем АЭС будет отбуксирована из Санкт-Петербурга в самый северный город России — Певек (Чукотка), который расположен в защищенной бухте, чтобы заменить собой обычную электростанцию.

«Строительство необходимой портовой инфраструктуры для установки плавучей АЭС началось в конце 2015 года. Прежде, чем установить опоры для платформы, необходимо подвести электролинию для передачи энергии в общую сеть», — объяснил он.

Первый киловатт в 2020 году

Профессор рассчитывает, что «к 2020 году плавучая АЭС произведет свой первый киловатт электроэнергии», называя этот срок «реальным» вне зависимости от колебаний в экономике.

Баржа, как которой установлены оба ядерных реактора имеет 144 метра в длину, 30 — в ширину и 6 метров осадки и водоизмещением 21 тысяча тонн. «Это все равно что круиз. Персонал будет проживать на платформе в условиях четырехзвездочного отеля, со всеми удобствами, ведь им придется провести в каютах целый год», — заметил Тихомиров.

Что касается реакторов (КЛТ-40C), каждый из них обладает мощностью 40 МВт, они могут работать одновременно и будут располагать запасом топлива для автономной работы в течение трех лет.

«Каждые три года производится перегрузка топлива, а каждые двенадцать проводится полное техобслуживание. Предполагается, что общий срок эксплуатации АЭС — 40 лет», — сообщает собеседник EFE.

На станции будет использоваться низкообогащенный уран, а отработанное топливо будет накапливаться на самой платформе. По словам российского физика, плавучая АЭС способна производить такое же количество электроэнергии, что и обычная.

Тихомиров считает, что устанавливаемые на платформе реакторы «абсолютно надежны», что доказывает их бесперебойная работа в течение многих лет на борту «по меньшей мере трех атомных ледоколов».

В случае цунами или землетрясения АЭС поднимут над уровнем моря. «Реакторные блоки компактные и автономные. Это не такие реакторы, как были установлены на Чернобыльской АЭС, разумеется. Вариант развития событий по фукусимскому сценарию также исключен», — утверждает ученый.
Эксперт объяснил, что в случае опасности цунами или подземных толчков, что «маловероятно» в Арктике, «АЭС будет поднята над уровнем моря при помощи прочных опор, на которых она установлена».

«Это сложное техническое решение, но оно гарантирует как безопасность, так и бесперебойную поставку электроэнергии», — сказал он.

После аварии на атомной электростанции Фукусима в Японии (2011 году) российские власти пообещали не размещать плавающие АЭС в зонах с высокой сейсмической активностью. По этой причине был исключен вариант установки станции на вулканическом полуострове Камчатка в Тихом океане.

Гринпис: бомба замедленного действия

«Гринпис», напротив, считает, что подобные станции являются настоящими «бомбами с часовым механизмом», поскольку на них накапливается большое количество урана, а, кроме того, «подарком для террористов», а значит для их охраны потребуется целый военный флот, что сделает проект чрезвычайно дорогостоящим.

В ответ на эти утверждения Тихомиров исключает возможную угрозу зхвата АЭС террористами, поскольку все современные атомные электростанции оснащены чрезвычайными мерами защиты, чтобы предотвратить доступ к радиоактивному топливу.

«До сих пор не было ни одной попытки захватить атомные станции. Кроме того, Чукотка в силу своей удаленности является вполне безопасным местом», — напомнил ученый.

Помимо снабжения экологически чистой электроэнергией удаленных районов, плавучая АЭС способна вырабатывать тепло, что позволит отказаться от использования для этих целей угля, газа и нефти.

Исследование ресурсов российской Арктики

От успеха этого первого проекта будет зависеть, одобрит ли российское правительство строительство остальных запланированных плавучих АЭС — хотя «Росатом» уже подготовил документацию на 5-7 мобильных платформ для «исследования ресурсов российской Арктики».

«Преимуществом плавучей АЭС является то, что она может быть пришвартована практически в любом месте, где есть линия электропередачи», — отмечает Тихомиров.

Он полагает, что «если на арктическом шельфе будет найдена нефть, (…) наиболее логичным будет установить там плавучую АЭС».

«Почему? Да потому что обычная электростанция обойдется гораздо дороже», — уверяет профессор и добавляет, что таяние арктических льдов и открытие арктического морского пути в качестве альтернативы Суэцому каналу мгновенно повысит спрос на плавучие АЭС на рынке.

Тихомиров убежден, что такие установки могли бы стать «хорошим коммерческим продуктом», но считает «преждевременным» говорить об их экспорте, хотя такие страны, как Чили, Бразилия или Индонезия, уже выразили свою заинтересованность проектом, а Китай решил запустить свою версию плавучих АЭС.

США запустили в 1968 году плавучую АЭС (Surgis) в Панамском канале, которая была выведена из эксплуатации в 1976-ом по причине высоких затрат на ее содержание.

Первая в мире плавучая атомная электростанция уже заинтересовала зарубежные страны

В Петербурге на Балтийском заводе заканчивается строительстве уникального судна. Первый в мире плавучий энергоблок (ПЭБ, входит с состав плавучей атомной теплоэлектростанции) «Академик Ломоносов» должен уже в 2019 году прибыть в самый северный порт Певек в Чукотском автономном округе и заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ.

Корабль как город

Если бы не плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), то у жителей Чукотки в ближайшем будущем могли бы быть проблемы. Дело в том, что Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ, которые и давали электроэнергию и тепло, вскоре должны вывести из эксплуатации. Первая работает в вечной мерзлоте уже больше 40 лет, вторая - больше 70. За это время обе успели изрядно «состариться». Конечно, на Чукотке можно было бы соорудить новую АЭС, но это долго, дорого и сложно. Вместо этого российские атомщики придумали куда более красивое решение: АЭС можно построить не в невыносимом климате той же Чукотки, а, например, в Петербурге, потом транспортировать станцию к любым дальним городам, пришвартовать там, а затем по линиям электропередач передать энергию местным жителям, предприятиям и даже газовым и нефтяным платформам, которые расположены в открытом море. Это и есть ПАТЭС.

В составе ПАТЭС - плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», то есть судно стоечного типа с ядерными реакторами КЛТ-40С, - рассказывает главный строитель ПЭБ Александр Ковалев. - Судно предназначено для выдачи 70 МВТ электрической мощности и 50 ГВТ в час тепловой. Вторая составляющая ПАТЭС - береговая и гидротехническая инфраструктура в том месте, где должен будет пришвартован ПЭБ. Благодаря этому и можно будет генерировать на берег электрическую и тепловую энергию.

«Академик Ломоносов» - огромное судно высотой почти в 12-этажный дом и длиной в 144 метра - уже практически готов. Он чем-то похож на город, где вместо запутанных улиц - лабиринты коридоров, вместо мэрии - центральный пост, откуда можно управлять всеми технологическими процессами, происходящими на судне, а вместо жилых домов - удобные одноместные каюты с санузлом, а у руководителей - еще и с прихожей и кабинетом. На «Академике...» есть даже свои «социальные объекты» - библиотека, тренажерный и спортивный залы, сауна, бассейн, пресс-рум для общения с прессой. Без всего этого не обойтись.

На судне 96 человек экипажа, - рассказывает представитель заказчика, директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Сергей Завьялов. - Работать эти люди будут посменно вахтовым методом по три месяца. Поэтому экипаж необходимо обеспечить комфортными условиями. Так делают на любых крупных судах, которые уходят в моря и океаны на долгие месяцы и несут там службу в отрыве от материка.

12 лет без выходных

Но сердце «Академика Ломоносова» - это не библиотека с бассейном и даже не центральный пост. Это два атомных реактора, к которым сейчас у рабочих Балтзавода повышенное внимание: они готовятся к приему и первой загрузке ядерного топлива, которая запланирована на начало 2017 года. Только потом - после физического пуска реакторов, всевозможных проверок и испытаний - судно отбуксируют в Певек («Академик Ломоносов» сам плыть не может).

ПЭБ - это своего рода батарейка для выдачи на берег энергии. И предназначена она для 12-летней работы без заводского ремонта, - говорит Александр Ковалев. - Но в течение этого срока нужно минимум раз в три года перегружать ядерное топливо. Поэтому на борту судна предусмотрены специальные помещения для хранения уже отработанного топлива. Как видите, предусмотрено все.

Но особое внимание - безопасности. Все-таки «Академик Ломоносов» - это атомная станция, которая будет находиться вблизи населенных пунктов. Поэтому реакторная установка ПЭБа оснащена новой активной зоной с низким обогащение урана. А еще на «Академике Ломоносове» созданы дополнительные системы активной и пассивной защиты, которые не допустят аварийной ситуации. Помимо этого над реакторными шахтами есть специальные бочки - емкости аварийной проливки. Если в реакторах чересчур поднимется температура, есть механизмы снятия излишнего тепла.

Ветер не помеха

Строительство «Академика Ломоносова» - это еще полдела. К его прибытию в Певеке необходимо подготовить комплекс береговых сооружений, включая 600-метровый мол, благодаря которому в месте «парковки» ПЭБа появится закрытая акватория. Это защитит атомную электростанцию в случае климатических ЧП.

В течение 2-3 месяцев мы должны обеспечить поставку материалов с Большой земли в город Певек, что позволит нам построить мол - гигантское сооружение-причал для стоянки ПЭБа, - рассказывает Сергей Завьялов. - В настоящее время в пути находятся два транспортных судна: «Константа» и «Анисимов». Эти суда везут строительную технику, бурильные машины. А вообще мы должны обеспечить задел строительных материалов на весь межнавигационный период 2017 года. То есть решается серьезная, я бы даже сказал грандиозная задача. Уже 4 октября на площадке строительства в Певеке состоится важное событие: так называемая церемония забивки лидерной сваи. Это традиционное мероприятие, которое сопутствует сооружению подобных объектов и ознаменовывает собой начало строительства крупного объекта в Арктике.

Построить 600-метровый мол будет непросто. Одна из главных проблем - суровый климат Чукотки.

Чукотка славится своим ветром «южак», скорость которого достигает 80 метров в секунду, - рассказывает Сергей Завьялов. - Он легко сносит 90-тонные краны! В таких условиях Концерну «Росэнергоатом» и нашему подрядчику придется осуществить все работы в кратчайший срок. Сметная стоимость создания береговых сооружений к ПАТЭС составляет 7,2 миллиарда рублей, а энергоблока (ПЭБ) - 21,5 миллиарда. Это немалые деньги, но значительно дешевле, если строить на Чукотке АЭС на земле. Плюс, строить впервые уникальный объект всегда дороже. Типовые плавучие АЭС будут значительно дешевле.

Мир ждет ПАТЭС

ПАТЭС уже заинтересовались зарубежные страны. Оно и понятно, ведь плавучую атомную электростанцию можно отбуксовать практически в любое место на Земле.

Востребованность подобных энергоисточников на сегодняшний день в мире очень высока, - признается Сергей Завьялов. - Еще в 2009-2012 годах я участвовал в подписании меморандумов о намерениях с рядом стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Интерес к мобильной электротеплогенерации проявляют в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Китае. Представители из этих стран заявляли, что как только мы достроим головной энергоблок и будут видны первые результаты работы, они могут начать с нами сотрудничество. Поэтому чем быстрее мы сейчас продемонстрируем наши новые технологии мировому сообществу, тем скорее сможем получить заказы для коммерческого использования подобных изделий.

Само собой, серийные ПАТЭС реально строить с меньшими издержками и по уже усовершенствованным технологиям. По словам Сергея Завьялова, типовая плавучая АЭС может обойтись на 40-50 процентов дешевле. Скорее всего, очередную ПАТЭС начнут строить сразу же после того, как заработает «референтный образец». Планируется, что подобные станции в России могут использоваться на Таймыре и на Камчатке.

Екатерина Кузнецова

Тренировка для лучших

Будущих членов экипаж для «Академика Ломоносова» готовят в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации (ЦИПК) Росатома. Обучение длится два года. За это время экипаж должен пройти как теорию, так и практику на самом энергоблоке. В «уроки» входит даже спасение людей на воде, действия при пожаре, разгерметизации реактора или поступлении воды. Примерно треть времени отводится под тренажерную подготовку. В Центральном институте повышения квалификации создали специальный тренажер, который полностью имитирует пульт управления на «Академике Ломоносове». Его можно запрограммировать на 250 вариантов отказа системы. Благодаря этому к концу обучения экипаж будет знать как себя вести в любой чрезвычайной ситуации.

Мы сейчас формируем команду, - говорит Сергей Завьялов, - Мы синхронизируем набор персонала с тем строительным графиком, который утвержден с Балтзаводом. То есть к определенному строительному периоду готовим тех или иных специалистов. Могу сказать, что желающих работать на «Академике Ломоносове» очень много. Так что мы проводим кастинг и отбираем только самых лучших.