Главная / Инвестиционная привлекательность региона / Статьи

Персона недели ноябрь 2009

Автор: Николай Смуров, специально для V1.ru

Что даст Волгоградской области и легкой промышленности России создаваемый в регионе текстильный кластер? Оказались ли востребованы предложения «президентской сотни» в послании Президента России Федеральному собранию? Есть ли пути решения политических и экономических проблем региона и каковы они? На эти и другие вопросы V1.ru ответил вице-губернатор администрации Волгоградской области Анатолий Бровко. 

Анатолий Григорьевич, в конце октября вы участвовали в Санкт-Петербургской встрече президента России с двадцатью пятью членами резерва управленческих кадров, так называемой «президентской сотни». Насколько такие встречи оказываются вообще результативными, а выдвинутые в ходе них идеи востребованными?

Да, некоторое время назад в Санкт-Петербурге состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева с 25 членами «первой сотни», на которой мы высказали новые идеи и предложения. По результативности этих встреч могу сказать, что часть из этих предложений вошли и в основу послания президента Федеральному Собранию. Не остались без внимания президента и предложения сделанные нами на предыдущих встречах.  Мне очень приятно, что идеи из представленных на рассмотрение президенту в начале года, два уже воплотились в законы.

Так, первым из  воплощенных в законы предложений было дать возможность ВУЗам участвовать в акционерном капитале коммерческих структур для реализации своих научных наработок. Суть такова: при ВУЗе может организовываться коммерческое предприятие, куда ВУЗ передает патент на изобретение в качестве своего вклада. Получив патент, коммерческое предприятие, сможет начать внедрение, т.е. коммерциализацию.  В результате произойдет внедрение научных разработок в промышленность, и взаимовыгодное сотрудничество приведет к совместному развитию обеих отраслей. Это знаковое событие для ВУЗов произошло 8 августа этого года — принят 217-ый федеральный закон и наше предложение нашло отражение в этом законе. Также, в одном из четырнадцати моих предложений было то, что мэры крупных городов должны быть назначаемы и являться заместителями губернаторов. В начале мая в третьем чтении были приняты поправки к 131-ому федеральному закону, которые дают возможность либо губернатору, либо городской Думе инициировать снятие мэров, в случае неэффективного управления последних.

А какие предложения были выдвинуты вами в ходе встречи в Санкт-Петербурге?

Выдвинуто было предложение решить на федеральном уровне вопрос касающийся предоставления земельных участков. В Волгоградской области много участков выделено коммерческим предприятиям. Порой они простаивают год, два, три, а то и все пять – и с ними ничего не происходит. На них ничего не строится, ничего не делается... Поэтому моим предложением было установить прогрессирующую шкалу земельного налога. По этой шкале, через определенное время земельный налог должен увеличиваться в несколько раз, если предприятие, получившее этот участок, либо не использует его вообще, либо использует не по назначению. Возникает вопрос – зачем они взяли этот участок? На перепродажу?  Значит необходимо законодательно определить срок, в течение которого предприятия, если берут участок, должны либо перепродать его, либо быть в состоянии реализовать какой-нибудь крупный проект: построить жилье, завод, гостиницу, или что-то другое. Кроме того, мы должны сделать более простую схему предоставления федеральных земель, так как на территории той же Волгоградской области много участков, находящихся в федеральной собственности. Еще было предложено, чтобы государство фиксировало для сельхозпроизводителей цену на продукцию будущего года. Фермер должен знать заранее, что в следующем году государство купит его продукцию и знать по какой конкретно цене.  Ведь сложилась такая ситуация, что каждый год фермер не знает, выиграет он, или проиграет.  Нельзя сказать, что президент многое взял для своего послания из наших предложений, но некоторые наработки туда вошли.

Министерство промышленности и торговли России одобрило инвестиционный план по созданию в Камышине текстильного кластера «Поволжье».  Сейчас, когда еще не закончился кризис, нужен ли Волгоградской области столь масштабный проект, спасающий по сути лишь одно предприятие?

Текстильный кластер — это весьма и весьма значимый проект для Волгоградской области. В прошлом году Волгоградская область включена правительством страны в пятерку пилотных регионов, в которых будут создаваться холдинги по развитию текстильной и легкой промышленности. Нами был разработан крупномасштабный инвестиционный проект, который в начале ноября успешно прошел защиту в Минпромторге России. В декабре о первых итогах работы в этом направлении министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко будет докладывать премьер-министру Владимиру Путину. Это не отдельный проект — кластер вошел в стратегию развития  легкой и текстильной промышленности России до 2020 года и утвержден правительством страны.

Что такое вообще кластер? Это холдинг, куда входит более 200 предприятий, вошедших в тесную кооперацию, повышая тем самым свою капитализацию. Основой кластера станут два ключевых направления: хлопчатобумажное и кожевенное производство. Первое направление возглавит ХБК имени Косыгина, а второе – крупное кожевенное предприятие-лидер ООО «Шеврет», находящееся в Советском районе, и на основе которого будет реализовываться проект, связанный с Роснанотехологиями. В результате легкая и текстильная промышленность в Волгоградской области получит серьезный толчок к развитию, а 3600 человек – рабочие места. Уже в декабре мы определимся, кто конкретно из двух банков будет нас кредитовать на два с половиной миллиарда рублей, и узнаем когда будут выделяться деньги. В первую очередь деньги будут направлены на организацию производства, закупку новых мощностей,и оборудования. Получив новые технологии и оборудование, тот же Камышинский ХБК начнет работать, размещая заказы внутри отрасли. Причем, не где-то на стороне, а в рамках холдинга, то есть на других предприятиях региона.

Тоже самое касается кожевенного производства на базе новых технологий, разработанных Казанским университетом. Один из двух проектов, финансирование которых предполагается через госкорпорацию «РОСНАНО» - «Организация производства натуральной кожи, модифицированной ВЧ-плазмой пониженного давления». Учеными проведены лабораторные исследования, в рамках которых получена кожа с новыми техническими и физическими свойствами. Мы совместно с КГУ решили сделать производство на базе нашего предприятия. Полученные образцы были направлены в министерство обороны. У них спросили:  будет ли востребована министерством наша продукция, в то время, когда все заполнено китайской и турецкой. В минобороны ответили, что  готовы забрать все! Всю нашу продукцию, произведенную по новой технологии.  А это значит, уже есть реальный рынок сбыта для нашего проекта.  Любой проект, осуществляемый на федеральные деньги должен обязательно отвечать на вопрос, где будет реализовываться продукция. Мы на этот вопрос ответили.

Немало сейчас говорится и о господдержке крупных региональных предприятий. Два волгоградских предприятия положительное решение получили, а поддержку до сих пор нет. Вы со своей стороны принимаете участие в окончательном решении вопроса?

На прошедшей защите присутствовали двадцать предприятий из пяти регионов, в том числе и из Волгоградской области. Положительное решение было принято в адрес всего трех из двадцати, в том числе двух из Волгоградской области. Третьим стало предприятие из Новосибирска. Суди сами, показательно это или нет. Остальные не получили положительной оценки. По результатам защиты  был подготовлен соответствующий протокол и заместитель министра мне лично его передал. Были подготовлены соответствующие положительные решения и переданы в Минэкономразвития. В Минэкономразвитии должны были также комиссионно принять решение и выдать гарантии. Мы с нетерпением ждем окончательного положительного решения в ближайшие недели.

Кстати, по всей России много говорилось, что хорошим стимулом промышленности стали олимпийские стройки в Сочи. Но, почему в этих стройках практически не участвуют волгоградские компании?

Я в мае этого года ездил в Сочи как раз по этому вопросу. Состоялась предметная встреча с заместителем мэра, на которой мы обсудили потенциальные возможности многих волгоградских предприятий и  разработали стратегию взаимно выгодного сотрудничества. Но, по возвращению в Волгоград я выяснил, что  предприятия Волгоградской области, где сосредоточено до 30 процентов промышленности ЮФО, в конкурсах не участвуют вообще. Оказалось, что в строительстве объектов в Сочи участвуют все, кроме предприятий Волгоградской области. Наши компании оказались крайне пассивны. Я был этому, мягко скажем, удивлен. Ведь никто не чинит им препятствий. Наоборот. В регионе есть хорошие, достойные предприятия. Есть теперь и зеленый свет для наших в строительстве и возведении объектов для Олимпиады. Я приехал, собрал руководителей предприятий и спросил, что им мешает участвовать в конкурсах, тогда когда их столько официально объявляется?  Говорил, что если есть проблемы, или они столкнулись с предвзятым отношением — пусть приходят ко мне. Будем говорить по-другому, будем решать вопросы.   Оказалось, они даже не пытались, не попробовали что-то сделать, чтобы начать участвовать в конкурсах. Но если они сами не участвуют, я же не могу их за руку тащить. Хотя, такая пассивность для меня загадка.

Но, есть возможность сломать такую пассивность?

Считаю что да. Нужно переориентировать всех нас, вместе взятых, на конкретные цели. Нужно кардинально изменить подходы. Не как сейчас - на тебе, осваивай деньги. А требовать достижения конкретного результата. Деньги – это лишь инструмент, такой же, как и люди. Например, начальник мне скажет — Бровко, ты  должен в этом году сформировать пять тысяч рабочих мест и под эту задачу выделяется такой-то бюджет. Если не сделаешь – то ты больше тут не работаешь.  Вот конкретная сумма, и нужно обеспечить ее распределение так, чтобы получилось пять тысяч рабочих мест с конкретным сроком окупаемости.  Мы же идем по пути освоения денег. Получилось 3,5 тысячи рабочих мест – о, да ты герой. Хотя может и не герой, и на эти деньги можно было бы создать 10 тысяч рабочих мест. Но, главное — деньги освоены и все довольны. 

Нужно срочно стабилизировать политическую систему, все, что сильно мешает восстановлению экономики региона. Сегодня необходимо консолидировать все политические силы. Все партии должны договориться. Я обращаюсь и к депутатам как «Единой России» так и других фракций. Хватит играть в политику, пора подумать и о регионе. Это станет модернизацией политической системы. Аналогично, необходимо выстроить и отношения, сложившиеся сейчас между администрацией города и области. Необходимо, чтобы в регионе была выстроена четкая вертикаль власти. 

Но ведь на амбиции некоторых руководителей можно повлиять не только по административной, но и по партийной линии. Или партбилет на стол за это уже не кладут?

Вообще, считаю, что поведение человека определяет не только его партийная принадлежность, но изначально его воспитание. Все мы разные, даже если состоим в одной партии. У одних есть стремление к развитию и достижению конечного результата. У других – лишь стремление к  освоению финансовых средств. При этом у некоторых есть необъезженные амбиции, не позволяющие ему прислушиваться к коллегам. Также мне совершенно непонятно совмещение государственной службы с коммерческими интересами. Я считаю, что если ты на государственной службе, то должен навсегда забыть о том бизнесе, который у тебя был. Соответственно и не лоббировать интересы своего бизнеса. Как бы банально это не звучало, но человек, обличенный властью, должен служить народу. У нас же сейчас зачастую происходит все наоборот. Поэтому без коренной модернизации системы нам сейчас не обойтись.

Возврат к списку